Конфликты в современной России: причины и методы решения
Нина Дмитриевна Сорокина – канд. философских наук, социолог, конфликтолог, профессор «МАТИ» — Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского, автор более 170 научных работ, в том числе монографий: «Образование в современном мире: социологичсекий анализ, М., 2003; «Управление новациями в вузах», М., 2009; учебного пособия «Конфликтология», М. 2013.
Увеличение социального расслоения в современном российском обществе, резкое нарушение принципа социальной справедливости обостряет противоречия, приводящие к разного рода конфликтам. Так, абсолютизация рыночных механизмов приводит зачастую к тому, что не уделяется должного внимания проблемам социального неравенства, следствием чего появляются и усугубляются такие процессы, как обнищание значительной части населения, усиление безработицы и трудовой миграции, в том числе нелегальной, рост этнической напряженности и т.д. Это провоцирует конфликты на межнациональной, межконфессиональной почве, причем конфликты в ряде случаев носят деструктивный характер. Перед исследователями стоит задача анализа конфликтных ситуаций, изучение их причин и поиск методов решения.
Рассмотрим пример с изучением конфликтов в одном из наиболее конфликтогенных регионов России, а именно в северокавказском. Изучению данного региона уделяется особое внимание. С 2006 г. проводится мониторинг конфликтных процессов методом экспертного опроса. На основе проведенного анализа социально-политических процессов на Юге России экспертами в 2006 г. и в 2007 г. были сделаны выводы о том, что в регионе сохраняется повышенная конфликтность, динамика регионального конфликтного процесса имеет инерционный характер. В этом процессе качественного изменения не произошло и не прогнозируется. В то же время эксперты отметили, что Юг России в силу своих демографических и социально-экономических особенностей стал средоточием системных противоречий российского общества в целом, без учета которых объективная детерминированность конфликтов в регионе недоступна для адекватной интерпретации.
Данная проблематика нашла свое продолжение в виде опроса 2009-2010 гг. Экспертами (в числе которых была и автор) являлись исследователи из 6 федеральных округов, занимающиеся проблемами конфликта на протяжении многих лет. Среди основных задач данного опроса служили следующие: уточнение конфликтологических сценариев развития южнороссийского макрорегиона и разработка среднесрочных конфликтологических сценариев Юга России до 2020 г.; анализ и прогнозирование угроз и рисков этнополитической стабильности на Юге России, выявление путей их минимизации. Импульс данному исследованию придало то, что новые глобальные и геополитические факторы регионального развития событий на Южном Кавказе в августе 2008 г., мировой финансово-экономический кризис, выделение Северо-Кавказского федерального округа существенно изменили иерархию конфликтогенов в южно-российском макрорегионе, поэтому потребовалась коррекция ранее сделанных прогнозов регионального конфликтного процесса и разработка конфликтологических сценариев до конца второго десятилетия XXI в.
На основе анализа экспертных оценок были сформулированы предложения о необходимости конструктивных действий, прежде всего на федеральном уровне, по снижению конфликтогенности в регионе. Причем, как отмечали эксперты, действия не должны сводиться к увеличению финансовой помощи, а должны быть ориентированы на решительные изменения в кадровой, социально-экономической и культурной политике как на федеральном, так и на региональном уровнях (Дмитриев А.В. Юг России: конфликтологическая экспертиза /А.В. Дмитриев. М., 2010).
Для снижения уровня межнациональной напряженности, достижения социального согласия, по мнению автора, необходим налаженный механизм социальной коммуникации. Такой механизм возможен в институционально закрепленных практиках социального диалога. Хотя на институциональном уровне имеется Закон о противодействии экстремизму, тем не менее в реальной практике как на бытовом уровне, так и на уровне официальных заявлений, можно наблюдать использование конфликтной риторики, подпадающей под определении статей данного закона. Поэтому возникает необходимость задействования институтов гражданского общества, направленных на предотвращение подобного рода угроз.
В настоящее время традиционные институты социализации, такие как семья, образование в эпоху Интернет-технологий начинают уступать социальным сетям. В них ведутся виртуальные войны, которые порой выливаются в реальные. Это происходит в условиях недостаточной развитости институтов современного российского гражданского общества. Отсутствие площадок для ведения социального диалога приводит к нарастанию угроз, носящих высококонфликтогенный характер. Конкретно это может выражаться в категоричности, жесткости высказываний, наделении оппонента (врага) негативными чертами, а также использовании ярлыков, носящих оскорбительный характер.
Анализ Интернет-ресурсов, в частности, показывает, что часто используются оскорбительные высказывания в адрес отдельных личностей, социальных групп. Это свидетельствует о высоком уровне нетерпимости, имеющем место в современном российском обществе. Поэтому можно сделать прогноз о том, что в отсутствии обратной связи между властью и различными слоям российского социума развитых институтов гражданского общества, социальная напряженность будет усиливаться, и разного типа конфликты будут протекать не только с использованием ненасильственных форм. В настоящее время остро стоит вопрос о нормативно-ценностных основаниях дискурсивного конструирования социального порядка и начата дискуссия по этому поводу. В этом конструировании важную роль играет стабилизирующая функция конфликта. Проблема заключается в установлении условий, при которых возможна солидарность членов российского общества, несмотря на социальные, этнокультурные, конфессиональные различия. Для этого потребуется снизить уровень социального отчуждения, исключение использования средств насилия в ходе конфликта, т.е. речь идет о цивилизировании конфликта. В полной мере стабилизирующая функция конфликта может проявиться, если его участники достигнут уровня взаимопонимания, при котором преобладающим будет общий интерес, что возможно в свою очередь при достаточно высоком уровне доверия.
В то же время конструктивная конфронтация может оказаться полезной для решения этих проблем. Хотя социального цивилизованного диалога пока не получается. Поэтому ни воспитание патриотизма, ни ужесточение мер по отношению к экстремистски настроенным гражданам, ни введение должности уполномоченного по разрешению национальных конфликтов, формулирование объединяющей идеи пока не дают желаемого эффекта. Более эффективным представляется решение социальных проблем, направленных на снижение уровня социального расслоения, увеличения занятости и т.д. Одним словом, устранять, прежде всего, необходимо объективные причины конфликтов.
_____________
Политические и геополитические аспекты в контексте конфликтологии
Конфликтология и конфликты