Профессиональный стандарт «Конфликтолог»: размышления конфликтолога.
(Цой Любовь Николаевна — канд. соц. наук, Генеральный директор Московской Школы Конфликтологии — ответственной организации по разработке профессионального стандарта «Конфликтолог».[1]
Аннотация.
Статья состоит из введения и трех частей. Во введении обосновывается необходимость разработки профессионального стандарта «Конфликтолог». Во второй части «Конфликты: кратко о главном, общее и различное» — раскрывается общее и особенное при взгляде на конфликты из разных научных дисциплин. Третьей части «Профессиональный стандарт «Конфлитолог»: знания, компетенции, навыки» описываются нормы стандартизации профессиональной деятельности, раскрывается логика требований к навыкам, компетенциям и знаниям конфликтолога на разных уровнях управления, с учетом специфики деятельности. В четвертой части раскрываются принципы и ценности профессионально-этического Кодекса конфликтолога.
Ключевые слова: конфликт, уровни конфликта, конфликтолог, профессиональный стандарт конфликтолога, этический кодекс конфликтолога.
Введение.
В современном мире развитие любой деятельности предполагает конкуренцию и борьбу за глобальный и локальный рынок. Столкновение (конфликт) интересов – это та реальность, с которой имеет дело индивидуальный или коллективный субъект деятельности. В условиях нестабильности развития рыночных отношений, конфликты приобретают все более жесткий характер взаимодействия конфликтующих сторон.
Практика применения широкого спектра методов и форм конкурентной борьбы, показывает, что те цели, которые ставят субъекты деятельности перед собой, зачастую оборачиваются прямо противоположными результатами, с разрушительными последствиями для деятельности организаций. Конфликт интересов и конфликтогенная среда вынуждает руководителей, управленцев и менеджеров искать новые подходы не только к ведению бизнеса, но осваивать технологии разрешения разного рода конфликтов. Разработка технологий разрешения конфликтов – гланая задача конфликтологов
Конфликтологов в России обучают на факультете конфликтологии в Санкт- Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП),[2] также есть кафедры конфликтологии во многих российских вузах. Согласно трудовым функциям, профессиональная деятельность должна осуществляться в соответствии с профессиональным стандартом «конфликтолог», которого сегодня в России еще нет.
«Конфликтолог» — это специалист-эксперт по оказанию консультационной, методической, аналитической, информационной и научно-практической помощи в области разрешения конфликтов. Работа конфликтолога представляет собой процесс организации целенаправленной коммуникации с конфликтующими сторонами, для оказания методической помощи в поиске разных ресурсов для его разрешения.
По мнению разработчиков профессионального стандарта «Конфликтолог», требования к навыкам, компетенциям и знаниям должны создать необходимые условия профессионального роста специалистов в области практической конфликтологии, что будет способствовать добросовестной конкуренции и сотрудничества в сфере конфликтологических услуг.
Каждый политик и управленец должен иметь возможность сравнить не только методологические, но и мировоззренческие подходы, их сильные и слабые стороны в анализе конфликтов. Кадровики должны знать, какие функции выполняет конфликтолог, какими средствами работы с конфликтом он обеспечивает специалистов, что представляет собой деятельность конфликтолога.
1. Конфликты: кратко о главном, общее и различное
Как самостоятельная дисциплина, конфликтология «разветвилась» в своей специализации: педагогическая, юридическая, политическая конфликтология, социология конфликта, этнополитическая конфликтология, психология конфликта…., что свидетельствует о сложности и специфичности данной дисциплины, отражает ее многофункциональную структуру и многообразие форм, разных процессов разворачивания и протекания конфликтов во всех сферах человеческой деятельности. Конфликт, как область специализации научных предметов изучается более чем 16 научными дисциплинами. (Схема №1)
Схема №1. Конфликт как область знания многих научных дисциплин
Несмотря на то, что интенсивность исследований в области конфликтологии постоянно увеличивается, конфликтологам предстоит содержательная коммуникация по обсуждению общего и различного в подходах к исследованию конфликтов.
Различий между научными подходами к конфликтам много. Например, если экономика допускает, что человек способен к рациональному выбору и действиям, то психология чаще исходит из того, что мотивы человеческого поведения в большей степени иррациональны. Психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведения личности внутри любой эпохи. Если биологи пытаются доказать неизменность человеческой природы, то историки проявляют интерес к тому, как под влиянием культурных факторов преображается человеческое естество, а социология рассматривает человека как чрезвычайно пластическое существо, способное к различным общественным адаптациям.
Общая схема исследования может быть представлена несколькими уровнями знаний: методологическим, теоретическим, технологическим и практическим. Эти уровни соответственно могут раскрывать специфику макро, мезо и микроуровней с точки зрения масштабности и границ конфликтных ситуаций и конфликтов, процессов развития и закономерностей их «разворачивания» в жизнедеятельности людей.
Методологический уровень – это поиск исходных оснований, позволяющих исследовать конфликты как естественные и/или искусственные процессы, система принципов и взглядов, доминирующих не только в разных науках, но и в разных в разных общественно-исторических условиях. Это методы организации теоретической, технологической и практической деятельности, основанные на выявлении соответствия разных теоретических конструкций и технологий задачам практики.
Например, с точки зрения управления конфликтом, конфликт развивается и феноменологически проявляется по-разному на разных этапах своего развития: предконфликт, собственно конфликт и постконфликтная ситуация. (Рис. №1)
Рис.№1. Этапы развития конфликтной ситуации.
Этапы развития конфликта требуют разных методов вмешательства в конфликт, с точки зрения управления разными процессами в конфликтах.
Теоретический уровень – это непосредственно научные теории и знания закономерностей развития и специфических свойств конфликта, полученные научными методами в какой-либо науке.
Теоретически, все научные дисциплины признают наличие разного уровня конфликтов: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. (Таблица №1)
Таблица №1. Уровни конфликтов.
Макроуровень |
Мезоуровень |
Микроуровень |
|
|
|
Уровни конфликтов различаются масштабом, количеством участников конфликта, проблем, ресурсов и границ конфликтов: от внутриличностного до межгосударственного и цивилизационного конфликта. (Схема №2)
Схема №2. Схема разного масштаба конфликтов
Понятие «конфликт» является средством познания в гуманитарных дисциплинах.
Сравним несколько определений в рамках одной научной дисциплины (социология) . (Таблица №3)
Таблица №3. Сравнительная таблица определения понятия «конфликта» в социологии.
Л.Козер |
Здравомыслов А.Г. [3] |
Степанов Е.И. [4] |
Иванов В.Н. [5] |
Аклаев А.Р. [6] |
Конфликт – это борьба за ценности, власть и ресурсы, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба и уничтожение соперника. | Конфликт — это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. | Конфликт – это разрешаемое социальное противоречие. | Конфликт – это процесс, развитие действий сторон на пути поиска средств для сбалансированности, достижения согласия и сотрудничества. | Конфликт – одно из проявления социального взаимодействия, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон. |
Социология отмечают, что конфликт — это форма борьбы, процесс развития, разрешаемое противоречие, социальное взаимодействие отношения. Но если понятие «конфликт» является средством познания, то необходимо признать, что в зависимости от содержания понятия «конфликт» по-разному будет ставиться, и решаться вопрос о функциональной значимости конфликтных событий и их «содержательности».
В связи в различными определениями понятия «конфликта» и невозможностью их классификации, Шайхутдинов Р. предлагает к рассмотрению пять различных способов использования понятия «конфликт»: [7] (Рис.№2)
- Конфликт как «случившееся», по отношению к которому надстраиваются различные технические образования, доводя фактическое столкновение сторон до полной структуры конфликта. (Техники ведения переговоров, посредничество, наблюдатели в конфликте и т.п.)
- Конфликт как средство исследователя (аналитика). В данном случае конфликт рассматривается как своего рода экран, который позволяет выявить и увидеть то, что не видимо при нормальном течении дел. (Психоанализ, различные формы разведки и т.п.)
- Конфликт как механизм, искусственно создаваемый организатором для интенсификации мышления и деятельности. (Средство, используемое в проблематизации и коллективных способах решения проблем).
- Конфликт как область специализации научных предметов. (Межличностные конфликты в психологии, групповые взаимодействия в социологии и т.п.)
- Конфликт как объект исследования. Так, конфликтные отношения рассматриваются в теории игр как частный случай игры. В. Лефевр рассматривает модель конфликта как основание для развертывания практической психологии.
Рис.№2. Пять способов использования понятия «конфликт».
Технологический уровень – представлен различными технологиями формирования определенных программ, по которым осознано или неосознанно действует субъект (социальная группа) в конфликте биопрограммы, психопрограммы, социопрограммы.
Биопрограммы это программы выживания человека, как биологического существа (программы защиты, нападения и подчинения). Такие программы выявляют биологи в среде животного мира.
Психопрограммы – это программы, по которым действует человек, как психическое существо, удовлетворяющее потребность в обеспечении комфортного состояния, психологической поддержки, покоя, радости.
Социопрограммы – это программы, по которым действует человек как личность в социальной системе. Эти программы в основном обеспечиваются институтами и механизмами управления в обществе. В соответствии с этими программами человек или группа стремится к достижению социального статуса, положения, уровня обеспечения материальными и духовными благами, реализации своего предназначения и т.д. Традиции, социальное и правовые нормы, мировоззренческие установки «вгоняют» человека в эти программы. В социопрограммах заложены технологии борьбы, конкуренции, конфронтации, соперничества, переговоров, сознательные и несознательные технологии манипулирования, технологии профилактики, управления и разрешения конфликтов. Знание этих технологий, владение ими и их применение может иметь самые различные последствия. Однако несомненно, что человек, от которого эти программы скрыты, в большей степени подвержен бессознательным импульсам и реакциям и бессилен перед различного рода манипуляциями.
Таким образом, разработка профессионального стандарта «Конфликтолог» требует привлечения множества различных ученых и профессионалов, поскольку каждый предмет в отдельности в условиях конфликта является частным и недостаточным. Разные уровни конфликта, масштаб конфликтного взаимодействия, а также специфика деятельности требуют от конфликтологов разных знаний, технологий, компетенций. компетенции, знания, навыки.
Литература.
- Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ, реестр уведомлений о разработке/ пересмотре профессиональных стандартов «Конфликтолог»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. №461 – О создании Факультета конфликтологии в СПб ГУП по подготовке бакалавров и магистров по направлениям подготовки 034000.62, 034000.68 «Конфликтология»
- Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. Н.Новгород: Волго-Вятский кадровый центр, 1994. 1, С. 32.
- Степанов Е. И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы (по результатам исследовательских проектов). М.: Институт социологии РАН, 1996. С.48.
- Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996. С. 125
- Аклаев А.Р.Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005. С. 16.
- Шайхутдинов Р. Конфликтология: программа построения гуманитарной дисциплины. – М., «Кентавр», вып.9, 1993 г.
(Цой Л.Н. Профессиональный стандарт «Конфликтолог»: размышления конфликтолога//Журнал «Кадровик»,2015 г. №10. Стр. 67 – 72).
_________
ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ
Конфликтология и конфликты