Размышления после прочтения рефлексии А.П. Посадского о семинарах В.С. Дудченко .
Дискуссия между Посадским А.П. и Дудченко В.С.
(Посадский Александр Павлович, доцент, кандидат экономических наук, генеральный директор Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), являющейся национальным представителем России, в Европейской Федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО), Экспертный консультант в области инвестиций и международного менеджмента. Автор более 100 монографий, статей, научных докладов и консалтинговых разработок).
Дискуссии были очень жесткими. На семинары в основном приходили консультанты, которые искали работу в командах .
Дудченко В.С. всегда заполнял собой все пространство семинара, однако было бы
ошибкой считать, что он держится за лидерскую позицию там, где нет заказа, и где каждый отвечает сам за себя. Развитие тематического содержания семинара — не определялось В.С.Дудченко. Другое дело, что мало кто из участников способен был его развивать, все больше «на гора» выдавались «консервы» и домашние заготовки. (Это то, что я видела за два семинара, за другие не берусь отвечать).
Если А.П.Посадский отмечает «внешнюю двойственность и противоречивость поведении» В.С. Дудченко, а также «жесткую и строгую последовательность», то я вообще вижу свободное пространство, в котором может случится МНОГОЕ.
Авторитаризм В.С.Дудченко – это провокативная форма, за которой надо уметь разглядеть то, что скрыто. То, что у него есть свой мир, и он его считает единственно правильным – это провокация, на которую очень легко попасться, если не поверить в этот тезис. Покажите хоть одного человека, который не верит в свой мир? Если такие и есть, то это либо душевно- больные люди, либо деградированные личности.
Да, история показывает, что творцы способны превращаться в деспотов. Но не совсем понятно, как это связано с В.С. Дудченко. Тем более не понятен пример из истории инквизиции, терроризма и насилия. Интеллектуальные и коммунальные манипуляции В.С. Дудченко видны как на ладони и никакого отношения к морали не имеют, в силу того, что на семинар собрались консультанты не для морализаторства и не для политкорректности.
А вообще многие консультанты не понятно, зачем приходят на семинар, их хилое, на мой взгляд, псевдосамоопределение не выдерживает критики.
Команда консультантов, которая может взяться за крупный проект в условиях жесткой конкуренции должна быть построена не на морали и нравственных принципах, а на вере в то, что они делают, то есть на преданности деятельности и на договоренностях. А что же это за договоренности, если семинар представлял собой свободное пространство. И в этом плане сомнителен тезис А.С.Посадского о том, что «действовать в рамках концепции субъективного идеализма можно только тогда, когда в основе действия лежит мораль, а иначе субъективизм порождает зло». Субъективный идеализм – это воплощение собственного «Я» в своем пределе.
К сожалению, факты показывают, да и история тоже дает многочисленные примеры о том, что успехов достигает тот, не тот, кто соблюдает моральные принципы, а тот, кто их не учитывает, находясь в процессе достижения цели. Зло творит тот, кто занимается интеллектуальным онанизмом на виду у всех честных людей , забирая время и внимание участников семинара и не отдавая себе отчет — ЗАЧЕМ ОН ЗДЕСЬ собственно?
Сетование на то, что на семинарах В.С. Дудченко «нарушается множество норм человеческого поведения, из чего вытекает несоблюдение договоренностей, подмена понятий и целей, искажение фактов и т.д. Из этого вырастает и психологическая проекция, т.е. перенос своих недостатков на других», показывает ПРОБЛЕМУ, с которой надо работать каждому человеку, а консультантам особенно.
Если человек самоопределен по жизни (социально, профессионально и экзистенциально), знает свои недостатки, ограничения, достоинства и возможности, то он в состоянии задавать вопросы и получать ответы, изменяя пространство коммуникации в ту сторону, в которую считает нужным.
А.П.Посадский верно отмечает, что «у каждого последователя такого подхода, в том числе и у участников семинара В.С.Дудченко творится свой субъективный мир, и эти миры сталкиваются: иногда как мыльные пузыри, лопаясь при этом, иногда как нечто более жесткое (бильярдные шары, айсберги, броненосцы и т.д.)».
Так, где же и на ком еще можно потренироваться, как не в кругу своего профессионального сообщества? Это очень даже щадящее отношение к обществу, так как морально и этично тренироваться друг на друге, уж если назвался консультантом.
В.С. Дудченко на своих семинарах авторитарно, не гуманно, не этично и просто изуверски создает идеальную ситуацию для тренировки памяти и мозгов одновременно 🙂 Конечно для такой ситуации просто необходимы «военные мотивы в организации общения: разговоры о жесткой «воинской» дисциплине как некой высшей ценности и неуважение к человеческой личности, проявляемое, правда, в окультуренной форме (для обозначения этой формы существует специальный термин — «интеллигентное хамство»).
Обвинение В.С.Дудченко в том, что он создает «самореализацию через присвоение и потребление других людей (использование их как «расходного материала»). Все это может порождать и постоянно порождает личностные и межличностные кризисы и, что хуже, тупиковые варианты движения вообще и решение задач проектов, в частности» — это серьезное обвинение.
Хотя, с другой стороны, А.П.Посадский отмечает, что «Все это, несомненно, способствует моему личностному и профессиональному развитию, хотя некоторый ущерб в плане выполнения обязательств перед Советом Федерации в 2005г. я понес (отношения с СФ на 2006 г. удалось урегулировать, но, правда, не хотелось бы получить подобный ущерб снова)».
И к Посадскому А.С., и к Дудченко В.С.отношусь с большим уважением, однако для себя отмечаю, что у учителей проблем не меньше, чем у учеников.
PS// Учителя покидают этот мир, МИР их праху и пусть память о них и их деятельности останется в наших умах и сердцах.
7 февраля 2006 г. Москва
____________
ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ
Конфликтология и конфликты