Яндекс.Метрика

Конфликтологическая компетенция в коммуникации: теория и практика

Конфликтологическая компетенция в коммуникации: теория и практика

Конфликтологическая компетенция в коммуникации:  теория и практика

(Цой Любовь Николаевнакандидат социологических наук, 

 Генеральный директор Московской Школы Конфликтологии)

 

Актуальность.

Конфликтогенность в мире преодолевает все мыслимые  пороги цивилизованной коммуникации  между индивидуальными и коллективными субъектами, превращая ее в  информационную войну, в которую сознательно или бессознательно включается все больше акторов.   Одной из главных причин,  ставящей  зачастую под угрозу безопасность   человека, общества и государства является  конфликтная   коммуникация  на всех уровнях  управления и взаимодействия.

Конфликты изучаются не менее чем шестнадцатью научными дисциплинами, преодолеть барьеры  между которыми,  специалистам до сих пор не удается, а потому  представление о конфликтологической компетентности специалистов, прочно закреплено  в предметных дисциплинах: психология, социология, история, право и т.д.

Данное исследование представляет собой попытку  преодолеть  межпредметные барьеры через  полагание базовых  категорий «искусственного» и  «естественного»,   в целях различения  более «тонких», невидимых процессов   в коммуникации, в которых  разворачиваются разные  коммуникативные стратегии:  партнерская, манипулятивная, репрессивная,  псевдокоммуникация, квазикоммуникация.

          Базовые различения: мыследеятельностный подход.          

          Конфликтное взаимодействие представляет собой нелинейный, естественно/искусственный   процесс,    объединяющий в себе   три фокуса, в которых можно рассматривать все известные случаи коммуникативного взаимодействия .  

1) ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ (мир и все процессы — естественные: есть угроза исчезновения как части природы — природа может обойтись без человека и вирусов. нельзя уничтожить нижележащие слои без ущерба и уничтожения вышележащих форм; через химические вещества; борьба за статусы — как один из животных инстинктов самосохранения) .

2) фокус КУЛЬТУРЫ и АНТРОПОЦЕНТРИЗМА. Культура есть насилие над природой. Культура, в идеале — это замена естественного мира на искусственный. Человек  стремится вырваться  из контекста природы. Борьба с антропоцентризмом — современный тренд.

3) Фокус ИСКУСТВЕННО-ЕСТЕСТВЕННОГО — это фокус мышления или духа.

Ни один фокус не может быть исключен из процесса коммуникации,  они все в принципе — равнозначны.

Необходим синтез трех фокусов,  который  позволяет  или делает возможным работать с тремя фокусами, не смешивая их, что и является одним из качественных критериев  в формировании конфликтологической компетенции.

При этом коммуникация в мыследеятельностном подходе раскрывается как процесс:

•         практического искусства разговора,

•         межсубъектного взаимодействия , опосредованное знаками,

•         как проживание иного опыта,

•         как процесс обработки информации,

•         как экспрессия, взаимодействие и влияние,

•         как воспроизводство социального порядка,

•         как дискурсивная рефлексия.

Конфликтное взаимодействие,   как многопозиционная коммуникация

Конфликтное взаимодействие  представляет собой столкновение не только разных   интересов, но  и различных позиций. Первое различение в конфликтном поле – это участники конфликта и наблюдатели, такое  разделение   на группы очень важно, так как если  не будет наблюдателей, то конфликт приобретает жесткие формы противостояния и  жестокого физического насилия, с  интенцией на полное уничтожение или тотальное  порабощение  слабой стороны.   Кроме того, есть  разные профессиональные сообщества (СМИ, социологи, культурологи,  историки, политики, профсоюзы, бизнес и пр.),   которые выражают свое отношение к конфликту,  но относятся совершенно иначе, чем простые наблюдатели и участники  конфликта.

Конфликтная коммуникация —    это столкновение интересов, потребностей,  ценностей и  взглядов,   который репрезентируется в речевой коммуникации и  представляет собой нелинейный, естественно развивающийся процесс.  Конфликт разворачивается  в двух коммуникативных сферах/пространствах:

1)  Социокультурное пространство  конфликта включает в себя две  основные  функциональные группы,  которые можно рассматривать как  социально-семиотические функции,  без которых  собственно конфликт развиваться не может: участники конфликта и простые наблюдатели. Наблюдатели – именно они формируют общественное мнение , они  в большей степени выражают   свое  отношение к конфликту и к сторонам конфликта ЗА или ПРОТИВ. 

2) Культурное пространство конфликта, которое  в отношении к социокультурному  пространству, дает возможность ввести, так называемую «действительность».  Оно создается профессиональными сообществами.   Отношения между   сопереживаниями,  опытом,  чувствами/эмоциями в конфликте и размышлениями над ними —  это и есть то напряжение. которое формирует   действительность.   

Формирование конфликтологической компетентности, как основополагающей   компетентности  в подготовке управленце XXI века.

     Конфликтологическая компетентность     рассматривается как основополагающее условие реализации конструктивной коммуникации в конфликте, она представляет собой   профессиональную осведомленность  о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать технологическое  содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.

Это способность специалиста  в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных последствий и разрешение проблем.

Связующим звеном комплекса компетенций является коммуникативная компонента, цементирующая конфликтное взаимодействие в его лингвистической форме.

Характеристики конфликтологической компетентности могут быть структурированы по пяти группам:   целеустремлённость, рефлективность, коммуникативность, социальность, способность к профессиональному и  личностному развитию.

          Глоссарий: Конфликт, конфликтная коммуникация,  конфликтологическая компетентность, конфликтное взаимодействие, категории «естественного» и искусственного».

Цой Л.Н.

(Сборник статей по материалам международной научной конференции  9-11 июля 2015 г.«Наука о коммуникации как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов».Москва, НИУ ВШЭ, 2015 г. С.126-128)

________

Международная конференция «Наука о коммуникации как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов»

 Конфликтология и конфликты