Яндекс.Метрика

Публичные слушания в вопросах и ответах

Публичные слушания в вопросах и ответах

вопросы и ответы

(Подготовлено Екатеринбургским муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт муниципального управления») 

 Вопрос: Какими нормативными актами регламентируется проведение публичных слушаний?                   

Ответ: В первую очередь, это Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который собственно и учредил институт публичных слушаний в нашей стране. Во-вторых, это Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «город Екатеринбург», принятое Екатеринбургской городской Думой 28 марта 2006 года (в редакции от 8 декабря 2009 года), принятое в развитие норм названного Федерального закона.

Вопрос: Что такое публичные слушания?

Ответ: В публицистике публичные слушания часто именуют институтом (формой) прямой демократии. В городском Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний они определяются как форма реализации права населения на публичное обсуждение проектов важнейших муниципальных правовых актов. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», публичные слушания — форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. В любом варианте, публичные слушания рассматриваются в качестве средства развития местной демократии, способа привлечения граждан к обсуждению вопросов, находящихся в компетенции муниципальной власти.

Вопрос: Каковы цели проведения публичных слушаний? 

Ответ: Проведение слушаний преследует цели обеспечения гласности при подготовке и принятии правовых документов, информирования населения о предполагаемых решениях органов местного самоуправления. Кроме того, слушания позволяют выявить общественное мнение по проектам муниципальных правовых актов, служат цели выработки предложений и рекомендаций граждан.

Вопрос: Проекты каких муниципальных правовых актов выносятся на публичные слушания? 

Ответ: Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает перечень проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению на слушаниях. Круг этих актов является исчерпывающим и может корректироваться только самим Законом. К ним относятся проекты: устава муниципального образования и актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования (кроме случаев, когда уставные изменения вносятся исключительно в целях приведения вопросов местного значения и полномочий по их осуществлению в соответствие с федеральным законодательством); бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении; планов и программ развития муниципального образования; правил землепользования и застройки; вопросы, связанные с  преобразованием муниципального образования; проекты иных правовых актов, указанные в ст.28 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления. Вместе с тем, предметом публичных слушаний могут стать проекты иных муниципальных правовых актов, хотя и не названных в Законе, но в силу своей значимости требующих открытого обсуждения. Об этом говорится в ст.3 городского Положения об организации и проведении публичных слушаний.

Вопрос: По какому поводу в Екатеринбурге проводятся публичные слушания, назначенные на 17 сентября 2010 года?

Ответ: Предстоящие слушания посвящены внесению поправок в устав города. Они значительны по объему и насыщены по своему содержанию. Пожалуй, главным вопросом, требующим общественного обсуждения, являются изменения, касающиеся учреждения должности главы городской Администрации. Он будет выполнять свои обязанности по контракту. Такого главу в прессе часто именуют сити-менеджером. Другая часть поправок касается Главы города. Предполагается, что он будет избираться из числа депутатов городской Думы.

Вопрос: Кто назначил предстоящие публичные слушания?

Ответ: Соответствующее решение (№34) 24 августа с.г. приняла Екатеринбургская городская Дума. Его полное наименование следующее: «О назначении публичных слушаний по проекту решения Екатеринбургской городской Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Екатеринбург». Дума, кстати, выступила также инициатором слушаний.   

Вопрос: В чем заключается роль Оргкомитета публичных слушаний?

Ответ: На Оргкомитет возлагается широкий круг вопросов, связанных собственно с организацией слушаний. Оргкомитет составляет план работы по подготовке и проведению слушаний; определяет докладчиков и содокладчиков; назначает председателя и секретаря слушаний; устанавливает порядок выступлений на слушаниях; определяет количественный и персональный состав счетной комиссии; информирует население о ходе подготовки к слушаниям; анализирует предложения и рекомендации по проектам обсуждаемых решений органов местного самоуправления; решает иные вопросы, опять-таки, связанные с организацией и проведением слушаний.

Вопрос: Каков состав Оргкомитета по проведению слушаний? 

Ответ: Количественный и персональный состав Оргкомитета устанавливается решением городской Думы или постановлением Главы Екатеринбурга (в зависимости от того, кто назначает слушания). Согласно ст.8 городского Положения в состав Оргкомитета могут включаться представители общественных объединений, в т.ч. политических партий; профессиональных и творческих союзов, действующих в Екатеринбурге; предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города; территориального общественного самоуправления — по одному представителю от указанных субъектов. В Оргкомитет включаются также государственные и муниципальные служащие, депутаты городской Думы.

Изменения, коснувшиеся Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «город Екатеринбург», расширили состав Оргкомитета. В случае если инициатором слушаний является население муниципального образования, в Оргкомитет включаются представители соответствующей инициативной группы, соответствующего регионального отделения политической партии (но не более трех человек). Вполне понятное решение, в духе развития демократических начал управления городом.

Вопрос: Каков количественный и персональный состав Оргкомитета слушаний, назначенных на 17 сентября 2010 года?

Ответ: На этот раз в составе Оргкомитета 17 человек.  (перечислены ФИО)  Данный состав Оргкомитета был утвержден решением городской Думы 24 августа 2010 года.

Вопрос: Кто является потенциальными участниками публичных слушаний?

Ответ: Городское положение об организации и проведении слушаний классифицирует их участников на две группы: с правом выступления; без права выступления. К первой группе относятся жители муниципального образования «город Екатеринбург», которые письменно внесли в Оргкомитет  предложения и рекомендации по обсуждаемым вопросам (не позднее, чем за семь дней до даты проведения слушаний); На этот раз для участия в слушаниях с правом выступления записалось 548 человек. Ко второй группе относятся жители города, не заявившие предварительно о своих намерениях выступать публично.

Вопрос: В какие сроки осуществляется прием заявок на участие в слушаниях, а также предложений и рекомендаций по проекту решения городской Думы? Где можно ознакомится со списком лиц, подавшим заявки на участие с правом выступления.

Ответ: Согласно уже упоминавшемуся решению городской Думы от 24 августа 2010 года, прием таких заявок, предложений и рекомендаций закончился в 18 часов 9 сентября 2010 года. Для участия в слушаниях с правом выступления записалось 548 человек. По решению участников слушаний (голосованием) слово может быть предоставлено и тем горожанам, которые не записались в установленные Положением сроки.

Со списком лиц подавших заявки на участие с правом выступления, можно познакомится на официальном городском портале.

Вопрос: Существуют ли гарантии проведения слушаний?

Ответ: Они предусмотрены городским Положением об организации и проведении публичных слушаний. Во-первых, муниципальный правовой акт, проект которого выносится на публичные слушания, не может быть принят, пока не получены результаты его обсуждения (п.3 ст.1). Одно это обстоятельство побуждает муниципальные власти организовывать слушания. Во-вторых, срок проведения слушаний со дня опубликования документа об их назначении до момента обнародования результатов слушаний не может составлять более двух месяцев (п.6 ст.5). Несомненно, это тоже дисциплинирует организаторов данного мероприятия. В-третьих, объявление о проведении слушаний публикуется в средствах массовой информации и на сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет не позднее чем за 15 дней до даты их проведения (п.1 ст.10). Таким образом, факт организации слушаний заблаговременно становится достоянием широкой общественности, что тоже гарантирует их проведение.

Вопрос: Можно ли познакомиться с предлагаемыми Думой поправками в Устав города?

Ответ: Они опубликованы в Вестнике Екатеринбургской городской Думы и газете «Вечерний Екатеринбург» (№186 от 25 августа 2010 года). Объявление и текст поправок о проведении данных публичных слушаний размещено также на официальном  городском интернет портале.  Проекты изменений Устава будут розданы участникам слушаний при регистрации.

Вопрос: Какова процедура публичных слушаний?

Ответ: Она включает в себя несколько последовательных действий: регистрацию участников слушаний; открытие слушаний председателем с оглашением обсуждаемой темы, разъяснением оснований и причин проведения слушаний, ознакомлением с предложениями Оргкомитета по регламенту ведения слушаний; выступления инициаторов слушаний; обсуждение доклада и содоклада (выступления участников, внесших свои предложения и рекомендации); принятие итогового протокола слушаний.

Новая редакция Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «город Екатеринбург» предъявляет дополнительные требования к процедуре регистрации участников слушаний. Теперь она осуществляется только при наличии паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, установленного федеральным законодательством. С согласия участника слушаний при регистрации в регистрационный лист вносятся следующие сведения: Ф.И.О., год рождения, адрес места жительства участника слушаний, напротив которых он собственноручно ставит свою подпись.

Еще одно нововведение касается возможностей удаления из помещения, где проводятся слушания лиц, нарушающих общественный порядок, порядок проведения слушаний либо проявляющих иными своими действиями неуважение к участникам слушаний. Эта крайняя мера допускается по решению большинства от присутствующих участников слушаний и применяется председателем публичных слушаний. Появление в Положении соответствующей нормы призвано оградить слушания от хулиганских проявлений, дисциплинировать их потенциальных участников.

Вопрос: Где будут проходить публичные слушания на этот раз? Во сколько начнется регистрация участников?

Ответ: Слушания будут проходить в киноконцертном театре «Космос» (Екатеринбург¸ улица Дзержинского, 2). Регистрация участников начнется в 10.00 в фойе киноконцертного театра. Начало публичных слушаний в 14.00. Регистрация будет проходить при наличии паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации установленного федеральным законодательством.

Где можно получить ответы на дополнительные вопросы, связанные с организацией и проведением слушаний?

Ответы на дополнительные вопросы, связанные с организацией и проведением слушаний можно получить по городскому (Екатеринбург) телефону ________ (в рабочее время). Либо на официальном интернет портале.

Вопрос: Что является результатом слушаний?

Ответ: Это рекомендации двух видов: об утверждении без изменений опубликованного проекта муниципального правового акта; о дополнениях и (или) изменениях к опубликованному проекту такого акта. Та или иная рекомендация включается в итоговый протокол слушаний. Он принимается большинством голосов от числа участников слушаний, принявших участие в голосовании, и подписывается председателем и секретарем публичных слушаний. Надо иметь в виду, что на голосование ставятся только те предложения, которые были внесены до дня проведения слушаний. Затем итоговый протокол направляется органу местного самоуправления, назначившему слушания. В течение 15 дней после проведения слушаний итоговый протокол публикуется в официальных средствах массовой информации и в сети Интернет.

Вопрос: Можно ли будет смотреть публичные слушания он-лайн?

Да. Публичные слушания  будут транслироваться в прямом эфире в сети интернет на официальном городском интернет портале.  Также слушания будут транслироваться в эфире радиостанции «Студия город» (на частоте 107,6 ФМ).

Вопрос: Являются ли результаты публичных слушаний обязательными для органов местного самоуправления? 

Ответ: Установлено, что они носят рекомендательный характер. Тем не менее, органы местной власти учитывают результаты слушаний, отраженные в итоговом протоколе, при принятии муниципального правового акта.

Вопрос: За счет каких средств организуются и проводятся публичные слушания?

Ответ: Источником финансирования затрат по проведению слушаний являются средства бюджета города Екатеринбурга. Чтобы эти расходы не стали напрасными, важна активность жителей — участников публичных слушаний.

15 сентября 2010.

Публичные слушания в вопросах и ответах
Что представляют собой публичные слушания и как в них участвовать
Публичные слушания по вопросам градорегулирования. Рекомендации
Публичные слушания по проектам градостроительной документации

Градостроительный кодекс г. Москвы.
Право населения на участие в публичных слушаниях. Автореферат кандидатской диссертации.
Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроительного конфликта.

1        Аналитический материал о том, что представляют собой публичные слушания.
2        Методический материал для каждого этапа публичных слушаний.
3        Экспертное заключение Глазычева В.Л. о градостроительном кодексе РФ

 

Градостроительные конфликты 

Конфликтология и конфликты