Яндекс.Метрика

Конфликт между специалистом и предприятием поводу исключительной компетенции/компетентности специалиста.

Конфликт между специалистом и предприятием поводу исключительной компетенции/компетентности специалиста.

конфликт5

Цой Л.Н.

Исключительная компетенция – это идеальные требования к функции специалиста.   Исключительная компетентность  — это те экспертные знания,  которыми обладает один специалист  в организации.

Узурпация компетенций — это конфликтная ситуация, в которой  сотрудник предприятия шантажирует руководителя, навязывает ему свою волю, угрожая своим уходом (уходом из компании ключевых компетенций), создает ситуацию    нанесения  ущерба через лишение компании   исключительной компетенции.

Противоречия, которое  связано с  узурпацией компетенцией    очевидное. Если основным интересом эксперта является накопление своей экспертной компетенции (частный интерес), то для  предприятия важна  капитализация компетенций  в деятельности предприятия  (интерес предприятия).   В то же время задача предприятия состоит в том, чтобы  уменьшить, снизить  зависимость от отдельных личностей и перенести  экспертную компетенцию с одного специалиста  на коллективно — экспертный орган предприятия, способный генерировать инновационные  управленческие  решения.

Есть два типа лиц, способствующих генерированию инновационных решений: лидерский и технический.

Лидерский — основная ставка делается на пассионарных личностей, которые неведомо каким путем формируют яркую перспективу, вовлекают в нее сотрудников компании и они генерируют и реализуют совершенно нестандартную стратегию действий. Причем лидерство буквально означает выход за стандарты, балансирование на границах норм, выход  за установленные границы, которые в том числе означает и преодоление стереотипов, и правил, и законов и т.п.

Технический — основная ставка делается на технологии по разработке стратегии, тактики, анализ ситуации, поиск решений, планирование деятельности, одним словом бизнес-процессы организации.

Если методика работы с лидерами сводится к установлению доверительных отношений, то в техническом подходе важны бизнес-процессы.

В любом случае, основной принцип в  борьбе  с узурпацией компетенций  заключается в переводе  ключевых компетенций с человека на профессионально-экспертный орган предприятия, то есть  перенесение основной стоимости с человеческого капитала на структурный капитал.

Критерием опасности, симптомом   исключительной компетентности  и зависимости от него является появление таких признаков,  как нежелание эксперта рассказать  как он получил хороший результат, его уход от вопросов руководителя  на эту тему, нежелание   делиться своими знаниями. Причем речь идет не только о выдающихся результатах, но и о причинах их падения.

Задача руководителя состоит в том, чтобы выяснить, из каких действий и воздействия на какие факторы складывается результат. Затем эти действия и факторы следует делать достоянием фирмы — зашивать их в корпоративные регламенты, стандарты, методики, обучающий контент и т.п.

Соответственно, идеальный конечный результат такой работы — полная прозрачность в работе фирмы в целом и экспертов в частности.

Методы борьбы с узурпацией компетенцией:

  • Перевести некоторые  функции эксперта с исполнения на обучение.
  • Предложить эксперту разработать профессиональные стандарты в различных  бизнес-процессах
  • Создать  подразделение, которое будет заниматься этими же функциями, но уже полностью в прозрачном формате — с прояснением всех деталей алгоритма и технологии выполнения функций.
  • Превратить планово-отчетные мероприятия в мероприятия по постоянному совершенствованию технологии работы — постоянно обсуждать алгоритмы работы, решать возникающие проблемы прямо на месте. В случае создания непонятного  впечатления о своей работе сотрудниками — дотошная детальный анализ работы сотрудника (руководителя) с параметризацией в дальнейшем результата, планированием и контролем каждого шага.
  • Назначить эксперту ассистента для выполнения наименее квалифицированной части работы эксперта.
  • Мотивировать эксперта делегировать свои экспертные функции другому сотруднику. Привлечение эксперта к участию в стратегических (надсистемных относительно его экспертных функций) разработках.

  Конфликтологическая компетентность