Яндекс.Метрика

Содержательные и коммунальные конфликты в коммуникации

Содержательные и коммунальные конфликты в коммуникации

Материал подготовлен для 2-й online  конференции памяти Г.П.Щедровицкого   (23 февраля 2016 г.)

Содержательные и коммунальные конфликты в   коммуникации

(На примере подготовки ко 2-й online  конференции памяти Г.П.Щедровицкого)        

(Цой Л.Н. – канд.соц.наук, конфликтолог)

Преамбула.

            В процесс  подготовки  ко 2-й online  конференции памяти Г.П.Щедровицкого включились  новые и незнакомые лица методологического сообщества из других регионов России и СНГ. Споров и столкновений, разных мнений и взглядов  было много.  Были остановки, рефлексивные паузы осознания причин  недопонимания, различия   и разности.

Как конфликтологу, мне было важно зафиксировать не только различия, но и  конфликты в процессе самоорганизации новой виртуальной группы, а также проблемы в online коммуникации, в группе, которая поставила  задачу совместно проведения мероприятия в  online  режиме.

Конфликт, который произошел в online группе, не был преодолен, 2 участника  удалились из группы. Главная причина, на мой взгляд, это  неспособность подчинить себя общему делу и отсутствие средств/моделей содержательной коммуникации в конфликтном взаимодействии.

Конфликтологический анализ коммуникации в группе, позволил зафиксировать  методологические проблемы, связанные с НЕразличением, а иногда и тотальным отождествлением:  коммунального и содержательного, НЕразличением (а может и незнанием) существования разных модусов коммуникации, определяющих естественные ответные реакции, что  способствует  разрушению коммуникации в  конфликтной ситуации, которая не всегда разрушительна.

 Данный текст подготовлен, как методический материал для решения конкретной задачи  сетевых групп, созданных  на  принципах самоорганизации.   

Первое конфликтологическое различение в online — комуникации: наличие содержательного и коммунального компонентов.

 Зафиксировав наличие коммунального и содержательного компонентов  в коммуникации, мы задались  вопросом, а  чем они  отличаются и что такое «коммуналка», слову которого мы приписываем  некоторое отрицательное значение.  

Юлия Зубарева:

Коммуналка ассоциируется с коммунальными квартирами, которые ходят в прошлое. А  с ними уходит и  тот быт, что их наполнял и тот опыт «общения»  между соседями.  Сейчас, «Коммуналка» ассоциируется с коммунальным платежом за квартиру. А если уходит опыт, то все сложнее объяснять новому поколению, что же такое коммунальное поведение. У нового поколения нет такого опыта «общения» непосредственно на коммунальной кухне. 

На оргдеятельностных играх (ОДИ)  словом «коммуналка» назывался определенный тип поведения некоторых участников игры.  Объясняя, что стоит за «коммунальным» типом поведение, ГП Щедровицкий, обычно приводил пример, как ведут себя соседи на коммунальной кухне, на которой говорилось обо всем (кто, что и где  купил, почем  на рынке молоко, кто  с кем живет, какие у кого кастрюли, кто и во сколько пришел  домой, какие у кого дети, слухи и сплетни, были главным «блюдом».  И участники игры, через такой пример, ухватывали не понятие, а как бы эмоциональное отношение к коммунальному поведению, которое не ограничивает себя никакой темой  или задачей.  Коммунальное поведение, опознавалось через это эмоциональное восприятие и опыт, или точнее через эмоциональное неприятие.

После этого участники ОДИ старались не строить общение как «на коммунальной кухне» и возвращались к вопросу о том, для чего мы здесь собрались, какая есть задача и что нам надо делать.

На ОДИ коммунальное поведение переставало транслироваться как норма работы и культуры. А тех, кто не подчинялся этой норме, исключали из работы (или просто не тратили на них время, или не отвечали на их вопросы, или не замечали). То есть, «коммунальщики» в сообществе ОДИ становились «изгоями» и не принимались методологическим  сообществом. Назвать поведение человека «коммунальным» было равносильно оскорблению. За этим стояло, что человек не может вести содержательную коммуникацию, и не может выйти в рефлексию и «посмотреть на себя со стороны», то есть он не сможет в результате выйти в Мышление. А так как коммуникация считалась средством выхода в мышления, а мышление было высшей ценностью ОДИ, то все, что вело к разрушению коммуникации, жестко исключалось из работы.

Скорее всего, какая то, часть установки на ОДИ, была спроектирована так, что бы выявить среди участников ОДИ «коммунальщиков». После Установочного доклада на игру, они обычно все «всплывали».  На сколько, я понимаю, их принято было еще обозначать буквой «Г….» (тем, что всегда плавает на поверхности и не тонет).

Их выявляли, и далее, если они и после объяснения ГП про «коммуналку», не меняли свой стиль поведения, то с ними переставали работать.

Зачастую самыми не довольными участниками ОДИ были «коммунальщики». Именно они, разносили негативную славу, слухи и сплетни о методологии, о ГПЩ и о ОДИ.

То есть, человек пришел себя показать, а ему это не дали, да еще потом говорили на непонятном для него языке (а он и не мог понять, так как даже не пытался). И какой результат — все плохо, это людям «дурят голову». Коммунальщик, он  же «все знает и всегда прав».

 Признаки коммунального типа поведения:

  • Утверждения «Я всегда прав, я все знаю, вы не знаете»
  • Не умение слушать
  • Не умение вести диалог на понимание
  • С легкостью переходят на личностные оскорбления
  • Всегда ищут повод для скандала. Внешне, иногда оформляют такой скандал как «Борьба за справедливость, порядок  и.т.д».
  • Втягивают в свой скандал других.
  • Влезают в чужие скандалы
  • Устаивают борьбу (через скандал) за власть и авторитет на «общей кухне».
  • Им нужна аудитория  для скандала, что бы доказать свою правоту и показать чужое унижение.
  • Если будет возможность, то перейдут от скандала к подлым поступкам.
  • Не умеют (вовремя) останавливаться,
  • Стараются по мелочи отомстить «соседям» за «все плохое»
  • Вызывают чувство зависти, стыда, агрессии и вражды.

Еще на ОДИ для описания коммунальной ситуации использовали так же, словосочетание  «Воронья слободка», в которой  Ильф и Петров замечательно передали атмосферу коммунальной кухни.

Таким образом, в СМД подходе, коммунальное  общение  («коммуналка») – это такой тип общения, который  не связан  с деятельностью/заданной темой. Содержанием коммунального общения  является  выяснение отношений, сплетни, слухи,   самоутверждение через создание коммунальных конфликтов, переход на обсуждение личностных характеристик другого.    Например, в дискуссии на тему  о конфликтах в организации, один из дискусантов в адрес другого бросил фразу «как  Вы мыслите, так  Вы  и живете».  Возможно,  имелся в виду  философский тезис «КАК человек мыслит, так   и живет», с которым нельзя не согласиться. Однако, хотелось бы отметить,что  подобный тезис  можно отнести к коммунальной провокации, провоцирующий коммунальный конфликт в дискуссии.  Возможно, что  подобный тезис имел еще какую-либо значимость в игровом пространстве,для выявления связи процессов мышления и жизни. Но в этом случае  требовалось бы  реконструировать процесс мышления дискусанта и хорошо знать его жизнь. Но так как такой задачи не ставилось,  то модератор   вынужден  ограничивать подобные коммунальные провокации  и  делать остановки для рефлексии границ дискуссии.   

Содержательная коммуникация  связано только с мыследеятельностью (МД)  или  с профессионально-предметной деятельностью.

Для того, чтобы строилась содержательная коммуникация, коммунальное общение ограничивается модератором.

             Но даже если мы имеем дело с содержательной коммуникацией, вовсе не факт, что нет почвы для возвращения в коммунальный слой общения.

             Модус коммунальной провокации  в содержательной коммуникации

             Коммуникация как процесс  последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций,  поведенческих актов, обмена  информацией и ее оценкой, интерпретаций, взаимопонимания и понимания, обмена убеждениями и взглядами осуществляется в разных модусах, определяющих  отношение коммуникантов друг к другу.  Перечислим основные  поведенческие модусы, формирующие разные  отношения, в зависимости от построения компонентов  высказывания в содержательной  коммуникации:

  • агрессивный модус  поведения  — вызывает ответную аффективную  реакцию  защиты или нападения;
  • манипулятивный модус поведения – вызывает ответную манипулятивную реакцию подчинения или властвования.
  • принуждающе-уступчивый модус поведения  —  формирует  состояние вины,  обиды, сожаления;
  • директивный модус поведения – вызывает ответную реакцию противодействия и сопротивления, недоверие и критику;
  • понимающий модус  поведения – вызывает эмпатию, ощущение   сопричастности, сопереживания, доверия и  открытости.

Можно сказать, что  понимающий  и директивный модусы поведения, в большей степени способствуют установлению содержательной коммуникации. Например, установление норм мыслительной, организационной и др.  работы, а также  подчинение им, требует директивного модуса поведения.    Необходимо отметить, что ответные реакции на модусы поведения  могут  не демонстрироваться и не проявляться сразу, но как некоторые фильтры/установки определяют отношения между коммуникантами.

Таким образом,  в сетевой коммуникации, данные различения и  поведенческие модусы, могут способствовать  осознанию потенциальных и актуальных конфликтов в  online коммуникации. 

Москва. 16.02.2016 г. 

________

 ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ 

Конфликтология и конфликты