Яндекс.Метрика

Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия

Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия

власть

Медиация и конфликтология: методологические  и предметно-содержательные  различия

Цой любовь Николаевна – канд. соц. наук, руководитель исследовательского комитета  «Социология конфликта» Российского общества социологов.   

Иванов  Олег Борисович – Председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов.  

 Аннотация. В статье раскрывается проблема инструментального обеспечения деятельности конфликтологов и медиаторов. Раскрываются разные позиции, рассматривающие конфликт в своем предметном содержании, которое сложно согласуется  между собой. Показаны инструментальные возможности медиации, основные ограничения. Дан критический анализ Федерального  Закона о медиации, сформулированы проблемные вопросы. Дано содержательное различие между  профессионалом и любителем.  Сформулированы рекомендации.

 Ключевые слова.  Конфликт, медиация, любитель, профессионал, закон о медиации, конфликтология, конфликтолог, медиатор.

Преамбула.

          Становление и развитие  относительно новых для Российского общества профессий/позиций, таких как конфликтолог и медиатор, вынуждает профессиональные сообщества осмыслять и обсуждать возникающие в деятельности проблемы разного характера, в том числе  инструментального (понятийного).

В наши дни управленцы находятся перед непростым выбором инструментария, который наиболее применим для успешного выхода из конфликта. Технология разрешения конфликтов, основанная на насилии, редко приводит к их урегулированию. Она лишь может временно отсрочить их, создать видимость разрешения, в действительности усугубляя и ожесточая противостояние.  Люди не в состоянии договариваться в ситуации, когда даже сама мысль об обсуждении проблемы не приходит им в голову [Медиация… 2008].     

Исходя из вышесказанного, возрастает роль научных и практических дисциплин, ориентированных на выработку и применение инструментов разрешения конфликтов, таких, как  конфликтология и медиация.

 В литературе по конфликтологии можно обнаружить разные роли/позиции  в конфликтологической деятельности, функции которых  как пересекаются, так и различаются: юрист, судья (арбитр),  медиатор (посредник), переговорщик, конфликтолог, психолог, конфликтменеджер.

          Многолетние дискуссии показывает, что у специалистов, деятельность которых  в той или иной степени связана с управлением/разрешением конфликтов, нет четких и понятных представлений о роли и месте каждой функции в   процессе разрешения конфликта.

          Медиаторы считают себя конфликтологами, чем вводят в заблуждение   людей, не особо различающих   специфические требования    профессиональных функций.  Вопрос «является ли медиатор конфликтологом?» появился не из чистого любопытства. Этот вопрос выводит нас в область инструментального обеспечения (обучения и требований к  профессиональным стандартам)  как конфликтолога, так и медиатора.

Анализ кейса: постановка проблемы.

На очередном семинаре по управлению конфликтами, один из участников (потенциальный клиент) рассказал, что у него есть конфликт в организации, который он хотел бы разрешить с помощью собравшихся здесь специалистов в области практической конфликтологии. В работе  семинара принимали участие: медиаторы, психологи, юристы, социологи, философы, конфликтологи. Участник    кратко рассказал о конфликте   и попросил совета, с чего надо начинать в первую очередь.  Мы не будем пересказывать содержание конфликта, нам важно  отметить,  как  ответили разные функциональные позиции  на    вопрос «начала начал» — с чего в первую очередь надо  начинать в  «работе» с конфликтом.

Медиатор:   В целях  до судебного  разбирательства конфликта и достижения  согласия, требуется привлечь медиатора.

Психолог: Начать надо с анализа психологических проблем в коллективе для оказания  психологической помощи.

Юрист: Начать надо с анализа правовой базы и сбора правовых фактов, нарушающих ваши права конфликтующих сторон.

Социолог: Надо провести социологическое исследование (анкетирование) и выявить реальные причины конфликта  в организации. 

Конфликтолог: Для начала необходимо  провести первичную диагностику и картографию конфликта, чтобы  определить —  ЧТО является самым главным звеном (проблема, предмет, норма и пр.)  в  этом конфликте.

         Разные советы указывают одновременно, как на  специфический инструментарий функциональных позиций, так и на их ограничения.    Не вызывает сомнения о том, что между функциональными позициями, коммуникация затруднена, а вопросы понимания и прояснения требуют времени.  Как   любая прикладная, технологическая дисциплина, медиация носит ярко выраженный междисциплинарный характер, совмещает в себе несколько отраслей знания [Алешина А.В., Косовская В.А. 2012].   (Схема №1)

Схема №1. Медиация как область специализации нескольких дисциплин.

медиация рис

 

На наш взгляд, вопросы  о  методологических, технологических и предметно-содержательных  различениях, являются основополагающими в становлении и развитии медиации и конфликтологии  в России, как системных дисциплин.

Медиация: возможности инструментария и его  основные ограничения.

         Усложнение   процессов  взаимодействия государства и общества  несет в себе опасность актуализации потенциальных конфликтов,  опасность необратимой дезорганизации и даже  катастрофы распада государства.  Именно государство  является основным механизмом, который должен быть  нацелен   на интеграцию общества. В этом плане государство является медиатором, как  организационное воплощение интеграции общества, как объединяющий его костяк.   Медиация (от лат. medius – занимающий середину между двумя точками зрения) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны – посредника (медиатора), оказывающего содействие для урегулирования спора.    

         На вопросы, какова основная  функция медиации, тождественна ли эта функция государству и др. размышляет  А.Ахиезер, который  считает, что  «медиатор и государство в принципе тождественны»  [Ахиезер А.С. 1998: 99-101]. Логика рассуждения  автора такова.  Если основной  функцией государства является сохранение целостности государства, создание правовых  условий для  разрешения конфликтов между разными социальными группами и институтами, то основной  медиационной задачей государства  является  интеграции общества и поиск  меры между конфликтующими силами.    Решать медиационную задачу — это значит преодолевать противоречия между массовым сознанием, т. е. культурой, господствующей в обществе, точнее ее массовой основой, и интеграцией общества, его организационной формой.   Медиационную задачу  могут выполнять и другие  социальные институты, такие как партия, церковь, профсоюзы и т. д., потенциально — все гражданское  общество, которое способно  воспроизводить механизм интеграции общества и договоренностей между конфликтующими сторонами.     

Можно сформулировать  стратегическую цель медиации и основную медиационнную задачу.  Цель медиации  — формирование социальной среды для     разрешения разного  рода конфликтов в обществе.  Основная  медиационная задача — досудебное разрешение конфликтов.  

Федеральный Закон о медиации: проблемные вопросы.

В 2010 году в России был принят Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»  [Федеральный закон..2010].   Указанный Закон достаточно четко, хоть и не без изъянов, регулирует правоотношения, возникающие в связи с осуществлением медиации. В частности, установлено, что итогом процедуры медиации служит медиативное соглашение, которое заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.  Правительством России утвержден и профессиональный стандарт медиатора  [Приказ министерства …2011]. 

Важный момент: ответственность за достижение соглашения лежит на самих сторонах, у медиатора нет полномочий решать проблемы, вместо сторон [Клечкин А.А. 2008:138]. 

Что в Законе вызывает   недоумение, так это Статья 15.  п.1. «Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе»

 А что такое на НЕпрофессиональной основе, это значит на основе любительства. Между любителем и профессионалом есть содержательные различения.  (Таблица № 1)

Таблица №1. Основные различия между любителем и профессионалом.

Наименование Любитель Профессионал
Цели Своевольные и  не осознаются Развитие профессиональной деятельности
Задачи Любые по настроению и желанию  Профессиональные, для решения  конкретных проблем: теоретических и практических  
Инструментарий (методы, подходы, знания, теория и пр.) Не осознается Рефлексируется и критически  обсуждается в профессиональном сообществе
Язык Свободный Профессионально-понятийный
Мотивация действий Делает то, что  нравится (хочу) Делает то, что необходимо деятельности (должное)
Профессиональное образование Не требуется Требуется
Требование соответствия  профессиональному стандарту Игнорируется, не обязательное соответствие Соответствует  требованиям  профессионального стандарта  
Профессиональный контроль НЕ осуществляется Осуществляется
Повышение квалификации НЕ требуется Требуется для аттестации и профессионального роста
Оплата за труд Нет Оплата в разных формах, как подтверждение и признание качества профессиональной работы
Коммуникация Нет требований Ограничение принципами и нормами профессионально-этического кодекса

 Итак,  ФЗ о медиации  уравнял  любителей и профессионалов, в равной степени имеющих одинаковое  право заниматься этой  деятельностью. К  любителям нельзя предъявлять    профессиональные   нормы   деятельности. Представьте такую ситуацию, если бы к преподаванию в вузе, школе, лечению больных, градостроительству,  архитекторе и т.д.  был бы открыт доступ любителям, заниматься этой деятельность на уровне государства.

В понимании современного российского законодателя, медиатор  – это, в большей степени, пассивный участник разрешения конфликта. И возможно, что при таком подходе есть, безусловно, внутренняя логика, однако здесь важно соблюсти разумный баланс, который в действующем Федеральном законе все-таки нарушен. Так, в литературе высказывается довольно справедливое предложение расширить сферы применения процедуры медиации до вопросов уголовного права [Давыденко А.В. 2015: 15].  Также представляется, что многие запреты для медиатора, установленные действующим законодательством, нецелесообразны. Но самым главным запретом, который способен сделать бессмысленной всю процедуру медиации, является запрет оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь [Шаманова Р.А. 20014: 63].  Возникает вопрос о том, можно ли урегулировать правовой спор, не применяя нормы права? Ответ очевиден — невозможно. Данный запрет оказания медиатором помощи (в первую очередь юридической) подрывает весь интерес к медиации в целом.

Сама медиация может быть предметом изучения  конфликтологии, так как вмешательство в конфликт третьей стороны – это всегда его обострение, в связи с проявлением сокрытого, того, что  отвергается и не принимается конфликтующими сторонами. Нельзя не согласиться  с замечанием российских исследователей, что  сущность любого конфликта такова, что при любом вмешательстве извне напряжение в нем возрастает. Даже в том случае, когда   профессионал (конфликтолог или медиатор.) оказывает вмешательство в конфликт   — это на первом этапе способствует его  обострению.   

Конфликтология: кратко об общем  и место медиации в конфликте

Конфликтология – это теоретическая и практическая наука. 

1)    Теоретический уровень конфликтологии имеет дело  с объектом под названием «конфликт», что полагает   наличие рефлексивной дистанции между исследователем и объектом исследования.   Развитая научная дисциплина должна содержать, как минимум, не менее восьми основных типов единиц, которые включают в себя:  эмпирические факты;

  • средства выражения (язык описания, оперативные системы математики, системы понятий);
  • методики (системы методик, процедуры научно-исследовательской работы); онтологические схемы, изображающие модель идеальной ситуации; модели, репрезентирующие частные объекты исследования; знания, объединяемые в систему, теории;
  • проблемы, которые исследуются данной научной дисциплиной;
  • задачи научного исследования.

Между всеми этими единицами-блоками существуют отношения и связи рефлексивного отображения [Щедровицкий Г.П. 1995: 648-650].   Конфликтология изучает  природу конфликта, причины, факторы  и другие элементы/процессы/связи конфликта, как объекта  исследования/анализа/диагностики.

(Медиация с таким объектом дело не имеет).

2)    В конфликтологии выделяются три уровня, на которых разворачиваются конфликты: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. В основу классификации уровней конфликта   положен территориальный масштаб и границы конфликтной ситуации.

Масштабность и степень эскалации конфликта показывают количество участников, вовлеченных в конфликт. Чем большей людей и государств вовлечено в конфликты, чем мощнее оружие, применяемое в их борьбе, тем большей опасности подвергается все человечество. 

Микроуровень, первичный/локальный  уровень объединяет   внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Мезоуровень объединяет конфликты между организациями и регионами. Макроуровень – конфликты между государствами  и конфликт цивилизаций.

Судя по работам отечественных исследователей, медиаторы  в России работают на микроуровне.  

Для конфликтолога важно использовать   профессиональные средства  для того, чтобы: 

  • распознать конфликт на ранних стадиях;
  • выявить проблемы и противоречия;
  • способствовать актуализации конструктивных процессов в конфликте;
  • смоделировать развитие конфликта;
  • выявить деструктивные и конструктивные процессы в конфликте;
  • разработать технологию локализации  деструктивных форм конфликтного взаимодействия.

(Для задач медиации вышеперечисленные средства работы с конфликтом – не  нужны).

 5) Конфликтная ситуация включает в себя три этапа:  предконфликт, развитие конфликта и постконфликтная ситуация.  Медиация востребована только после второго этапа (постконфликтная ситуация)  когда конфликт уже приобрёл четкие ориентиры, формы и процессы.    Остальные этапы не находятся в поле зрения медиаторов. А значит  основной инструментарий медиатора –  это технологии переговоров. 

Резюме.

 Таким образом, методологический анализ показывает, что средства медиаторов  — это малая часть конфликтологии, которая востребована на этапе постконфликтной ситуации с привлечением технологий переговоров..

На наш взгляд, требуется широкое профессиональное обсуждение следующих вопросов:

  1. Внесение в Закон о медиации     корректировки в части ограничений и возможностей взаимодействия с другими функциональными позициями в процессе разрешения конфликтов и споров в досудебном порядке.
  2. Обсуждение учебной Программы подготовки медиаторов в контексте практической конфликтологии.

Управление конфликтом требует  выбора конкретного  конфликтологического инструментария, который наиболее применим не только  для рационального /эффективного/успешного выхода из конфликта, но и для решения проблем  в системе деятельности. 

 Список литературы

 Алешина А.В., Косовская В.А. Медиация как результат взаимодействия конфликтологии и юриспруденции // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). №2. 2012.

Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: От прошлого к будущему. Т. II. Социокультурный словарь / 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1998. — 600 с. 

Давыденко А.В. Актуальность применения в Российской Федерации института медиации // Российский судья. 2015. №2. С. 15.

Клечкин А.А. Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта // История государства и права. 2008. №9. 

Медиация — понять, принять и применять (интервью с А.Д. Карпенко) // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2008. №5.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.02.2011 №187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // Российская газета. №60. 23.03.2011.;

Профессиональный  стандарт медиатора  УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. №1041н            

Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. №168. 30.07.2010.

Шаманова Р.А. Некоторые проблемы реализации медиации в России // Вопросы российского и международного права. 2014. №8 — 9. С. 63.

Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с.  

(Цой Л.Н., Иванов О.Б. Медиация и конфликтология:  методологические  и предметно-содержательные  различия// Журнал «Власть». № № 10 (2016) с. 69-75  (Реферативный журнал, ВАК). )

____________

За пределами статьи.

Западный подход России не подходит, в России необходим  проектный подход, который используется  в российской  конфликтологами в процессе медиации,   что позволяет расширять видение конфликтной ситуации, искать ресурсы, в том числе и в советах, для осмысления их стратегических целей и задач.

ЦОЙ Л.Н. НЕ СОГЛАСНА С ТЕМ, ЧТО МЕДИАТОР НЕ ДОЛЖЕН ДАВАТЬ СОВЕТЫ ПО РАЗРЕШЕНИЮ СПОРА….

Медиация

Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах