(Доклад сделан на 7-я конференции по методологии ММК «Технологии мышления» 30 мая 2013 г..
Добрый день. Уважаемые коллеги!
Тема моего доклада: « СМД средства технологизации проектного мышления, на примере работ по построению и разработки технологии «Колористика города»
Я очень рада возможности, выступить здесь перед вами и рассказать о той работе, которую мы делали.
При подготовке доклада я думала, что с одной стороны, я буду рассказывать вам о проблемах, задачах, средствах и содержании мыслительной работы. Которая проделывалась мной и коллегами, при разработке предмета и технологии «колористика города» . И это полагается мною как главная цель и функция этого доклада.
Но, с другой стороны, мне рекомендовали, что надо показать и продемонстрировать, ту технологию которую мы разработали и рассказать непосредственно о предмете «колористика города»… (правда я плохо представляю зачем вам «колористика
Готовя это выступление, мне пришлось рефлексивно взглянуть на проделанную «мыслительную работу», проведенную при разработке предмета «колористика города» и записать вычлененные «шаги – этапы — результаты».
Но потом, когда я «прошлась» по сделанным мною тезисам по первому разу, я начала изрядно запутываться в тонкостях анализа, и тогда я спросила себя, а зачем, все это, может быть нужно, моим предполагаемым слушателям?
И таким образом я подошла к тому, что первым моим заходом сегодня, будет рассказ о «микро-истории» проделанной работы — это идея хоть и простая, но достаточно рациональная, хотя, может быть, и не самая удачная.
В результате, подумав некоторое время, параллельно я решила выстроить, в своем рассказе, ответы вопросы:
Первое. «Как возникла задача сделать «колористику города», какие проблемы поставили перед собой разработчики, какие задачи при этом решали?».
Второе. А так же, «что и как делалось при разработке предмета и технологии «колористика города».
Третье. Рефлексиво осматривая проделанный путь и работы, выделить те средства и методы, которые были взяты из арсенала СМД-подхода, и использованы в работе для получения колористики города
Так я определила назначение этого доклада и его функции.
Теперь о целевой установке.
Она состоит в том, чтобы дать «полотно и общие контуры картины. На которых вы могли бы ориентироваться, отвечая себе на вопрос: что такое предмет и технология «колористика города». Возможно, в таком контексте станет «видно» какие СМД-средства нами использовались при технологизации проектного мышления, на примере разработки «колористики города». При этом, я, по ходу доклада, постараюсь акцентировать свое и ваше внимание на этих организованностях – средствах, способах и процедурах их «применения» к исходному материалу…
Так же моя целевая установка состоит, в том, что бы, ответить на вопрос, что такое Технологии мышления и зачем она нужна? Я закончила объяснение названия доклада, темы и целевой установки.
Итак, Первый момент – Это рассказ о задаче
Три года назад, от Мэрии города Калининграда, наша архитектурная мастерская, получила заказ на «Разработку концепции регулирования цветового климата города Калининграда». Когда мы, подавали заявку на получение заказа, то только по-наслышке знали, что такое колористика города, это знание было, из той серии, «что кто говорил, что она кем то делается, в других городах». При этом, мы были уверены, что у нас в компании, есть архитекторы (общий стаж работы которых 100 лет), у которых должны быть профессиональные знания о цвете объектов в городе, а значит, как нам тогда думалось и о колористике всего города. Прибывая в этом заблуждении, мы стали счастливым обладателями заказа, на разработку колористики города, со сроком выполнения этой задачи 3 месяца.
И не откладывая выполнение заказа в «долгий ящик», мы дружно «окунулись» в работу.
Но сразу, выяснилось, что такой предмет, как «колористика города», архитекторам в советское время в институтах не преподавали. Сейчас нам даже понятно, почему не было такого предмета, на момент учебы наших архитектурных Мэтров: дома красили теми красками которые были и в те цвета которые выпускала советская промышленность. И не было задачи, делать города разными, имеющими свой неповторимый цветовой облик. И градостроители такой странностью, как «колористика», тем более не «заморачивались».
Таким образом, отсутствие предметного знания о колористике города стало для нас проблемой. Поэтому перед нами встала первая задача — разработка «предмета» — «колористика города».Так кратко выглядит предистория вопроса. Теперь чуть подробнее.
В соответствии с полученным заданием, мы должны были спроектировать, колористику города и построить «модель с названием — «Цветовой климат». Однако, быстро стало ясно, что имеющиеся у проектировщиков инструменты не схватывают, и не приспособлены для работы с таким объектом как «цвет города». А кроме того, как выяснилось, у архитекторов не было даже предметных знаний о таких странных объектах, как «колористика», «цветовой климат», «регулирование цветового климата»
В результате, мы не знали, как решить задачу. А так же, у нас не было «инструментов» для проектирования колористики города. Ситуация для нас становилась проблемной.
Мало того, что надо было, построить колористику города. Но еще и сделать ее «регулируемой». То есть, придать этому «нечто» процессуальную форму, статус процесса, что бы «цветом города» можно было как-то управлять, или в чиновничьем языке – регулировать.
Понятно, что разработать, спроектировать колористику города – это же, не просто раскрасить городскую карту в разные цвета, а нужно понимать, что колористика города, это цвета для всего города как целого, и в то же время, цвета для всех цветоносителей города, домов, магазинов, малых архитектурных форм, детских и спортивных площадок, рекламы, пешеходных дорожек, газонов с цветами и т.д.
Что бы вы, стали делать, пытаясь понять, какие цвета могут быть у всего города?
- Почему эти цвета, а не другие?
- Как происходит выбор цвета?
- Что такое цвет всего города. Мы не нашли ответа в предметных знаниях по архитектуре и градостроительству. Мы не нашли ответ и в спорах между архитекторами.
А был сделан практический шаг и организована дискуссия по теме колористика города, между архитекторами и жителями города. Каждый из них пытался предложить свою идею раскраски города.
И чем жарче были споры, тем бредовее иногда звучали идеи: « А давайте Ленинский проспект (а такой есть, наверное, в каждом городе) по ассоциации с цветом революции покрасим в красный цвет!»
Но что, приходилось отвечать: «А у нас, есть еще и Советский проспект, мы его в какой цвет будем красить, розовый что ли, или по ассоциации с цветом советской власти, тоже в красный цвет? А улицу Зеленую, не долго думая, покрасим в зеленый цвет?»
И далее все более, становилось очевидным, что ассоциативное мышление, коим начинают пользоваться профессионалы, если у них нет соответствующего предметного знания, не схватывает «задачу».
И способностей ассоциативного мышления не хватает для построения знания о цвете города. Ретроспективная рефлексия начала наших работ, показывает, что архитекторы «проблему» не видели, они ее проигнорировали, и отождествили ее с задачей.
И начали решить задачу, доступными средствами в традиции «юных» натуралистов. Создали группы, и взялись исследовать реальность города, точнее реальные цвета города на видимых и понятных для архитекторов цветоносителях–зданиях и сооружениях. Сев в машину и вооружившись фотоаппаратом, сделали более 3500 фотографий цветоносителей.
Но быстро выяснилось, что мы тонем в таком количестве фотографий. И личных видений. А количество не переходит, ни в качество, ни дает нам никакой системы, а кроме того, фотографии отдельных объектов, не дают ответа на вопрос о цвете целого города.
Но мы не сдавались… и решили посмотреть на город в высоты птичьего полета, а раз мы не птицы, то, например, с вертолета? Мы думали, что может, тогда, мы увидим цвет города? Но и фото с птичьего полета не дали нам «цвет города». Да мы могли видеть большее, уже не отдельные дома, а кварталы. Но квартальный подход не давал возможности, например, выделить цвета отдельных исторических районов, а тем паче – цветов исторических зданий. В итоге, даже архитекторам стало понятно, что массированная «атака» на цвет реальных зданий и сооружений, Объективного знания о цвете города не дает.
В СМД-подходе реальный объект, или «реальность», задается как то, что существует само по себе. И наши метания с фотоаппаратом только подтвердили: – то что, мы видим с помощью нашего зрения так сказать «реальность», это не то что, называется «цветом города».
Вопрос: «как «увидеть» цвет всего города?». И что «это» такое, оставался без ответа и «показывал нам язык» …
Г.П.Щедровицкий: — «Переход к проблемам, осуществляется не от той или иной задачи и процесса решения ее. Он охватывает все, что было в предшествующем процессе тематизмы, цели, неудачные процессы решения задач, причем не одной какой-то, а всех, которые, создавались путем различных интерпретаций исходных целей. Поэтому можно сказать, что переход к проблемам есть результат определенного осознания и переосмысления всей ситуации, сложившейся в ходе предшествующей работы.
Во-вторых, мы должны зафиксировать, что разрешение проблем, которые мы поставили, состоит в переводе их в совокупности задач не псевдозадач, как это было раньше при работе с целями, а задач в прямом и точном смысле этого слова, т.е. заданий, за которыми стоят определенные способы решений или, в более общей формулировке, способы действий»
НО если бы мы, были предметники от архитектуры, мы бы, наверное, так и продолжали натуралистические попытки «ухватить и увидеть» цвет города. И в результате, так и не подошли бы, к проблеме и проблематизации, до тех пор, пока можно было бы, свои ассоциации, выдавать за объективное содержание.
А потом, по ассоциациям, и «подходящими» предметными знаниями, не учитывая исследования и задачи «употребления» в практике, придумывали «цвета» для города. Но благодаря работам Георгия Петровича, мы знали, что предметные знания не только естественно существуют на профессионалах, но и строятся за счет специальной мыслительной работы. И первая мыслительная операция, которую мы проделали, мы положили как объект «цвет города». Но не, как, объект изучения в натуралистической традиции, и в обосновывающих ее философских концепциях, где объект изучения рассматривается обычно как нечто, изначально данное и противостоящее исследовательской деятельности, а как объект, по поводу которого мы будем строить свои знания. То есть, не фиксируем объект с помощью «знаний», а обустраиваем «место объекта» в разно-предметных знаниях.
И мы стали изучать историю вопроса и исследовать работы колористов. Проведя исследование и реконструкцию истории вопроса, мы узнали, что предлагалось раньше и что разрабатывалось в теме колористика.
Работ по « колористике города» оказалась не много, это исследование Ефимова «колористика города», и почти рекламный текст с кучей картинок о сделанной работе в Москве, под названием «Цвет в городе» автор Т.С. Семенова.
Далее мы ответили себе на вопрос, почему нас эти подходы не устраивают, и в чем не устраивают?
Мы фиксируем, что нас не устраивает в предшествующих направлениях. И кладем свое направление рядом, оно должно по возможности выделить предшествующее, снять все то, что нас устраивает и еще добавить кое-что, чего у всех других не было.
Текст А.В. Ефимова содержал исследование колористик городов и рассказ о подходах которые использовали колористы при построении цвета города. И нам пришлось, используя средства СМД-подхода, выделять из текста мыслительные инструменты Исследователя. Так же мы выделили мыслительные и предметные средства из текста Семеновой. Но, мы так же, понимали, что те инструменты которые мы выделили, это не теже самые инструменты которые использовал Исследователь.
Позволю себе процитировать Г.П. Щедровицкого: — «При этом мы понимаем, что какое бы знание об объекте мы ни взяли, оно всегда является результатом решения каких-то определенных частных задач. И когда потом в ходе рефлексии мы хотим выяснить отношение этого знания к объекту, беря его относительно других знаний о том же самом объекте, то можем представить все дело так, что это знание описывает и фиксирует объект с какой-то одной стороны, выделяет в нем одно или небольшую группу свойств, необходимых для решения определенной практической задачи». В книге Ефимова это была задача исследования и теоретического представления подходов к колористике города, в книге Семеновой в рекламной форме представлено решение задачи построения колористики конкретного города.
Г.П.Щедровицкий: — «То, что важно для решения одной задачи, нередко оказывается неважным для решения других задач. Поэтому появление новых практических или теоретических задач, во-первых, заставляет брать объект с новых сторон, выделять в нем новые свойства и соответственно образовывать новые знания, а во-вторых, выдвигает на передний план вопрос об отношении к уже имеющимся знаниям, заставляет выяснить, можно ли использовать их для решения вновь вставших практических задач или для получения новых знаний об объекте.
В результате, наша работа по проектированию нового предметного знания, строилась в двух плоскостях — направлениях:
Первое направление, — это наши мыслительные процедуры и операции применения инструментов к «набранному материалу».А именно: анализ эмпирического материала. Рефлексия процесса работ. Анализ дискуссий с предметниками. И попытка дать себе рефлексивный ответ на вопрос: что я делаю, зачем и как? Почему я делаю так, а не иначе? И как еще можно действовать или мыслить? То есть, Рефлексия собственного мыследействования в процессе работ. Выделение схем, средств и методов (строительные леса), с помощью которых строились средства по построению «знания» о «колористике города»
Какие и как работали СМД-средства при организации собственного мышления, мыслекоммуникации и мыследействования.
Второе направление наших работ это: — «Конструирование схем и средств, для разработки знаковой формы для такого объекта, как «колористика города».
«Как» с помощью полученных схем и средств, строилось знание «колористика города», как «знаковая форма»
И тут хочется подчеркнуть, метафоричным высказыванием, сложность работ: «мы протаскивали себя всем телом и мыслями, по схеме знания, строя знания на себе». И это не одно и тоже, что водить пальчиком по схеме знания и думать, что ты знаешь как это сделать.
В результате, мы начали строить Систему, которая охватывает объект и знание в качестве своих элементов и за счет этого порождает в них такие свойства, которых до этого не было и не могло быть. Такая система, включает объект и знание о нем как бы внутрь себя.
Для построения новой знаковой формы, мы использовали средства, которые мы построили, в результате исследования и выделения мыслительных средств Исследователей. Мы так же, использовали предметную терминологию, отраженную в исследуемых текстах, при этом наполняя термины, новыми смыслами и понятиями. (например каркас и ткань города, макро-, мезо-, микро- уровни)
Фоном к тому, что я буду говорить, будет идти презентация проделанной работы. К сожалению, я не успела переформатировать презентацию под текст доклада и задать последовательность и синхронизацию картинок и текста. Поэтому то, что вы увидите в презентации — это о проделанной работе. А об инструментах и средствах, с помощью которых строилась содержательная работа, которая есть в презентации, я буду продолжать рассказ далее.
Одним из средств, для построения знаковой формы «колористика города», стала много-фокусная схема. При этом, эта схема помещается как инструмент строительства знаковой формы на схеме Знания. Фокусировка задает соответствующий план рассмотрения «объекта» «колористика города». Каждый из 4-х Фокусов, или квази-предметных планов определяет колористику. А так же, в этих квази-предметных планах нами рассматривается влияние соответствующих факторов на колористику города:
Таких фокусов рассмотрения у нас получилось четыре, это:
- I. Природно-климатические условия и цветность природного окружения (Е система)
- II. Историческая и архитектурная полихромия (Е-И)
- IV. Структура города (И-Е)
- III. Цветовая культура общества (И-Е)
Рассмотрение «колористики города» через 4-е фокуса — позволило сгруппировать, раннее полученный материал наблюдений, в четыре больших блока, то есть, мы получили первый инструмент для «видения цвета» и его различения в массиве города.
Второй шаг – «отделение цвета» от цветоносителей. Это чисто мыслительная операция. Отделение цвета, позволило сделать колористические таблицы, где были цвета, существующего состояния колористики города. И эти цвета, как абстрактные идеальные объекты, сравнивались с цветами система NCS.
Выделенные цвета нам некуда было отнести. Цвета были, а закрепления цвета за городом не было.
И нам пришлось построить структуру колористики города, используя представление о «Система 1».
В этом нам помогла работа Г. П. Щедровицкого. «Организация, руководство, управление». «Есть некий объект действия — объект, к которому мы можем применять определенные операции». У нас объектом была положена — «колористика города»
«Далее мы берем две группы операций. Первая группа — операции измерения, посредством которых мы выделяем свойства…» Для «колористики города» это Доминирующие и Фоновые цвета и фиксируем их в знании, это – свойства данного объекта.
(Доминирующий цвет разделяется на основной, вспомогательный и акцентный цвета. Фоновые цвета, так же разделяются на основные, вспомогательные и акцентные цвета)
«Вторая группа операций — разложение, расчленение на части». Мы
произвели разложение объекта (цвет города) на две части – каркас и ткань. «Так вместо одного объекта мы получаем два. Но за счет того, что мы получили их путем расчленения, мы можем пользоваться категорией «целое — части». Мы говорим, что эти элементы (каркас, ткань) — части, а вот «колористики города» — целое.
И далее все «делали» последовательно, как написано в «методичке» — по лекции № 8 Г.П.Щедровицкого:- «И за счет этого отношения «часть — целое» мы как бы производим обратную процедуру». «Сама операция разложения дает качественную границу существования объекта. Был один объект, теперь его нет, вместо него остались части. Категория целого и части дает как бы обратную операцию».
«Предполагая, что это части того целого, которое было раньше, мы увязываем между собой два хронотопа, т.е. два пространства-времени. Первый — целое, которое существовало раньше, второй — тот, в котором существуют части. Мысленно мы можем прорвать эту границу пространства-времени. Имея целое, мы можем представить, как мы его делим на части, что фиксировано в категории целого и части. Имея части, мы можем представить, как мы вновь соберем целое».
У частей определяем свойства — Доминирующие и фоновые цвета.
Операции разложения и мыслимые процедуры сборки — это то, что мы делаем с объектами. А что мы должны делать со свойствами? Свойства мы теперь должны отождествлять. При этом существенны еще отношения между свойствами», то есть в данном случае отношение между Доминирующими и Фоновыми цвета.
«Итак, разделив объект, теперь мы соотносим свойства частей со свойствами целого. Если мы делим объект, мы хотим знать заранее, какие свойства будут у частей, а собирая объект, мы хотим знать, какие свойства будут у целого.
Далее как мы знаем, идет процедура связывания. Сначала была процедура разложения, а теперь – процедура связывания. Но процедура связывания не обратная процедура разложения. Ибо мы еще не вернулись к целому. И результате, таких процедур разложения и связывания Колористика города состоит из частей Каркас и Ткань. Каркас имеет Доминирующие цвета, Ткань имеет Фоновые цвета. «Мы осуществили, по сути дела, операцию вложения: вложили полученное в исходное, как бы внутрь него. И стали говорить о целом».
«Мы получили свойства частей и свойства целого, и их надо было как-то различить.
Мы говорим, что у нас есть внешний и внутренний план.» И свойства частей колористики города — это внутреннее устройство, или строение. «А целое у нас остается как рамка, в которую мы это структурированное целое вкладываем». «Но вот что важно. Пока мы режем, мы имею дело с частями. А когда мы части связали между собой, то части превращаются в элементы. Понятие элемента неразрывно связано с понятием связи.
Элементы получаются как части, но после того как мы их связали в целое, они стали тем, что связано. Элементы — это то, что связано, что входит в структуру и структурой организовано. Другими словами, элемент — это не часть. Часть существует, когда я механически разделяю, и каждая часть стала существовать сама по себе, как простое тело. А элемент — это то, что существует в связях внутри структуры целого и там функционирует».
Напомню вам общее определение первого понятия системы данное ГП в работе « ОРУ»:
Сложный объект представлен как система, если мы:
- во-первых, выделили его из окружения, либо совсем оборвав его связи, либо же сохранив их в форме свойств-функций;
- во-вторых, разделили на части (механически или соответственно его внутренней структуре) и получили таким образом совокупность частей;
- в-третьих, связали части воедино, превратив их в элементы;
- в-четвертых, организовали связи в единую структуру;
- в-пятых, вложили эту структуру на прежнее место, очертив таким образом систему как целое.
Несмотря на явные недостатки первого понятия системы, без него нельзя работать. И поэтому мы строили изначально систему в рамках «первого понятия системы». Не « пройдя его ножками» нельзя построить изначально систему.
Это был лишь первый момент системного анализа, в нем еще отсутствуют процессы, а есть только связи.
Этот системно-структурный подход не схватывает процессуальности и т.д». Но задача этого этапа проектирования была построить структурный план города и для этого «система 1» достаточный инструмент.
В результате работ мы получили — Элементы структуры города: каркас, ткань.
В результате следующего шага мы задали «масштабы видения» и получили уровни элементов Структуры:
- макроструктура (на уровне города как единого целого);
- мезоструктура (на уровне отдельных массивов застройки, улиц и площадей);
- микроструктура (на уровне зданий и сооружений) колористики города.
Мы подошли к Формированию системы регулирования цветового климата в структуре города. И у нас, системо-формирующей основой цветового климата служит историческая и современная функционально-планировочная и архитектурно-пространственная структура города, которая показана на схеме «Генеральная схема регулирования цветового климата.
При проектировании единой цветовой среды города Калининграда учитываться назначение и значимость элементов структуры города, в которых организуются цветовые пространства.
В цветовом каркасе города выделяются зоны исторического наследия и зоны особого городского значения, а в цветовой ткани — зоны опорной застройки, включающую в себя советскую и современную застройки, промышленные зоны.
Мы разработали методы описания цветовых периодов стилистических ареалов. Кратко это выглядит, так: — Стили это то, как мы сегодня обозначаем отличие в архитектуре и приписываем эти отличия определенному временному периоду. Каждому стилю присущ свой материал. Так как, в тот временной период, доступны были определенные строительные материалы. Каждый материал имеет свой цвет. А потом мы, провели периодизацию, то есть, наложили исторические процессы на имеющийся материал цвета города.
После периодизация «исторические» стилистические ареалы вошли в каркас города.
Содержание периодов.
Город Калининград имеет три основных исторических (стилистических) цветовых ареала:
- 1) Готика, Неоготика;
- 2) Романтизм — Эклектика, Югендстиль — Модерн;
- 3) Конструктивизм.
Стилистическим ареалам принадлежат исторические здания и сооружения, которые находятся в каркасе города. Цвета каркаса являются доминантными цветами.
Стилистические ареалы имеют свою палитру цветов. Эти цветовые палитры были соотнесены с цветами системы NCS. В результате цвета стилистических ареалов получили обозначения соответствующее системе NCS.
Все полученные колористические таблицы разделены на четыре цвета: Желтый, Красный, Синий, Зеленый. При построении таблиц использовался цветовой круг NCS.
Цветовая палитра города Калининграда имеет 624 цвета.
Для удобства пользования Цветовой палитрой, и для того чтобы, иметь возможность, распределить цвета в рамках выделенной нами цветовой структуры города Калининграда, палитрам присвоили маркировку, которая далее используется на схеме Средового зонирования
- А — «Готика, Неоготика». Центральное ядро города.
- Б — «Конструктивизм». Центральное ядро города.
- В(А)— Советская застройка (в ареале «Готика. Неоготика»). Центральное ядро города.
- Г(А)— Современная застройка (в ареале «Готика. Неоготика»). Центральное ядро города.
- В(Б)— Советская застройка (в ареале «Конструктивизм»). Центральное ядро города.
- Г(Б)— Современная застройка (в ареале «Конструктивизм»). Центральное ядро города.
- Д— Романтизм — Эклектика, Югендстиль — Модерн;
- Е— Советская застройка
- Ж— Современная застройка
Так же была сделана- Маркировка элементов структуры
1.- КАРКАС
- 1.1.- Центральное ядро города
- 1.1.1.- исторические здания
- 1.1.2.- здания с неизменяемой отделкой
- 1.2.— Зоны ( районы) исторической застройки
- 1.2.1.- исторические здания
- 1.2.2.- здания с неизменяемой отделкой
- 1.3. — Площади и ансамбли
- 1.4.— Магистрали
- 1.4.1— транспортные развязки
- 1.5.- Водные пространства
- 1.5.1— набережные
- 1.5.2— мосты
- 1.5.3— пристани
- 1.6.- Районные центры, центры активности
2. ТКАНЬ
- 2.1— Опорная застройка
- 2.1(а)— Советская застройка
- 2.1(б)— Современная застройка
- 2.2. — Современная застройка (районы новостроек)
- 2.3.— Промышленные зоны
Разобранный нами предмет и, соответственно, знания об объекте приводят к тому, что системы знаковых изображений в принципе не совпадают и не могут совпадать с реальной структурой объектов. Как пишет Георгий Петрович:: «Это расхождение не следует считать каким-то аномальным, недопустимым явлением. Наоборот. Всякая формальная (знаковая) система изображений объекта является особой оперативной системой, в которой и с которой действуют совершенно иначе, нежели действовали бы с самим объектом. Как известно, оперативные системы именно так и именно для того и создаются, чтобы оперирование с ними. И эти оперирования, существенно отличалось от непосредственного оперирования с объектами. Поэтому в принципе мы не можем и не должны стремиться к тому, чтобы системы изображений обязательно совпадали со структурами объекта.»
Следующий пункт:
Полученные знаковые формы «колористика города» были отнесены к объективному содержанию — «колористика города»
Задача реализации в градостроительной деятельности, создания и регулирования колористики города, поставила вопрос о построении технологии подбора цвета, для цветоносителей в пространстве города.
Итак, мы подошли к схеме Воспроизводство Деятельности и Трансляция Культуры (ВДТК).
Все наши работы по колористики, были представлены в текстах, видео материалах и схемах. Так же, мы даже сделали регламенты по зонам города где расписаны Цветоносители, Регулятивные нормы цвета. Все эти материалы были переданы заказчику Администрации города.
И на первом же шаге выяснилось, что для того, что бы пользоваться этой системой, во -первых пользователи должны уметь читать. Во вторых понимать, то, что написано. То есть, система оказалась сложной для быстрого понимания.
Что бы транслировать «колористику города» как норму, необходимо было выбрать дальнейшее направление работ:
Первое направление — это процесс передачи знаний через коммуникацию с администрацией, с архитектурным и строительным сообществом. Включения знания в практическую, относительно этого знания, систему деятельности
Второе направление. Сделать «колористику города» учебным предметом. Понимая, что при трансляции будет меняться характер знаний, и следствием таких изменений будет то, что мы не узнает ту колористику, что сделали. Поэтому мы подошли к необходимости определять :
- — Как должна транслироваться колористика?
- — Кто будет использовать колористику?
Так же понятно, что выбор цвета для конкретной деятельности должен быть простым, понятным и быстрый, на бытовом уровне.
И здесь мы делаем обратный шаг. Для конкретной деятельности, нужно знать какие конкретные цвета могут быть использованы для конкретного цветоносителя, например, для моего частного дома.
И выбор, цвета для моего дома, не должен занимать у меня много времени, и я не буду вникать в вопрос сколько цветов у города, как они сочетаются, и будет ли сочетаться по цвету мой дом с соседним.
И как, будет сочетаться по цвету крыша и стены и цоколь итд.
Они просто должны сочетаться в предложенных мне цветах.
Как результат, я должен получить конкретный набор цветов.
А теперь кратко, о созданой технологии выбора цвета, которая позволяет конкретному деятелю выбрать конкретный цвет, и при этом позволяет удерживать целостной систему цвета города.
Системное знание — цвет города, мы начинаем делить на части.
И вы, это сможете сделать, только если, собирая целое вы заложили деление базовых элементов на элементы, которые составляют эти базовые элементы. И при этом, все уровни элементов, базовые элементы и те элементы, которые составляю базовые, имеют свои цвета как свойства.
То есть, структуру объекта, вы разбираете уровень за уровнем, Пока не доходите от Цветовой структуры всего города к Цвету конкретного дома, у которого, тоже есть свои элементы это крыша, цоколь и делали. И вы знаете, что у вас, на каждом уровне, Структура имеет свои цвета. А цвета в свою очередь, имеет выстроенное вами гармоничное цветовое сочетание.
После того как, вы выстроили, систему заново, он конкретного дома к городу. Встает вопрос, как это будет включено в конкретную деятельность?
Отвечая на этот вопрос, мы создаем программу выбора цвета. Эта программа размещается в интернете на сайте Городской администрации и доступна любому деятелю.
И теперь, что бы, выбрать цвет для своего дома, достаточно зайти на сайт и ответить на простые вопросы и в результате вы получите выбор цветов для своего дома. И эти цвета будут в соответствии с цветовой концепцией города, хотя вы можете и не знать, что выбранные вами цвета для конкретного дома соответствуют «колористики города».
И как результат, за счет автоматизации некоторых процессов умственного труда, проектное мышление колориста и предметная деятельность — технологизируются.
Фильм «Состояние цветовой среды г. Калининграда»
Город как пространство развития
Конфликтология и конфликты