Яндекс.Метрика

«Будущее» как социологическое понятие

«Будущее» как социологическое понятие

будущее

 «Постепенно элементарный интерес к будущему сменяется у мыслящего человека возрастающей тенденцией смотреть вперед«. (Джеральд Дж. Уитроу).

Цой Л.Н. Будущее как социологическое понятие. //Журнал «Мир психологии»  №2 (74), 2013 г.  С.120-134. 

Аннотация. В научно-методической статье представлена логика обоснования видения «будущего» в социологическом контексте; раскрыта  содержательная связь между научными  и культурологическими «картинами мира» и  отношением к будущему;  описана  методология исследования «будущего» в социологии познания  на разных этапах развития наук; показана  значимость  борьбы за будущее  в  рамках мирового культурного контекста;  выявлено различие между научной  позицией  и политической  оппозицией  при взгляде на    будущее.

   Ключевые слова:  будущее, футурология, картины мира,  социальное действие, социология познания, культурный контекст,    конфликт,     развитие.

 «The Future» as a sociological concept.

Tsoi L. – Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Human Resource Management Department, School of Management,  Higher School of Economics

The scientific article discusses the logic of justifying the vision of ‘future’ in the sociological context. The author looks at substantive connections between the scientific and cultural «world views» and the attitude to the future; presents methodology for studying the «future» in the sociology of knowledge at various development stages of sciences; discusses the significance of fighting for the future in the global cultural context, and identifies the differences between the scientific position and political opposition when looking at the future.

Keywords: future, futurology, world view, social action, the sociology of knowledge, cultural context, power, conflict, war, development, sociology of management.

 Преамбула.

Будущее – это то, чего еще нет, но может быть в одном из многих возможных вариантов. Это время и события, следующие за настоящим. Считается, что будущим занимается футурология, громко заявившая о себе участниками Римского клуба в начале 60-годов ХХ века. Различают ближайшее будущее (непосредственное -25-30 лет); обозримое будущее (70-80 лет) и отдаленное будущее (или фантастическое) [22]. Термин  «футурология» » был предложен немецким социологом О. Флехтхеймом как название «философии будущего», альтернативной всем предшествовавшим социальным учениям, но изначально этот термин не получил распространения. римский клубС начала 1960-х под  футурологией  понималась «наука о будущем», «история будущего», ориентированная на познание перспектив всех явлений, и, прежде всего социальных и содержало претензию на монополизацию прогностических функций существовавших научных дисциплин. Отсутствие у понятой таким образом футурологии собственного предмета и ограниченность понимания будущего по аналогии с прошлым, выявило несостоятельность данного подхода. К концу 1960-х футурология стала пониматься как  социальное прогнозирование. Преобладающим в западной футурологии было технократическое направление,  признающее научно-технический прогресс как главное средство разрешения социальных проблем. В конце 1960-х — начале 1970-х  на первый план  выходит изучение глобальных проблем. Римский клуб стал возглавлять исследования по футурологии и  инициировал компьютерное глобальное моделирование перспектив развития человечества и «пределов роста» технологической цивилизации.

Однако без социологических исследований, без социальной диагностики, прогнозы могут оказаться не только несостоятельными, они также могут оказывать влияние на формирование общественного мнения в интересах  какой-либо одной социальной группы.

Чтобы обсуждать основания исследования «будущего» недостаточен мониторинг общественного мнения, имеется в виду наблюдения за тем, что происходит, какие высказывания делают политики, общественные деятели или ученые. Необходимо выйти за пределы наблюдаемого, и зафиксировать ненаблюдаемое, то есть обнаружить подлинное основание исследования «будущего». Таким образом, несмотря на то, что в социологических словарях отсутствует понятие «будущее», необходимо признать, что будущее – это сугубо социологическое понятие.

Продолжение

«Картины мира» и «будущее» в социологии познания.

Методология исследования «будущего» на разных этапах развития наук.

Будущее России в  рамках мирового культурного контекста.

Будущее России: научная  позиция и политическая оппозиция

«Будущее» как   понятие социологии управления.

Резюме.

Список литературы 

____________

 Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах

Конфликтология и конфликты