Яндекс.Метрика

Модели анализа конфликта

Модели анализа конфликта

Формы проявления   и типы конфликтов
Формы проявления и типы конфликтов

§4. Модели анализа конфликта

С чего можно начинать исследование конфликта? Каждый исследователь находится в рамках какой-либо конкретной научной дисциплины, в которой под  методологией понимается «совокупность используемых ею методов получения и подтверждения нового знания» (СНОСКА: Социология в России. М.: «Институт социологии РАН», 1998.). С точки зрения практики, обращение к различным моделям объяснения необходимо для того, чтобы изначально определить некоторые стандарты, рамки, оценки, с которыми в дальнейшем можно соотносить реальную исследовательскую практику. Такие модели объяснения в социологии имеются, например, натуралистическая, бихевиаристская, интепретативная, этнометодологическая, функционалисткая, структуралистская.

Множество теоретических моделей можно встретить в рамках любой научной дисциплины, которые исследуют конфликты. Теоретические перспективы предполагают прикладной аспект научного исследования, тем самым, оказывая влияние на «выживание» исследовательских программ. Однако для конкретных практических задач научные методы исследования и вмешательства в конфликтные ситуации необходимо дополнять методами, приемами, принимаемыми решениями, представлениями и объяснениями, которыми пользуются, в том числе и конфликтующие стороны. Это значит, что в данной методологии научные знания и знания конфликтующих сторон имеют равные возможности влияния на конфликтную ситуацию, Это разные технологии: одна – технология исследования, другая – технология изменения. Приведем примеры нескольких предлагаемых исследователями схем, позволяющих анализировать конфликты.

Пример первый.  Схема 4. Структура социального конфликта.

Указанная выше структура выявлена на «основании сопоставления и обобщения, различных конфликтологических концепций, предложенных зарубежными и отечественными учеными» (СНОСКА: Васильева Е.И. Концептуальный анализ социального конфликта в современной американской социологии (1950–1990 годы). М: Институт социологии РАН. Автореферат дис. (канд. соц. наук), 1996. С. 66–74.).

В этой структуре четыре основных понятия:

  • Субъекты конфликта (конфликтующие стороны).
  • Отношения конфликтующих сторон.
  • Предмет конфликта.
  • Внешняя социальная среда.

(Эта схема ограниченная и не полная, приведена во всех учебниках по конфликтологии.).

Пример второй.

Схема 5. Универсальная авторская схема понятийного описания конфликта. (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) (СНОСКА: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 139.) Это теоретическая модель, которая основывается на предельных понятиях: сущность, классификация, структура, функция, генезис, эволюция, динамика, системно-информационное описание, предупреждение, разрешение, исследование и диагностика.

Пример третий.

Структурные элементы диагностики конфликта включают 27 этапов и понятий (авторская работа Ю.Е. Растова) (СНОСКА: Растов Ю.Е. Конфликтологическая сторона менеджмента. Барнаул, 1992. С. 9.).

  • Выяснение полного состава участников конфликта.
  • Определение роли каждого участника.
  • Выяснение мотивировок конфликтеров.
  • Выяснение предмета конфликта.
  • Выяснение интересов конфликтеров.
  • Выяснение целей конфликтеров.
  • Установление соответствия целей конфликтера его интересам.
  • Выяснение динамики зоны разногласия.
  • Выяснение повода или предлога конфликта.
  • Выяснение причины конфликта.
  • Выяснение первопричины конфликта.
  • Выяснение причин развития или свертывания конфликта.
  • Выяснение этапа (фазы) конфликта.
  • Определение знака конфликта.
  • Определение формулы конфликта.
  • Установление типа конфликтного поведения.
  • Установление соответствия установок конфликтера на тип конфликтногоповедения.
  • Анализ реальных конфликтных противодействий.
  • Установление баланса сил конфликтеров.
  • Выяснение длительности конфликта.
  • Установление степени остроты конфликта.
  • Выяснение энергетики конфликта.
  • Определение психофона конфликта.
  • Определение цены конфликта для каждого конфликтера.
  • Определение цены выхода из конфликта каждого конфликтера.
  • Сопоставление цены конфликта с ценой выхода из него.
  • Определение подходящей к данному случаю модели решения конфликта.

Эти этапы включены в практические технологии, которые реализует Растов Ю. и его группа.

Пример четвертый.

Основные понятия фаз конфликта, описывающих конфликтное сосуществование. (С.П. Никаноров, З.А. Кучкаров, А.Г. Коваль, А.В. Костюк, А.Н. Шульпекин) (СНОСКА: Никаноров С.П., Кучкаров З.А., Коваль А.Г., Костюк А.В. Задача управления конфликтами в социальных системах//Проблемы и решения. М.: Концепт, 1995, №3. С. 35–36.). Ими выделяются основания, конфликтанты и фазы нагнетания напряженности: предконфликтное состояние – конфликтоген – напряженность – основание конфликта – конфликт – нагнетание напряженности – разрешение конфликта. Эти фазы исследуются на методологическом уровне и описываются существенные моменты перехода из одного состояния конфликта в другое.

Пример пятый.

Формальная структура противоборства сторон в юридической сфере на семи уровнях. (В.Н. Кудрявцев) (СНОСКА: Юридический конфликт: сферы и механизмы. Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1994. 4.2. С. 21–25.).

  • Проблемная (конфликтная) ситуация.
  • Составление классификатора и фиксация правового статуса взаимодействующих оргсистем.
  • Конкретизация требований сторон к конечному результату конфликта.
  • Фиксация действий сторон на основных стадиях «жизненного цикла» конечного результата конфликта.
  • Фиксация качественных и количественных характеристик кадров противоборствующих сторон.
  • Учет материальных, энергетических, финансовых, информационных, интеллектуальных, людских, временных ресурсов противоборствующих сторон.
  • Анализ и прогноз действий сторон в чрезвычайных ситуациях.
  • Описывается формальная структура конфликта как с точки зрения права и закона, так и с точки зрения каждой конфликтующей стороны.

Пример шестой.

Картография конфликта. (X. Корнелиус, Ш. Фэйр) (СНОСКА: Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М, 1992. С. 153.). Каждый участник конфликтной ситуации заполняет эту карту сам или с партнерами. Заполнение ее состоит из трех этапов:

  • Этап 1. Определить проблему заявления общего характера.
  • Этап 2. Опознать и назвать главных участников.
  • Этап 3. ответить на вопросы: – «Каковы нужды и опасения каждого участника или группы?».

Это практический уровень рассмотрения конфликта.

Пример седьмой.

Понятийная схема исследования социального конфликта (В.Н. Шаленко) (СНОСКА: Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: МГУ, 1992. С. 18.). Отмечается, что важным методологическим ориентиром служит адекватная понятийная схема изучаемого явления. Поэтому он рассматривает конфликт в рамках основных четырех категорий:

  • Структура конфликта (факторы и причины, оппоненты в конфликте, предмет, инцидент, условия протекания конфликта, преследуемые оппонентами цели.)
  • Динамика конфликта (возникновение, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта).
  • Функции конфликта (интеграция социальной организации, сигнализация о плохом состоянии дел, поддержка инноваций и творчества, улучшение психологического климата, проблематизация спокойного существования, стабилизация отношений, обучение и познание).
  • Типология конфликта.

Структура конфликта выявлена в результате исследований трудовых конфликтов в организации.

Пример восьмой.

Анализ конфликта акционирования на приватизированных предприятиях А.К. Зайцев, анализирует в логике раскрытия следующих понятий (СНОСКА: Зайцев А.К. Конфликт акционирования на приватизационных предприятиях.//Социальный конфликт. Калуга. КаИС. 1994. №2(2). С. 52–67.):

  • Приватизация в свете теории конфликта.
  • Содержание конфликта.
  • Действующие силы в конфликте.
  • Динамика конфликтов.
  • Стратегия и тактика основных оппонирующих сил.
  • Прогноз разрешения конфликта.

Эта практическая схема апробирована группой Калужского Института социологии под руководством А. Зайцева.

Пример девятый.

Градостроительный конфликт, который представлен в книге, был исследован в аналитической схеме, которая включала в себя несколько информационных блоков (см. гл. V):

  • Первичный   анализ.
  • Информационный фон: городские газеты, теле и радио-информация.
  • Правовое пространство конфликта.
  • Опросы жителей.
  • Информирование жителей.
  • Процессы самоорганизации и механизм самоуправления.
  • Эмоционально-психологический фон.
  • Акции протеста.
  • Сопутствующие проблемы.

Нет смысла подвергать критическому анализу указанные схемы. Очевидно, что некоторые из них являются теоретическими, а некоторые практическими. И все- таки, для корректной оценки результатов научного исследования, могущего оказать влияние на изменение действий конфликтующих сторон, стандартом являются рамки исследовательской программы и схемы, позволяющие проводить анализ конфликтов. Оценка же результатов их применения, а также их выбор напрямую связаны с изменением реальной конфликтной ситуации, в которой ставятся определенные задачи и цели в рамках нормативно-правового поля, имеющих малое (или опосредованное) отношение к науке.

Оглавление книги Цой Л.Н. «Практическая конфликтология»

Конфликтология и конфликты