Яндекс.Метрика

Рефлексивное эссе о курсе (с 3 по 8 августа 2015 г.)

Рефлексивное эссе о курсе (с 3 по 8 августа 2015 г.)

Схема Запоточного Е.
Схема Запоточного Е.

Рефлексивное эссе слушателей курса

«Социология конфликтов: технологии управления конфликтами» (с 3 по 8 августа 2015 г.) 

 СПИСОК ЛИЦ, ПРОШЕДШИХ ОБУЧЕНИЕ В МОСКОВСКОЙ ШКОЛЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ -2015 год. Первый выпуск.

Федорова Анна Валерьевнакандидат филос. наук, доцент кафедры социальных коммуникаций Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, г. Саратов.

 АннаС 3-8 августа 2015 г. я была на курсах повышения квалификации «Социология конфликтов: технологии управления конфликтами». Эти курсы проводились научно-образовательным центром ФГБУН «Институтом социологии Российской академии наук» в г. Москва (преподаватель курса  – Цой Любовь Николаевна- канд.соц.наук).

Я ехала с уже определившейся темой «Эффективные технологии управления рисками и конфликтами как возможностями организационного развития». Я хотела пополнить свой арсенал технологий  новыми практиками управления  рисками и конфликтами и провести 5 или 6 августа (в середине курсов) организационно-управленческий тренинг «Катастрофа Александр Суворов».

 Наиболее ценными для меня стали знания о манипуляторах/актуализаторах,  о четырех интеллектуальных позициях, о праве на развитие и подходе, предложенном Кучкаровым З.А., о типах рефлексии, о границах конфликта, о вопросах, с помощью которых можно урегулировать конфликт, о различении «коммунальных» и содержательных конфликтах, о последствиях конфликтов, о многоуровневости конфликтов, о важности самоопределения, о картографии конфликта, о различении конфликта и неконфликта, о ролевых конфликтах, о межпозиционном конфликте, о выраженности конфликта в языке, о социодрамме, о рефлексии тренинговых элементов, о важности принятых на себя обязательств, о важности самоопределения, самоорганизации, самоограничении и самопредъявлении.

Здесь есть знания и о методах, и технологиях, и алгоритмах.

  •  Методы, которые я готова взять в работу – это социодрамма, контракт, колесо баланса, интеллектуальные карты.
  •  Алгоритмы  конструктивных коммуникаций в конфликте.
  •  Технология рефлексии и методологической рефлексии, картографирования конфликтов, деятельностного подхода.

Я видела:

  • как Л.Н. актуализировала конфликтные ситуации и показывала, как разрешать их,
  • как Л.Н. следила за временем,
  • как Л.Н. включала новые методы и технологии в процесс обучения,
  • как каждый решал в этом поле свои конфликты.

Что чувствовала:

  • неопределенность и страх (первый день),
  • интеллектуальную усталость и раздражение (второй день),
  • ответственность и суперсерьезность третьего дня,
  • эмоциональную перегрузку (четвертый день),
  • удовлетворенность от проделанной работы (пятый день).

Новое:

  • расширенная картография конфликта,
  • межпозиционный конфликт,
  • ролевой конфликт (5 субпозиций),
  • виды рефлексии,
  • деятельностный подход,
  • алгоритмы конструктивных коммуникаций в конфликте,
  • границы,
  • право на развитие.

Критика:  Мне не хватило упражнений для тренировки навыков и времени для того, чтобы провести тренинг по рискам в полном объеме.

Предложения:

  • Организовывать такого рода курсы 1 раз в год.
  • Разрабатывать и реализовывать реальные проекты.
  • Дополнить вторую ступень курсов 2-ух дневным организационно-управленческим тренингом по рискам.

 * * *

Иванов ОлегИванов Олег БорисовичИсполнительный директор Совета муниципальных  образований Московской области, Член  Президиума Совета муниципальных образований Московской области.

До настоящего времени у меня были весьма поверхностные знания о конфликтологии как науки. Нет, я конечно занимался рассмотрением различных конфликтов, будучи в течение трех созывов членом Общественной палаты Московской области и являясь руководителем НП «ЖКХ Контроль Московской области». Но при рассмотрении этих конфликтов я скорее руководствовался своими интуитивными реакциями и жизненным опытом, чем какими-то техниками и методами. Мне были совершенно незнакомы теоретические основы конфликтологии.

На данных курсах я получил основные знания по конфликтологии. Изучил понятие конфликта, его виды, типы и стадии.

Но одними теоретическими знаниями мы не ограничились, много мы занимались и рассмотрением конкретных кейсов, о которых рассказывали наши слушатели.

Мне было интересно слушать лектора. Я в основном был постоянно вовлечен в занятия. Мне также было весьма интересно познакомиться с теми методиками, о которых рассказывали мои коллеги по обучению. Метод интеллектуальных карт я хочу активно использовать в своей профессиональной деятельности.

Особенно мне была интересна информация об опыте разрешения конфликтов в градостроительной сфере, так как именно этими видами конфликтов я собираюсь заниматься в будущем.

И мне вообще интересны социальные конфликты, то есть конфликты, где одной из сторон выступают  представители и институты гражданского общества (общественные организации, органы общественной самодеятельности, инициативные группы, лидеры общественного мнения и т.д.).

В целом, курс я оцениваю довольно высоко, на 8 баллов по десятибалльной шкале. Тем не менее, хочу высказать ряд предложений. В один из дней желательно провести полноценную деловую игру по решению какого-то конфликта. Это дало бы возможность закрепить на практике теоретические знания.

Я очень хочу продолжить данный курс в более углубленном формате, и надеюсь, что у меня такая возможность будет. Кроме того, я хотел бы также участвовать в деятельности Московской школы конфликтологии и вообще сообщества конфликтологов, в том числе посещать конференции, диспуты, «круглые столы» и т.д.

 * * *

Юлия1Ильинская Юлия Игоревна  —  советник по связям с общественностью Совета муниципальных образований Московской области.

Мной пройден курс Научно-образовательного центра Института социологии РАН, Московской школы конфликтологии «Социология конфликтов: технологии управления конфликтами» у Л.Н. Цой. Занятия проходили с 3 по 8 августа 2015 г.  в здании Института социологии РАН.

На этот курс мы пришли вместе с коллегой, с идеей о создании «Центра урегулирования социальных конфликтов», который будет заниматься урегулированием конфликтов в сфере градостроительства в Московской области. Для реализации этого проекта нам необходимы профессиональные знания о природе конфликтов, методах работы и схемах управления ими. Я ожидала получить инструментарий для практического применения в предстоящей работе.

Застройка, в особенности точечная, является конфликтогенным фактором, поскольку причиняет неудобства и затрагивает интересы местных жителей. В информационном поле постоянно присутствуют подобные ситуации. Как правило, при попадании в СМИ, эти конфликты уже находятся в самой острой фазе, когда стороны перешли от переговоров к «войне». Столкновение интересов застройщиков и жителей приводит не только к недовольству людей и ущербу бизнесу, но и дестабилизации политической ситуации на местном уровне.

Мне не приходилось быть вовлеченной в градостроительные конфликты, поэтому представления о них строились интуитивно, на основе восприятия информации из открытых источников. «Конфликт» как таковой я рассматривала, как ситуацию столкновения интересов при отсутствии коммуникации между сторонами.

В самом начале обучения я определила терминологию и отделила понятие «конфликт» от обывательского негативного восприятия. Увидела стадии развития конфликтной ситуации и узнала, что у конфликта множество функций. Проработала выход из конфликта и установку коммуникации по схеме «вопрос-присоединение-возврат-углубление». Изучила аналитику, формы и уровни конфликта.

Кроме тех техник, которые дала Любовь Николаевна, мы получили возможность познакомиться с практиками, используемыми учениками в нашей группе. Марина Семина показала «социодраму», игру, в которой представляется возможность увидеть аргументацию позиций каждой стороны конфликта, что позволяет увидеть его, будучи вовлеченным, с других точек зрения. Анна Спиридонова провела игру, демонстрирующую трансформацию информации в восприятии от рассказчика к слушателю. Анна Федорова познакомила нас с «колесом баланса» и «интеллектуальными картами», инструментами структурирования информации, последние были использованы мной в процессе написания этого текста.

В первый день курса Любовь Николаевна решительно сломала привычную схему взаимодействия, заставив всех перейти на «ты». Показывая, как можно устанавливать нормы или отказываться от них с одной стороны, с другой, ввела меня в состояние внутреннего конфликта, когда ученик не воспитан говорить преподавателю «ты», но должен это сделать, продемонстрировав самым прямым образом, как реагирует тело на конфликт. Оно реагирует стрессом. До такой степени, что войдя в ступор, я не смогла ответить на вопрос, как ее зовут.

Постоянно поддерживая коммуникацию с каждым участником нашей небольшой группы, Любовь Николаевна выводила занятия в интерактивную плоскость, привлекая нас в пространство активного действия, что переводило восприятие материала из пассивного процесса в процесс опытного проживания. Детальный разбор настоящих конфликтов каждого из учеников показал мне, как можно действовать в аналогичных случаях в собственной практике.

Напряжение, которое я почувствовала в самом начале из-за стресса, уже днем сменилось воодушевлением и интересом, который только усиливался со временем, мне нравился как сам процесс, так и материал. Хотелось больше погружаться в тему, я чувствовала, что эти знания мне нужны во всех сферах моей жизни, и я даже почувствовала надежду, что смогу изменить качество взаимоотношений с близкими, благодаря новым знаниям. Трудно было справиться с обидой, когда моя работа была жестко раскритикована. Я почувствовала потребность разрешить конфликт, возникший в четверг в обеденный перерыв с коллегой и  необдуманно его усугубила, перенеся в учебное пространство. Я фрустрировала, не спрогнозировав его реакций. Я раздражалась, когда уходили в сторону от материала и жалела о времени, уходящем на обсуждение посторонних тем. В пятницу я почувствовала восторг, который не могу достоверно объяснить, но мне кажется, что я начала понимать. То есть у меня выстроилась взаимосвязь между всеми темами, которые мы прошли за это время.

Вся моя деятельность проходила совершенно в иных сферах, поэтому все, что мы изучали, было для меня новым. Даже популярная практика рефлексии, мной никогда не использовалась. Схему выхода из конфликтной ситуации в коммуникацию и алгоритм конструктивной коммуникации намереваюсь применять во всех своих ролях и функциях. Техника рассмотрения ситуации через различные роли и жанры оказалась опробована незамедлительно и показала эффективность в самой высшей степени.

Мне очень понравилась форма подачи материала. Интерактив, особенно игры, приносят не только знания, но и радость. Полагаю, что работа именно с реальными конфликтами, позволяет на самых живых примерах увидеть алгоритмы и лучше запоминается.  Небольшое количество людей в группе дает возможность поддерживать коммуникацию преподавателя с каждым учеником, что положительно влияет на освоение материала.

Сожалею, что из-за перенасыщения информацией, периодически теряла концентрацию внимания, а также, что привнесла личное в учебное пространство против воли второго участника ситуации и позволила себе излишние эмоции.

Хотелось бы получить возможность пройти курсы более узкой направленности, именно по конфликтам в градостроительной сфере. Предполагаю, что и по другим типам аналогичные курсы должны быть интересны. Мне кажется излишним уход в геополитику, как аналогию поведенческих моделей, поскольку я вижу такой пример, по методике Л.Н.Цой, как взгляд на одну из правд, где нет возможности определить истину и увидеть общую картину происходящего, а значит, не могу такую аналогию считать корректной.

В целом у меня сохраняется чувство, что нам не хватило времени, для того, чтобы получить весь материал, который была готова дать Любовь Николаевна, этот голод планирую утолять литературой, на которую она ссылалась в процессе обучения.

 * * *

Анисимова ОльгаАнисимова Ольга Владимировна —  зам.главного редактора ООО  «Образ-центр», г. Москва.  

В течение недели я была слушателем курса «Социология конфликтов: технологии управления конфликтами» при Институте Социологии РАН, ведущим преподавателем которых была Цой Л.Н.  Я была очень обрадована этой возможностью, так как несмотря на длительное (большей частью виртуальное) знакомство и даже сотрудничество (написание статей, проведение видеолекций, участие в конференциях, и обсуждение многих вопросов), чтение ее книги, материалов портала Московской школы конфликтологии, я до этого не была ни на ее лекциях, ни  на тренингах.  Мне как педагогу хотелось посмотреть и на методику практического обучения конфликтологии.

Главным ожиданием было посмотреть методику обучения работы с конфликтами, систематизировать и структурировать свои знания по конфликтологии, которые получены в основном кусочками на разных других курсах и тренингах, а также чтением литературы по данному вопросу.  По роду своей деятельности  (как преподаватель  сталкиваюсь с педагогическими конфликтами),  как заместитель редактора педагогического портала с конфликтами  педагогического сообщества, где есть  конфликты и межгрупповые, и межличностные,  и внутриличностные.

Мои представления о конфликтах были не только теоретические.  В силу того, что в течение 10 лет я руководила городским методическим объединением, была тренером на курсах для учителей «Образование для будущего» компании Интел, много работала в проектах, занималась организацией педагогических конференций, актвно работала в разных виртуальных педагогических сообществах, была модератором, организатором дебатов, несколько лет работала со взрослыми на курсах переподготовки при бирже Труда, мне и раньше приходилось сталкиваться с разрешением не только своих личных конфликтов.  По моему мнению, поведение мое в них было скорее интуитивным, чем профессиональным, и мне очень хотелось: а) отрефлексировать свой опыт и перевести интуитивное мышление на уровень мышления на основе теоретического фундамента и оснаститься инструментами для проверки правильности принимаемых решений.

Знакомство с программой курса укрепило меня в том, что мне данный курс будет полезен, так как он содержит и знакомые, и незнакомые темы, а также включает в себя практические занятия. Я рискнула предложить их также двум психологам, даже зная отношение Цой Л.Н. к тому, что психологический подход – не самый конструктивный в конфликтологии. Я очень обрадована тому, что это сделала, несмотря на то, что в первый день испытывала некоторый дискомфорт перед ними, и перед преподавателем, не зная, насколько этот курс будет для них доступен и не будет ли он для них конфликтом с имеющимися знаниями и навыками.  Я рада, что эти мои опасения не оправдались, и оба психолога, каждый в силу своих целей и личностных особенностей, включились в его работу. То, что первый день будет днем установки правил и теоретического введения не было для меня неожиданным. Это был также день общего знакомства, но вопреки ожиданиям некоторых, не было работы на групповое сплочение, а в основном вопросы теории традиционным лекционным методом, что и было отражено большинством присутствующих на рефлексии первого дня.  Пожалуй, самое ценное для меня (но так до конца и не присвоенное) – это именно рефлексия, как слушателей, так и преподавательская.  И хотя первое время мне она казалась иногда излишне жесткой (не по форме, а по конкретной направленности на отдельных слушателей, так что даже появлялось желание вмешаться), рефлексия соспровождалась четким инструктажом:  зачем и как, а также разбором того, что получилось, а что нет.

Я видела, что большинство присутствующих очень вовлечены в происходящее, откровенно рассказывая о своих конкретных конфликтах, решение которых они хотели бы найти  во время курсов. Мне во время разбора таких ситуаций (зачастую далеких от сферы моих интересов) тем не менее, было интересно наблюдать за поведением и реакцией тех, кто вовлечен в конфликт, и становилась понятнее теория, которой было тоже выдано немало.  Причем часто в конце дня я ловила себя на мысли, что слушаю, но не рефлексивно, а только потребительски. Благодаря тому, что будет аудиозапись курса я не очень переживаю по этому поводу, так как будет возможность вернуться и прослушать.

Я обогатила свой педагогический арсенал социодрамой Семиной М.В., методом без названия,  который дала Анна Спиридонова, а также опытом по планированию и контролю,  которым поделилась Федорова Анна Николаевна.

Я видела наглядно, как в процессе курсов меняются представления людей о конфликте, как хорошо мы видим чужие слабости и ошибки и как трудно дается работа над собственными. Даже если это всего лишь работа со словами, а не с поступками, как в тренинге на коммуникацию по альтернативной схеме.  Я радовалась, когда с испытанием справлялись успешно, хотя и видела наглядно, как трудно дался этот успех.  Особенно я порадовалась за Юлию, которая нашла в себе силы преодолеть себя и раскрыться к концу курсов. И даже, кажется, после последнего тренинга, получила наконец тот конкретный инструмент, который ей был так нужен.  Хотя в самом начале мне казалось, что ее сил на то, что бы пройти курс до конца ей не хватит. Особенно если учесть ее реакцию (слезы) на то, когда ее ошибки были рассмотрены в качестве примеров. Я до сих в душе не очень согласна, что такое травмирование необходимо, даже если человек его выдержал.  Не все заявленные темы мы разобрали, но мне кажется, что это можно разбирать и самостоятельно,  а вот то, что ни одно начатое действие не осталось незавершенным и неотрефлексированным – это очень важно.

Я бы предложила чуть более жесткое структурирование самого курса, чем ориентацию на «заявки» слушателей, так как от этого выиграло бы целостное восприятие, но может быть проиграла бы «зрелищность» и актуальность.  Я думаю, что это следствие того, что курс экспериментальный, и впоследствии это ядро будет выделено четко.

Мне очень понравилось выполнять домашнее задание, особенно, когда его четко объясняют и присылают дополнительно структурированный материал в виде основных схем.  Мне хотелось бы через какое-то время собраться на общий тренинг именно с этой группой, так как мне кажется, что для присвоения полученных знаний и методов нужно еще время на «домашнюю работу».  Было бы интересно встретиться и обсудить, каким еще инструментарием  можно вооружится для разрешения конфликтов.

Считаю сам курс очень полезным, хотя предложила бы проводить его по более узкой тематике конфликтов, например, объединив слушателей по профессиональному признаку, или отдельно набирая группы для семейных или управленческих конфликтов.

  * * *

алимБа Алим  психолог,   г. Великие Луки.

Это эссе является моим рефлексивным резюмированием курса «Социология конфликтов: технологии управления конфликтами» при Институте Социологии РАН, преподавателем которого была Л. Цой.

Так как моё образование косвенно связанно с социологией и конфликтологией мне было весьма интересно получить не только теоретическую информацию, ну и прикладные навыки которые можно было бы применять используя методики, техники, технологии.

Изначальный настрой был на то что бы получить как можно больше структурированной информации, что бы в теоретических знаниях о теории конфликта не было бы чёрных пятен.

Мои представления о конфликте, были не достаточно структурированы, как я могу резюмировать теперь, после прослушивания курса. Даже скорее не представления о самом конфликте, сколько о правильных методов их разрешения.

Моей первично мотивацией было воочию увидеть механизмы разрешения конфликтов и по возможности постараться научиться для себя новым технологиям и методикам.

На курсе я получил не только представление о способах реализации конфликта, сколько ещё более ценное, с моей точки зрения умения решать эти конфликты не прерывая коммуникацию.

И хотя в виду того что моё образование связано напрямую с психологией и социологией, многие методики и техники, которые были озвучены, показаны, были мне знакомы. Всё же было интересно увидеть их применение, и ещё раз для себя взять по возможности самое ценно и актуально лично для меня.

В ходе курса мне было очень любопытно наблюдать, как меняется поведение и реакция участников по мере продвижения к финишной черте курса.  Я заметил, что не смотря на усталость от очень большого объёма информации, интерес к курсу возрастал вместе с вовлеченностью в процесс.

Во время разрешения конфликтных ситуаций, я пытался поставить себя на месте человека, чья ситуация разбирается в данный момент, и попытаться представить,  как он чувствует, как он думает, на чём основана его система мышления, чем она отличается от моей, и чем бы мог быть полезен я не столько в сфере решения конфликтной ситуации, сколько в помощи подтолкнуть человека к иному типу мышления который мог бы помочь ему, показав ситуацию в несколько ином ракурсе.

Так же заметил, что некоторым участником методы Л. Цой могли показаться излишне жёсткими, или быть может даже не очень уместными. Хотя лично я считаю, что это не совсем так, и в формате тренинга, в некоторых местах это могло бы быть намного более жёстко.

Курс мне очень понравился, и принес много ценного опыта. Единственно, что есть мнение о том, что если бы курс был ориентирован профессионально, или личностно, с более конкретным направлением решения тех или иных конфликтов, в определённых отведённых рамках, можно было бы погружаться в те или иные проблемы ещё глубже, с целью их быстрого разрешения.

* * *

аняСпиридонова Анна Владимировна —  психолог, г. Великие Луки.

Сейчас, оглядываясь на прошедшие дни, я ощутила наполненность от произошедшего. Вместе с уже коллегами мы поработали на курсе по конфликтологии у многогранного преподавателя и вместе с ним – Цой Любовь Николаевной. Я была на этом курсе, наблюдая себя в разных ситуациях, при этом находясь в небольшой аудитории, которая явилась очень объемным миром, где живут люди с их ситуациями, с их различными ролями. В один день я прогуливалась вокруг пруда и поймала себя на мысли, что снаружи другая жизнь, другие люди с их событиями, от которых и только от которых зависит наполненность мира.

Невозможно досконально предсказать, чем бы наполнится для меня этот курс как отдельное событие, чем наполнят его другие, хотя всегда заранее формируются ожидания, словно продумываешь сложной прыжок через планку, в итоге все происходит непредсказуемо. Так, у меня строились некие планы о курсе, была даже конкретная программа-буклет с темами. Но курс четко (специально это или по заказной случайности) показал в который раз и напомнил, что невозможно быть готовым. Эта неподдельная наглядность сквозила каждый час и день, демонстрируя реальную природу вещей и конфликта в частности.

В силу краткого курса в институте, слово «конфликт» не вызывает во мне отрицательного отношения, а вспомнить свое восприятие конфликта ранее, честно, не могу. Более того, складывается ощущение, словно раньше я вообще не знала этого термина, как туземец, который не знает, что такое корабль и поэтому не видит его перед глазами. Я видела ссоры, стычки, внутренние метания и мучения, видела бесполезно, так как не представляла возможности работать с этим, оценивала просто как явление.

Курс принес мне не только знания о том, что есть «корабль», но и какими разными бывают корабли, из каких деталей состоит палуба, что находится в трюме, а самое главное – как этот корабль плывет и при какой погоде.

Я хочу сказать, что курс дал мне самое важное – это возможности: знать, что в конфликтной ситуации всегда есть поле для работы и развития – самая главная возможность. Узким и тупиковым теперь рассматриваю подход и восприятие конфликта как явления. Что бы ни говорили приверженцы психоанализа и Фрейда, он в моем понимании дурак, который тычет в причины и позиционирует принятие: «ты такой, потому что…», «у тебя это происходит, потому что ты такой…». Это все утопия, в которой устраивает нас порядок вещей, а что самое страшное – успокаивает и снимает ответственность за настоящее и будущее, ковыряясь только в прошлом. Конфликт рассматривается с позиции возможности, это не проблема, а задача с решением.

Для себя я взяла инструмент, с помощью которого можно эту задачу решать. Не готовые ответы из  «решебника», а технологии, методы для работы с конфликтной ситуацией. Ведь там, где мы наблюдаем систему с участием человека, математическая формула не работает. Любая ситуация будет в чем-то похожей, узнаваемой из опыта, но не типичной, так как есть свои контексты в каждой роли и в системе как целостном организме.

Курс позволил взглянуть на конкретные методы работы с такими системами. Для себя я взяла схему конструктивной коммуникации, а самое главное – понимание истинной цели ее применения: направлять коммуникацию в русло для дальнейшей работы. Метод семи точек зрения, принцип перехода от манипулятора к актуализатору, знание о четырех интеллектуальных позициях сформировали устойчивый принцип многогранного рассмотрения конфликта. Так, конфликтолог как тысячи репортеров, снимающих одно и то же событие, направляет несколько объективов на одно действие.

Много где встречала метод рефлексии, но не имела знаний как с этим работать, теперь они есть благодаря курсу. Составление кардиограммы как целостной картины события еще нужно изучать, потому что пока из всего метода начала оттачивать лишь часть (взаиморефлексия). Это неотъемлемая часть работы конфликтолога, которую нужно изучать и оттачивать, а пока поставлю маленькую задачу – работа с эмпирическим описанием ситуации.

Помимо этого, благодаря работе коллег познакомилась не на словах, а на деле с социодрамой, узнала о методе смысловых ассоциаций и схеме «контракт», изучила новое виденье использования метода «колесо баланса» и ментальных карт.

Такой процесс работы на курсе позволил рассмотреть людей как участников, студентов, педагогов, и, наконец, обычных людей, встречающихся нам в жизни, а так же позволил взглянуть на себя, исследуя свое истинное лицо через других.

Если отразить тенденцию, с которой менялись чувства за этот период, то можно видеть постоянное изменение, как в течение всей недели, так и каждый день. В любом случае, это перемены = развитие, что происходило благодаря среде, в которую окунал нас ведущий курса, каждый участник. Можно говорить, что все из нас и группа в целом (под чутким наблюдением) создавала эту среду для развития друг друга и общего дела.

Для меня ощутим прогресс, так как благодаря внесенным замечаниям (от слова «замечать», а не «все плохо у тебя, ты посмотри») наметила, что именно требует внимания: в докладах, в тренинговом процессе, что пересмотреть в жизненной позиции, а где (по сравнению с прошлыми замечаниями), произошли изменения в положительном направлении.

* * *

Денис

Магдеев Денис Хафизовичарбитражный управляющий,г. Оренбург.

Теперь я на все смотрю по иному. Если бы я знал ранее, то что узнал на курсе, я  многое бы сделал по-иному.Денис1

 

 

* * *

Семина Марина Вячеславовна - канд соц. наук, г.МоскваСемина Марина Вячеславовна — канд соц. наук, г.Москва.

После смерти мамы ничего не хотелось делать. Ни сидеть в социальных сетях, ни заниматься творчеством. Было очень грустно в первую очередь от того, что ничем не смогла помочь. Поняла что буксую, и пошла на курсы по конфликтменеджменту к Любе Цой. Могу четко сказать: Эта маленькая, миниартюрная изящная женщина дала такой

М-О-О-Щ-Н-Ы-Й толчок, что опять создается ощущение, что я ВСЕ МОГУ, как и много лет назад, когда посещала семинары Славы Дудченко и тренинг Прорыв Перси.  Я получила  основательную методологию работы с конфликтами. Тренинг по выстраиванию отношений с теми, кто вам важен — удивительный инструмент. Всем рекомендую. Люба — один из лучших методологов по конфликтологии и урегулированию конфликтов на сегодняшний день, кого знаю. В итоге — глаза горят, жизнь продолжается. Сколько впереди работы. Поняла, что не только хочу заниматься инновационной социологией, но и быть проводником этого направления и транслятором знаний. Браво Люба!

марина 1

 

ОТЗЫВЫ МАГИСТРАНТОВ О КУРСЕ «ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТМЕНЕДЖМЕНТ»

Конфликтология и конфликты