Яндекс.Метрика

Глоссарий для профессионального стандарта «Конфликтолог»

Глоссарий для профессионального стандарта «Конфликтолог»

Глоссарий для профессионального стандарта «Конфликтолог»

(Цой Л.Н. – канд. соц. Наук)

 Глоссарий составлен для ориентации в области  практической  конфликтологии  

 Конфликтологический анализ  —   процесс мысленного разложения целостного конфликта на подструктуры, элементы, связи, отношения. Наиболее эффективным видом  является систем—мыследеятеньностный анализ, включающий в себя три  вида системного анализа: системно-структурный, системно-функциональный и системно-генетический. Как необходимое условие и этап в управлении конфликтом КА.  включает: анализ конфликтной ситуации; анализ собственной позиции; выявление причин, обстоятельств и условий конфликта; вторичную рефлексию; варианты разрешения; способы разрешения; критерии разрешения; последствия.

Антагонизм —  (от лат. anti + agon – бороться против) – одна из основных категорий конфликтологии, обозначает одну из двух возможных форм разрешения конфликта: конфликтная система распадается на два непересекающихся полюса агентов и их союзников таким образом, что каждый член одного полюса «дружит» с каждым членом своего полюса и «воюет» с каждым членом противоположного полюса. 

В остальных случаях, когда равномощность и со-уровневость столкновения нарушена, можно говорить о таких феноменах как насилие, агрессия, разрушение, боязнь, избегание.

Вертикальный конфликт – предполагает взаимодействие объектов вертикального подчинения руководитель – подчиненный, предприятие – вышестоящая организация, малое предприятие – учредитель. Особенностью данного вида конфликтов – изначально разное соотношение власти участников, разные возможности при взаимодействии.

Виртуальный конфликт – это такой конфликт, источник которого находится не в той реальности, в которой протекает сам конфликт, и он не может быть разрешен за счет средств, принадлежащих той реальности, в которой он протекает.

Вражда — отношения и действия, проникнутые неприязнью,  взаимной ненавистью.

Горизонтальный конфликт – предполагает конфликтное взаимодействие равных (по иерархическому уровню, располагаемой власти) субъектов; руководителей одного уровня, предприятий и специалистов между собой.

Градостроительные конфликты   – это конфликт на   территории города между жителями  и строителями/инвесторами/властью  по поводу  реализации градостроительного проекта.    Градостроительные  конфликты можно   разделить на типы:

Границы конфликта — внешние структурно-динамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, на которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта).

Девиантное поведение (отклоняющееся повеление) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. основные виды девиантного поведения — преступность, аморальное поведение, пьянство, распущенность и пр. Поведение, отклоняющееся от социальных норм.

Деструктивный потенциал конфликта   — нарастание «отклоняющихся» признаков в конфликте  и перевод фокуса внимания конфликтующих сторон с содержания конфликта на форму. Основные признаки деструктивности: разрушение целостности системы,  выход  за пределы правового поля, дисфункциональность, антагонистические требования сторон (в логике «все или ничего», «жизнь или смерть»).

Диагностика конфликта — исследование конфликта с целью описания его сущности, содержания, функций и других характеристик.

Диагностика конфликта/конфликтной ситуации — (способный распознавать) — выявление скрытых процессов, связей и отношений, позволяющих соотносить конфликтную ситуацию с характеристиками нормы или патологии. Для проведения диагностики конфликтной ситуации необходимо иметь представление о характеристиках «здорового» конфликта.

Динамика конфликта — развитие конфликта, включающее его основные периоды и этапы, стадии и фазы его развития.

Динамика конфликта – ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий.

Единый реестр конфликтологических данных  — (Реестр — (польск. rejestr — от ср.-век. лат. regestrum, registrum — список,перечень) —  список, перечень, опись зафиксированных конфликтов, с  регистрацией имеющихся  документов. 

Жертва конфликта — человек, который провоцирует насильственные и агрессивные действия по отношению к себе, демонстрируя одновременно комплексы неполноценности и беззащитность.

Завершение конфликта — устранение объективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.

Замораживание конфликта –  отказ его участников от открытой борьбы при сохранении основного противоречия между ними.

Инновационный проект   — комплекс мероприятий направленных на достижение экономического эффекта по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов. 

Институционализация конфликта — процесс включения конфликтных взаимодействий в существующую в обществе систему ценностно-нормативных образцов действия, приведение их в соответствие с требованиями и установлениями Конституции и других правовых актов.

Источники конфликтов — стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на повеление людей, проблемы трудовой мотивации, разрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях.

Карта конфликта –  схема территории, на которой значками обозначены очаги конфликтов.

Картографирование конфликта – это метод, суть которого состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту, факторов и т.д..

Классификация и типологизация конфликта  —  это процесс  систематизации множества  разнородных процессов, объектов и элементов.  Систематизируют конфликты по разным основаниям:

наличие\отсутствие объекта конфликта —  выделяют безобъектные и объектные конфликты; степень длительности и выдержанности — выделяют конфликты: бурные быстрорастущие; острые длительные; слабовыраженные вялотекущие; слабовыраженные быстротекущие; по количеству участников; по уровню иерархии  и т.д.по интенсивности силового противостояния и т.д.

 Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками и работодателями.

Коммунальный конфликт- конфликт вне деятельности

Конфликт  — (лат. Conflictus). «Сon-» — приставочная часть означает взаимо- , направленность на взаимодейстие, некое содействие, приведение в соответствие с чем-либо (как в таких словах как — контракт, консенсус, конвенция, конфигурация), коренная составляющая «flict» — означает столкновение, ударение, стукание. При переводе на русский язык потерялась существенная смысловая составляющая слова «конфликт», указывающая на взаимо- и со-действие, и обычная трансляция означается как столкновение. С точки зрения процессов происходящих в конфликтном взаимодействии происходит взаимо-столкновение или со-столкновение, что значит, что в конфликте существенной составляющей является именно взаимное, соуровневое, уравненное столкновение и это и является собственно спецификой именно конфликта. Конфликт – столкновение сторон в рамках сохранения значимости установки на реализацию   интересов, удовлетворение  потребностей, мотивов, целей и ценностей.  Содержание  индивидуальных/групповых потребностей  и проявления «эгоцентричности» может меняться в зависимости от перехода от отдельного субъекта  к микрогруппе, группе, макрогруппе.

Конфликт латентный — скрытый, неявный конфликт, начальная стадия в развитии конфликта, характеризующаяся отсутствием открытых действий оппонентов.

Конфликт межрегиональный —   столкновение между властями близлежащих территориальных единиц по поводу возвращения территориальной целостности и самостоятельности управления, которое было отнято в результате войн, революций, аннексий и контрибуции.

Конфликтменеджер — специалист в области разработки технологий профилактики, регулирования и  разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация – наличие противоречивых позиций сторон по какому-либо поводу, условие возникновения конфликта. К.С. — это неуравновешенная и потенциально противоречивая ситуация, включающая в себя три стадии: предконфликт, конфликт и постконфликт. Предконфликт включает в себя три этапа: зарождение конфликта, созревание конфликта, инцидент. Конфликт включает в себя две стадии: собственно столкновение (конфликт) и развитие конфликта. Постконфликт — это результат столкновения конфликтующих сторон. Он может оканчиваться переговорами, хронической конфликтной ситуацией, войной и т.д. К. с. — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы.

Конфликтогены — слова, жесты, оценки, суждения, действия или бездействия одной или обеих взаимодействующих сторон, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и к ее перерастанию в реальный конфликт.

Конфликтолог – это профессиональная позиция, предметом, процессом  и объектом исследования  которого являются конфликты и конфликтные ситуации.

Конфликтологическая компетенция — это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.

Конфликтологическая служба (КС) —  это организационная структура   которая представляет  систему конфликтологических центров, групп, отдельных конфликтологов, связанных в единую структуру.  КС  — это система практического использования конфликтологии для решения комплексных задач конфликтологической экспертизы, диагностики, консультации, профилактики и разрешения всех видов конфликтов:  отдельного человека, в семье, в организациях, учреждениях, в обществе в целом. Цель К. С. – профилактика и конструктивное разрешение всех видов конфликтов.  

Конфликтологическая экспертиза   — это процесс изучения и фиксации проблем, а также поиска ресурсов, необходимых для разработки социальной технологии регулирования конфликта. Конечной   целью  конфликтологической  экспертизы   является  выработка предложений по снижению  конфликтной напряженности, профилактике и разрешению/ урегулированию   конфликта.

Конфликтологические  риски —   сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий для организации или субъектов в конфликте, могущих нанести  субъекту или деятельности   ущерб или убыток. Риск — характеристика конфликтной ситуации, имеющей неопределённость исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий.

Конфликтологический мониторинг (КМ) — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров изменения развития конфликтов, в сравнении с заданными критериями. КМ — система сбора/регистрации, хранения и анализа определенного количества ключевых (явных или косвенных) признаков/параметров описания конфликта  для того, чтобы иметь  представления о том как  протекают конфликты на территории или в организации. 

Конфликтологический проект (КП) —  (прое́кт — от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, и обоснования   замысла    практической реализации.  КП –  необходим в случае, осознания управленцами необходимости иметь  планы работ и    мероприятия, направленные на профилактику и разрешения конфликтов в  организации. Продуктами КП являются: 1) комплект  разработанной документации, норм и правил для профессиональных действий управленцев и специалистов в конфликтах 2) Формирование    конфликтологической компетенции. 

Конфликтологическое сопровождение —  процесс сопровождения проектов, конфликтогенных по своей сути, например инновационных проектов, с целью снижения сопротивления изменений и разрешению конфликтов.

Конфликтология – междисциплинарная область научного исследования конфликта. Объектом ее являются конфликты различного уровня: зооконфликты, внутриличностные, социальные конфликты (межличностные, межгрупповые, межгосударственные), предметом – общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, основные принципы, способы и приемы деятельности по отношению к конфликту, т.е. управление конфликтом.

Конфликтоустойчивость (КУ)- специфическое проявление психологической устойчивости, способность человека оптимально организовать свое поведение, коммуникацию и мышление  в конфликтных  ситуациях. КУ – включает такие компоненты как: эмоциональную устойчивость;  активизацию познавательной функции в конфликтах;   мотивацию на   совместное разрешение противоречий/проблем и конфликтов; поведение — открытость и доброжелательность; сохранение критичности и рациональности

Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; особенности гендерных и межнациональных взаимоотношений; принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

Критерии разрешения конфликта — это  количественные и качественные характеристики, позволяющие зафиксировать переход конфликта в новое качественное состояние на разных уровнях управления: организационном, эмоционально-психологическом, информационном, коммуникативном, нормативно-правовом.

Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта миротворец.

Организационный конфликтменеджмент  (ОКМ)— это информационно-коммуникативная модель, которая органично объединяет две регулятивные технологии: технологию организации коммуникации между разными специалистами по поводу инноваций и технологию (совокупность приемов, техник и методов вмешательства в конфликты) с целью   актуализации конструктивного конфликтного потенциала и направления его  для реализации инновации.    

Переговоры – механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.

Проектно-аналитическая сессия —  форма  учебного процесса, которая  осуществляется участниками сессии в прямой связке с выполнением реальных проектных и аналитических задач.

Профилактика конфликта — совокупность мер по предупреждению деструктивных форм конфликтов и сохранению социально-позитивных конфликтов, направленных на формирование правового сознания в обществе.

Разрешение конфликта – 1) окончание конфликтного взаимодействия между сторонами; 2) преодоление основного противоречия сторон, являющегося источником (предметом) конфликта, устранение его   на уровне внутренних установок.

Системо-мыследеятельностный подход в российской конфликтологии —  это подход который  утверждает,  что:

  • · в основе     конфликта  «лежит противоречие, но отнюдь не «всего чего угодно со всем чем угодно» (как иногда, по сути дела, эмпирически классифицируют «конфликты»), а только парадигматик действия/взаимодействия у сторон взаимодействия.  Что же касается противоречий между другими определенностями взаимодействующих сторон действия, то они выступают здесь в качестве условий взаимодействия (т.е. условий в равной мере как конфликтных, так и бесконфликтных его форм)»;
  • · содержательный смысл у конфликтов,  их функциональность может появиться «только в обществе, ориентированном на развитие, в котором история рассматривается как перманентный процесс ценностного выбора и самоопределения, как инновационный процесс»;
  • · социальные  изменения происходят на  основе  соотношения в них «естественного/искусственного начал. В ее рамках противопоставляется по крайней мере четыре культурно-исторических типа социальных изменений: естественная эволюция, искусственное развертывание, естественно-искусственное развитие и искусственно-естественное становление»;
  • · исследование и развитие конфликтов возможно в двух  рефлексивно организованных направлениях:   1) Rre-рефлексия (ретро) —  оценивает непосредственно-практическое продолжение той или иной деятельности как бесперспективное; 2)  Rpro-рефлексия (про) вынуждена переводить содержание этой деятельности в коммуникационно-мыслительный план поиска ответа на вопрос «что в ней должно быть изменено» для дальнейшего успешного осуществления деятельности в новых социальных условиях. «Этот перевод обеспечивает подключение мышления, артифицирующего естественный процесс «проб и ошибок». Тем самым конфликт может выступать в роли механизма преобразования «качества» социальных изменений, их перевода из эволюционного плана (естественные изменения) в план социального развития (естественно-искусственные изменения)»;  
  • · функциональность (содержательность) конфликта как непосредственного противодействия напрямую связана с работой рефлексивного механизма, способного переводить конфликтогенную ситуацию в коммуникационно-мыслительный план. В   рефлексии должно возникнуть два отношения: первое – то возможность « посмотреть назад и ответить на вопрос, что было, и он может тут же, в рефлексивной позиции, задать себе вопрос, что будет? … рефлексия обеспечивает членение мыследеятельности, а с другой… организацию прошлого и будущего из рефлексивной позиции»;  
  • · парадигматический план социального взаимодействие — это план долженствования, в котором обретают конкретный операционально-действенный смысл ценности правильного (правила) и тем самым справедливого в этой сфере.
  • · основная установка   стратегии  , состоит в преобразовании исходного конфликтного противодействия в те или иные формы продуктивного софункционирования сотрудничества (конструктивного содействия) с конкуренцией (конструктивным противодействием); 
  • · любой договор только тогда гарантирует реальное преобразование конфликта в конструктивные виды взаимодействия, когда обе стороны рассматривают требования, которым они обязуются подчинить свою будущую активность как справедливые;
  • · так как  большая часть эмпирических конфликтов располагается между двумя такими полюсами как нормы и их реализация, а разрешение опирается как на элементы апелляции к принципам, правилам и культурным нормам (парадигматике) организации «подобных» взаимодействий, так и на собственно креативные, ситуативные элементы,  то особенность конкретного взаимодействия связанно  с принципом  «здесь и теперь».

Сопротивление изменениям (СИ)   — это закономерный процесс и реакция на изменения в среде или в деятельности. Сопротивление — это первая реакция на изменения, так как людям требуется время, чтобы оценить издержки и выгоды перемен для себя. По этой причине новые инициативы руководства часто вызывают противоречивую реакцию у подчиненных.   СИ происходит от того, что людям требуется отказываться от старых привычек и учиться действовать по-новому. Для этого им необходимы иные нормы и ценности. Но в этом процессе они часто обнаруживают, что их статус и власть в организации оцениваются по-другому. Эти перемены приводят к извечному конфликту между человеческим стремлением к постоянству (устойчивости) и поисками нового (изменениям).

Социальная технология  — это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем, для проектирования и осуществления коммуникативных воздействий, изменяющих сознание людей, культурные, политические и/или социальные структуры, системы или ситуации.

В более широком смысле, социальная технология — последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность.   Применение социологических и социально-психологических знаний, теорий и инструментов для достижения социально значимых целей также может быть названо социальной технологией.

Социально-конструктивный конфликт  (СКК)— конфликт, в котором доминируют такие характеристики, как неантагонистические отношения между сторонами, функциональность, рациональные действия в рамках нормативно-правового поля. СКН направлен на сохранение целостности социальной организации и ее развитие.

Социально-негативный конфликт (СНК)— конфликт, в котором доминируют такие характеристики, как антагонизм между конфликтующими сторонами, дисфункциональность, иррациональные и рациональные действия вне нормативно-правового поля, направленные на разрушение целостности социальной организации.

Социально-трудовой конфликт (СТК)   — это особый вид социального конфликта, который проявляется через столкновение двух или более разнонаправленных сил, интересов, взглядов по поводу социально-трудовых отношений и условий их обеспечения. СТК может быть рассмотрен как этап  максимального развития противоречий между субъектами трудовой деятельности   и представляет собой силовое динамическое воздействие, которое осуществляется  между работниками и  работодателями,    на основе действительного или сомнительного несовпадения интересов ценностей или нехватки ресурсов. Институтами, защищающими и представляющими интересы работников и работодателей, являются   профсоюзы и объединения работодателей, предпринимателей.

Социальный конфликт – конфронтация  и борьба   социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.

Стрессоустойчивость — сознательно выработанные реакции, позволяющие человеку сохранять не только эмоционально-психологическую стабильность в экстремальных ситуациях (неопределенность, высокий риск и конфликт), но и способность ясно мыслить и принимать те управленческие решения, которые соответствуют поставленным целям и задачам.

Схематизация конфликта — способность визуализировать смыслы для организации понимания, коммуникации  и мышления, проявляющиеся в конфликтах.   

Технология — (искусство — учение) — в широком смысле — объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг. В узком смысле — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.

Управленческое воздействие на конфликт — технологически целенаправленное воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. 

Урегулирование конфликта — выбор такой альтернативы в конфликтном процессе, при которой основные усилия конфликтеров сосредоточены на снижении интенсивности противоборства, на последовательном переводе прямой конфронтации в плоскость смягчения противостояния и замены его бесконфликтными отношениями, на взаимоприемлемом для соперников решении самой проблемы, породившей конфликтную ситуацию. Урегулирование конфликта – частичное разрешение конфликта, прекращение открытой борьбы сторон. При этом могут сохраняться внутренние причины, побуждающие к конфликту.

Холодный конфликт — характеризуются тем, что стороны не желают изменяться, т.к. они уже привыкли находиться в состоянии противоборства. «Холодные» конфликты ведут к нарастанию парализации внешней видимой активности. Трения и ненависть «проглатываются» и продолжают деструктивно действовать внутри самих людей. Отношения принимают саркастический и циничный характер, мотивам действий недостает благородства, этики, морали, люди замкнуты в себе. В «холодном» конфликте, за счет объективного рассмотрения ситуации, стороны могут разложить все «по полочкам» и успешно выйти из него.

Эндогенный конфликт — конфликт, являющийся частью одной большой системы, которая может его контролировать.

Эскалация конфликта – развитие конфликта «по вертикали» и «горизонтали», нарастание его остроты и размаха, связанное с обострением конфликтных отношений и включение все большего количества участников, организаций, институтов и разнообразных  ресурсов. 

_____

 ОБСУЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «КОНФЛИКТОЛОГ»

Конфликтология и конфликты