Яндекс.Метрика

Русская конфликтология: конфликт как Метапредмет. Тезисы

Русская конфликтология: конфликт как Метапредмет. Тезисы

Тезисы

Для  научного  форума в Ростове на Дону  «Векторы развития современной конфликтологии» (2017 г.) 

Русская конфликтология: конфликт  как Метапредмет  

Цой Л.Н.

 Основное понятие научного форума  конфликтологов – развитие

 Цой Любовь Николаевна
Цой Любовь Николаевна

Глядя на современную конфликтологию, зададим вопрос, а что она  сегодня представляет, как гуманитарная наука?

  1. 1.     О национальном характере гуманитарных наук.

Во второй половине XIX века русский социолог   Данилевский Н.Я.     анализируя характер многочисленных войн, которые   вела  Россия с европейскими государствами,   а также войны и конфликты в разных частях света  сформулировал тезисы и законы,  важные для русской конфликтологической мысли:

•          о национальном характере  гуманитарных наук,

•          об осях  деятельностей, формирующих цивилизацию.

Что собой представляет   самобытная славянская наука и    возможна ли национальная наука?  Поиск ответов  на этот вопрос он искал на пути  содержательного раскрытия  таких взаимосвязанных понятий  как    национальное и   общечеловеческое.  Он выдвинул  три    возражения     против возможности народного характера науки: [1]

  • Истина – одна, следовательно, и наука, имеющая истину своим предметом, также одна.
  • Наука преемственна; выработанное одним народом, одним веком переходит в наследие другим векам и народам, которые могут продолжать здание науки только на прежнем основании.
  • Язык не имеет большого значения в деле науки, и для нее может быть употреблен  какой бы то ни было известный большинству образованных, или ученых, людей язык, хотя бы даже мертвый, как, например, латинский.

Мы живем в ХХI  веке и большая   часть ученых:

  • уже  НЕ  считает, что  «истина одна и  что, следовательно, и наука одна»
  • Наука преемственна только в той степени, в которой национальная особенность вносит  свой вклад в ее развитие.
  • Процесс познания напрямую связан с мышлением и языком.   Народность имеет некоторую силу, поэтому искусство (музыка, живопись, ваяние, архитектура —  для всех общепонятный язык звуков и форм – народны ) оказывает сильнейшее воздействие на людей.  Язык  отражение мышления и он укоренен в культуре.   Мысль такая,  что язык науке должен быть доступен пониманию народа, которому служит  наука.

Язык  гуманитарных  наук  имеет большое значение для развития науки  и общества.

Итак, гуманитарные дисциплины связаны с языком и мышлением

2.     О типах деятельности, формирующих    цивилизации.

Данилевский Н.Я. выделяет четыре типа деятельности  как высших категорий деления, формирующие цивилизацию:

  • Деятельность религиозная, объемлющая собой отношения человека к Богу, – понятие человека о судьбах своих как нравственного неделимого в отношении к общим судьбам человечества и Вселенной, то есть, выражаясь более общими терминами: народное мировоззрение не как теоретическое, более или менее гадательное знание, во всяком случае, доступное  только немногим, – а как твердая вера, составляющая живую  основу всей нравственной деятельности человека.
  • Деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношения человека к внешнему миру, во-первых, теоретическое, научное, во-вторых, эстетическое, художественное (причем, конечно, к внешнему миру причисляется и сам человек как предмет исследования, мышления и художественного воспроизведения) и, в-третьих, техническое, промышленное, то есть добывание и обработка предметов внешнего мира применительно к нуждам человека и сообразно с пониманием как этих нужд, так и внешнего мира достигнутым путем теоретическим.
  • Деятельность политическая, объемлющая собой отношения людей между собой как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам.
  • Деятельность общественно-экономическая, объемлющая собой отношения людей между собой не непосредственно как нравственных и политических личностей, а посредственно – применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания, и обработки их.

Модельно, можно выделить  государства,  в которых   все типы деятельности развиваются  в конфликтном  взаимодействии, и  основная функция  государства вмешиваться в конфликты при появлении насилия, вражды, ненависти, призывам неконституционного свержения легитимной власти. Среди них  Россия.

Есть государства, в которых экономическая деятельность  подчинила себе все остальные  типы деятельности и основная функция государства вмешиваться в экономические конфликты, при неуплате налогов от прибыли.    Среди них США и страны ЕС.

События на мировой арене показывают, что действия  западных стран ЕС и США    отличаются от действий России.  И дело не только в конфликте интересов, что находятся на поверхности, есть основание полагать, что между подходами  западных и частью российских исследователей,  не только большая разница, но и большие эпистемологические проблемы познания, противоречивые ценности.

Западная конфликтология, да и российская,  не дают ответы на многие вопросы, связанные с конфликтами между разными  типами  деятельности.

3.     О конфликтологии в России: технологии и идеология.

Конфликтология, как  практическая наука, пришла в Россию из Запада  после распада СССР.  Широкие массы людей стали осваивать    технологии   переговоров  и приобщаться к  конфликтологии, медиации и другим практическим дисциплинам.  Социальные/гуманитарные  науки в   СССР были построены на коммунистической  идеологии, а после распада СССР,  стали лишены идеологических оснований.

Зиновьев А.А. – «Предварительно идеологию можно определить как совокупность понятий, суждений, идей, учений, концепций, убеждений, мнений и т.п. людей обо всем том, что в данных условиях и в данной человеческой общности считается важным для осознания человеком самого себя и своего природного и социального окружения. Но чтобы описать, какими свойствами обладает эта совокупность и какие функции она выполняет в жизни людей, надо рассмотреть её как часть сложного комплекса социальных явлений»[2]

Необходимо отметить, что гуманитарные/социальные   знания  в странах Запада и США   носят сугубо инструментальный характер и разрабатывают   как универсальные.   Наблюдения и исследования показывают, что специфика сознания человека  на территории России  заключается в том, что  человек стремится не только  к освоению  переговорных (и других) технологий в конфликтах, он   стремится  ПОНЯТЬ   конфликт как идеальный объект, как логическую и онтологическую границу применимости представлений всех перечисленных гуманитарных дисциплин в отношении  себя, как человека.

И в этом плане социальные технологии   не удовлетворяют человека, в случае,   если  он не получает ответы на глубинные вопросы относительно его  субъектности (души), способов его участия  в развитии деятельности, в  истории и в мышлении.

Отказ от идеологии коммунизма  в России,  обнажил пространство духа,   которое стало заполняться  технологиями  и чуждыми для России ценностями, а экономическая деятельность и получение прибыли  стала  подчинять себе все остальные деятельности.

Если в основании фундаментальных  конфликтов  лежат ценности,  то значит  конфликтология это наука о ценностях.

4.     В случае, если мы, российские конфликтологи,  признаем, что конфликтология – это наука о ценностях,  а не  только об интересах, то в  этом случае, Российской конфликтологии как науки еще нет, ей еще только предстоит состояться. Она может быть представлена «корпусом русских гуманитарных дисциплин, объединенных общей методологической и философской основой, отвечающей вызову времени, истории. Значение этой основы трудно переоценить, на сегодняшний день оно представляется определяющим. Нам нужна русская философия конфликта». [3]

Новый поворот в развитие конфликтологической мысли  в  русскую конфликтологию внесли советские и российские философы и методологи (Зиновьев А.А и Щедровицкий Г.П. и др.),   работы которых, пока еще остаются  на обочине внимания академических исследователей, а также   российских   конфликтологов,   идущих в  колее западной конфликтологии.

Итак, под термином  «Русская» конфликтология имеется в виду приверженность к русскому языку и культуре, причастность к историческим корням   России, к русской философии  в    культурно-историческом пространстве  и времени.

5.     Критика.

На мой взгляд, западные и многие российские конфликтологи, увлекшись технологиями,  утрачивают способность  к логическому мышлению, а значит, к объективным оценкам и истинным суждениям, что является следствием     понижения общего интеллектуального градуса в образовании и отсутствии методологической рефлексии. Большинство статей и диссертаций  конфликтологов ничего нового в развитие конфликтологии не вносят.

6.     Современность: конфликт ценностей между Россией и западным миром

Только через 25 лет после распада СССР, когда конфликты в мире  стали «очищенными»  от коммунистической идеологии — стали видны и прозрачны   ценностные различия между Западом и Россией, а также стало ясно, что направление мысли  западной конфликтологии, тщательно уводит  в сторону от рефлексии исторических процессов и реального положения дел на глобальном уровне, как предельной рамки рассмотрения  конфликтных процессов в мире.

Недавно министр иностранных дел Эстонии Марина Кальюранд             заметила, что одной из причин, «по которым ЕС будет и впредь следовать антироссийским курсом, является разница в подходах к вопросу об «основных ценностях». При этом глава МИД Эстонии смогла назвать лишь одну «ценность», которая, по её мнению, отличает Европу от России – это  «агрессивность». «Учитывая агрессивный характер внешней политики России, Европа будет продолжать придерживаться прежней позиции по отношению к ней».[4]

Таблица №1.  Сравнительный анализ двух ценностных систем — российской и западно-европейской.

Современные западно-европейские ценности Ценности российской цивилизации
Глобализм Многополярный мир
Универсальность Многообразие самобытностей
Превосходство западного мира (западная цивилизация как образец) Все цивилизации равны и суверенны
Прогресс без ограничений Движение вперед без разрушения старого
Материальное благоденствие Духовное развитие
Мультикультурализм Интернационализм (братство народов)
Открытое для мигрантов общество (в ущерб коренному населению) Жесткая миграционная политика (защита интересов коренных народов)
Политический плюрализм Соборность
Сильное гражданское общество Солидарное общество
Буржуазность (главенство имущих классов) Народность (главенство большинства)
Агностицизм, атеизм и секуляризация Вера (традиционные религии)
Приоритет нетрадиционных религий и сектантство Приоритет традиционных религий и неприятие сект
Гендерное равенство (феминизация мужчин и маскулинизация женщин) Сохранение гендерных различий и традиций
Однополые браки и суррогатное материнство Традиционная семья
Секс и сексуальное «воспитание» в школах Любовь и нравственное воспитание в школах
Поддержка ЛГБТ в ущерб традиционному большинству Признание нетрадиционной сексуальной ориентации анормальностью
Ювенальная юстиция с правовой защитой детей от родителей Исключительное право родителей на воспитание детей до определенного возраста
Право на эвтаназию Запрет эвтаназии и совершенствование обезболивающих средств
Право на клонирование Запрет клонирования
Индивидуализм Различные формы коммунитарности
Свобода как максимальный отказ от социальных табу Свобода как приближение к (Божественному) идеалу
Там, где закон, там и справедливость Справедливость выше закона
Формальная толерантность Подлинная терпимость
Политкорректность Правда
Транспарентность Открытость — в смысле честность
Свобода прессы Достоверность прессы
Стыд Совесть
Приоритет частной собственности Все виды собственности равны
Открытая экономика Мера открытости и суверенности
«Свободный рынок» как главный регулятор экономических отношений Государство задает экономике национальные приоритеты
Право на одностороннее применение силы во имя демократии
Социальные гарантии для всех Социальные гарантии для всех

 Разница в ценностях между Западной Европой и Россией (Восточной Европой) — по всем пунктам, за исключением последнего, очевидна.

 Ценностный код русской цивилизации существует как глубоко затаенный и  сокрытый в мирное время. История показывает, что в России  ценности проявляются только  в ситуации опасности и риска разрушения русского мира,  Российской государственности. Русские по духу и ментальности люди, готовы пожертвовать жизнью и безопасностью, ради защиты ценностей.

В отличие от западных, конфликтологов, которые рекомендуют сосредотачивать внимание конфликтующих сторон на интересах,   российские конфликтологи должны  понимать/осознавать, что интересы могут лишь искать компромиссы,  которые ни при каких условиях не могут быть собственно решением конфликта. 

7.     Конфликтология  как межпредметная область наук. Конфликт как  метапредмет.

Конфликты находятся в поле зрения исследования  не менее чем 16 научных  дисциплин.    В зависимости от определения понятия «конфликт»     по-разному   ставится, и решается  вопрос предмете конфликта,  функциональной значимости конфликтных событий и их «содержательности».

Если представление о   конфликте является одновременно и установкой исследователя, которая может трансформироваться в некоторый профессиональный метод,   с помощью которого можно достичь решения какой-либо задачи, то тогда наполнение содержания понятия «социального конфликта»  является ПРОБЛЕМОЙ №1 как в теории, так и в практике острой политической борьбы, которая разворачивается сегодня в России и на мировой арене.

«Конфликт», как  идеальный объект,     можно отнести к  Метапредмету, уже не  имеющему прямого отношения к предметным научным дисциплинам.  Исследовательская позиция  уже не принадлежит позиции ученого, человек в конфликте, становится сам для себя, а точнее его состояние сознания,  становится частью и элементом его исследования.

Конфликт, как событие,  может происходить непосредственно в ситуации, перед  глазами участников  или наблюдателей, а может быть реконструирован на основании чтения различных текстов или коммуникации из разных позиций.  Логика конфликтного взаимодействия – это ситуация некоторого шока, которую каждый из участников столкновения использует для реконструкции и выявления собственной позиции. В ситуации конфликта, противоречия, апории возникает проблемная ситуация .

Но эта потребность в метапредмете возникает только  у того, кто сам оказался в проблемной ситуации, кто ставит перед собой задачу видеть, создавать, конструировать и выстраивать — единый мыслительный предмет по отношению к конфликту. Важным результатом  освоения метапредмета   будут те изменения в мышлении и действии самого исследователя,   изменения его позиции  в ходе работы в метапредмете и в коммуникации с другими позициями.    Эта проблемная ситуация, как  живое многоголосие разных мышлений и позиций,   требуется    выстраивание  собственного понимания и видения данной ситуации, «перемещаясь» из позиции в позицию, с разбором ситуации. В этом случае, необходимо входить в мышление и сознание каждой из позиций, пытаться заимствовать видение и понимание проблемной  ситуации с разных позиций.

8. Методология социального познания  Зиновьева А.А. в развитии русской конфликтологии.

Методология социального познания опирается на вполне определённые онтологические предпосылки, касающиеся  природы объектов, с которыми имеет дело социальное познание.[5] Зиновьев  А.А.[6] называет их социальными объектами, как объединения людей и люди как члены таких объединений.  Содержание  социальных объектов  во многом  зависит      от  процесса  и результата  публичной коммуникации между всеми  субъектами   взаимодействия и многочисленными  наблюдателями.  «О социальных объектах думают почти все нормальные здоровые люди. Причем даже самая примитивная мысль человека о каком-то социальном объекте есть либо его  собственно открытие, либо заимствованная у других людей, сделавших это открытие. Та, что всякий человек  — в какой-то мере исследователь социальных объектов. Говоря о социальных исследованиях, я буду иметь в виду всю сферу думания о социальных объектах, а не только профессиональные исследования».[7]

Конфликт» как эмпирический  объект, относится  к социальному объекту,  феноменально наблюдаемому,   данному в опыте,  его «строят»/конструируют   объединения  людей и люди как члены таких объединений.   Но что-то знать о социальных объектах и научно понимать их – не одно и то же.   Глобальные конфликты – это конфликты по поводу будущего.    Понять глобальные конфликты, исследовать их, как социальные объекты познания,    невозможно вне поиска ответа на вопрос:- «Как устроен   современный глобальный мир, информационно  замыкающий в себе    конфликтное противостояние  двух  систем: страны Запад ЕС и США против России?».

Ключевым в становлении того или иного типа будущего является фактор понимания, так как, чем   быстрее развиваются технологии, тем очевидней, становится, что борьба за будущее  приобретает   ожесточенные формы борьбы и  войн. Но тогда это означает: вы готовы взять на себя ответственность и решить, что вы можете стать людьми, которые будут порождать и создавать новое представление и конструктивно разрешать противоречия между старыми, имеющимися представлениями

Чтобы выработать собственную оригинальную точку зрения, придется обязательно восстанавливать разные позиции, определяющие разное отношение к данному вопросу, а также разбираться с тем, как эти разные позиции соотносятся друг с другом.

9. Конфликтологические аксиомы   русской конфликтологии, построенной на принципах  методологии социального познания А.А.Зиновьева и системо-мыследеятельностного подхода Г.П. Щедровицкого.

  1. Конфликт является  неизбежным механизмом  самоутверждения субъектов, их исторического самоопределения.
  2. В истории   субъектами исторического самоопределения,  как правило, являются государства. Поэтому перспективно рассматривать конфликт как первично искусственное, а не естественное образование. Конфликты создаются их участниками осознанно и целенаправленно, ради развития и утверждения собственных позиций.
  3. Именно конфликты, а не войны, являются долгосрочными механизмами разворачивания геополитики (а также в отношении личности человека — его судьбы, жизни).
  4. В мире существуют  разрешимые конфликты,   непосредственно связанные с категорией содержания и с представлением о содержательных конфликтах (в которых меняются позиции участников) и неразрешимые  конфликты    (в которых уничтожаются сами участники).
  5. Каждый субъект (индивидуальный или коллективный)  имеет   право на содержательный конфликт.
    1. Управлять конфликтом (управлять значит предвидеть, в целях ограничения нежелательных  последствий)  можно только в том случае: если:
  •  конфликт содержательно сконструирован,
  •  в нем есть измеряемые количественные и качественные   расчетные характеристики (эффективность, экономический, социальный, психологический аспекты),
  • о содержании конфликта можно говорить и выстраивать коммуникацию  с  другим, ибо то, чего нет в языке — тем управлять невозможно,
  • конфликт проявлен, ясно видимо содержание и позиции сторон.

Русская конфликтология, развиваемая  в контексте методологии социального познания и системо-мыследеятельностного подхода, ставит в  центр внимания естественно-искусственное образование  конфликта,  историческое самоопределение субъекта,  право субъекта на содержательный и разрешаемый конфликт, самоопределение в позиции, развитие мыследеятельности.

10.  Путь развития русской конфликтологии

В перспективе  развитие русской конфликтологии   возможно на пути:

  • исторического расследования многовекового конфликта между  Западной Европой  с Восточной, то есть, прежде всего, с Россией, а также динамикой этого конфликта после Второй мировой войны и развала СССР;
  • всестороннего анализа  конфликтов, созданных послевоенным устройством мира в части гегемонии США и возникшей на базе этой гегемонии системы концентрации финансов и потребления в «центре силы» (то есть в конфликте, который  развивает и движет современный мировой кризис, начавшийся как экономический, но уже показавший свою цивилизационную сущность);
  • ревизии, рефлексии и исторического  осмысления развития собственно русской философии, включая заимствованный марксизм, начала русской православной философии, а также русский (советский, российский)  постмарксизм, включая философию и методологию системо-мыследеятельностного подхода;
  • исторической  реконструкции конфликтов, определявших становление и развитие, а также гибель советского проекта.  (Сегодня эта задача представляется разрешимой в связи с крахом светской веры в коммунизм и освобождением русского ума от светской веры (религии) как таковой);
  • содержательного раскрытия  конфликта  православия с католицизмом, определившего ход российской истории,   из процессов которого был  (и остается) собственно кризис западного христианства и вырождение его в светскую религию;
  • применения  искусственно-технического и исторического подходов, а также и принципов содержательности в анализе конфликтов по  оси «мировые — бытовые»;
  • развития разнообразных собственно теоретических представлений, позволяющих производить фокусировку, редукцию или иную предметизующую процедуру по отношению к первичной исторической (мыследеятельностной) действительности конфликтов;
  • обеспечения себя  базовой философией конфликта искусственного типа,   поле мышления и деятельности по проектированию и программированию разрешимых конфликтов, обеспечивающих тот или иной горизонт развития процессов самоопределения;
  • обнаружения в истории и в современности этап складывания и возникновения собственно конфликтов  —  ПЕРЕД и ДО собственно войн и силовой борьбы, открыть эту действительность для изучения и формирования (управления);
  • критического отношения  к  вульгарно материалистическим, натурально понимаемым «интересам», привнесенных  западной конфликтологией;
  • разработки конфликтологических критериев   неразрешимых конфликтов  и в противовес им    создавать  принципиально разрешимые  конфликты  (то есть разработать   требование к их устройству);
  • понимания  конфликта  как логической и онтологической  границы применимости представлений всех перечисленных гуманитарных дисциплин в отношении человека, его субъектности (души), способов его участия в мышлении, деятельности, истории;
  • понимания  истории  как драмы развития мышления и деятельности  в конфликте (осуществления актов мышления);
  • понимания  позиции   субъекта в конфликте, как исторически должного  в мыследеятельности,  как выражение онтологических представлений, изменение которых  является  механизмом истории.

Резюме

В каждой культуре есть  свои ценности, многовековые  этнические традиции, как механизмы   разрешения конфликтов   на своей территории, которые,  универсальные западные технологий — не учитывают. Сегодня российские граждане начинают осознавать свои ценности, ценить свое прошлое,  стремится выстроить культуросообразную дистанцию  по отношению к западным ценностям, ради  будущего  своих детей и внуков,  для воспроизводства целостности человека   общества и государства. Опасность представляют собой не конфликты, а та черта, за которую переходить опасно: возбуждение ненависти, вражды по национально-этническому или любому признаку, призывы к насилию. Опасность для России  также представляют      конфликты,   привнесенных извне, за счет импортированных либеральных представлений в процессе так называемой «перестройки» и внедрению демократии по  западному образцу,   в ходе которых распался СССР.

Анализ метапредмета, под названием «конфликт»  и его результат имеют принципиальное идеологическое, гносеологическое, ценностное  и практическое значение.

Как мы видим,    перед русской   конфликтологией  стоят не только новые  задачи. Мы имеем дело не только с разным языком описания,  но и с  разными типами деятельности цивилизационного порядка. В то время, как на Западе и в США доминируют два типа деятельности – политическая и экономическая.     Потребность в русской конфликтологии для  социокультурного пространства России очень велика, ибо в реальной практике конфликтного взаимодействия, приходится   преодолевать недоверие, критичность и скепсис по отношению к  любой информации (знаниям и т.д.), даже если она не соответствует интересам и представлениям какой-либо стороны. В силу этого сам процесс объединения и соорганизации  различных знаний об одном объекте становится важной методологической и эпистемологической проблемой,       что неизбежно  повлечет за собой    проблематизацию  тех  или иных представлений из области управления (методологии и философии управления), а также политики и права.

Русская конфликтология – это наука ценностная и национальная,  и в этом плане, она не наука в традиционном и строгом смысле слова, что не снижает ее значимости. 


[1] Данилевский Н. Я. Россия и Европа. / Составление и комментарии Ю. А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 816с. С. 156 —  262

[2] Зиновьев А.А. Идеология партии будущего.  М.: Алгоритм, 2003 г.

[3] Сергейцев Т.Н. Замысел русской конфликтологии. Доступ —   Проверено 15.10.2016.

[4] В. Лепехин.  Русских нужно уничтожать, потому что у них «не те» ценности.  Текст  Доступ  Проверено 15.10.2016.

[5] Солодухин Ю. Лекция  «Методология социального познания А.А.Зиновьева» Международный научно-образовательный центр имени А.А. Зиновьева ФГП МГУ. 14.12.2014.

[6] Биография Зиновьева А.А.  Доступ    Проверено 15.10.2016 г.

[7] Зиновьев А.А. 2011.Фактор понимания.  М.: Агентство  «Социальный проект».  С. 162.

________

Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах