Яндекс.Метрика

Особенности конфликтных ситуаций в молодежной среде

Особенности конфликтных ситуаций в молодежной среде

молодежная среда

Коноваленко Марина Юрьевна — зав.кафедрой социологии, психологии и связей с общественностью, Профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова, эксперт Московской школы конфликтологии.

В молодежных коммуникациях достаточно часто возникают ситуации, характеризующиеся предрасположенностью к возникновению конфликта, и поэтому необходимо уметь грамотно с ними работать.

Современная конфликтология основывается на постулате, что конфликт естественен, что это не нарушение нормы, а один из элементов нормы, поскольку только «мертвая» структура не имеет конфликтов. Негативные последствия несет не сам конфликт, а неправильное его разрешение. Конфликт – это один из видов коммуникации.

Конфликты в молодежной среде в большинстве случаев имеют под собой основу конфликт внутриличностный, основанный ценностно-мотивационной сфере. Это позволяет выделить основные структуры внутреннего мира личности, вступающего в конфликт (по А.И Шепилову).

Мотивы – отражают стремление личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.) Могут быть выражены понятием «хочу» (я хочу).

Ценности как принятые личностью, так и навязанные обществом, воплощающие в себе нравственные нормы и выступающие как эталоны должного. Обозначаются как «надо» (я должен).

Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя. Оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу» (я есть).

Таким образом, внутриличностные  конфликты молодого человека находятся в следующих сферах:

  • Мотивационный конфликт — между «хочу» и «хочу»;
  • Нравственный конфликт — между «хочу» и «надо»;
  • Конфликт нереализованного желания — между «хочу» и «могу»;
  • Ролевой конфликт — между «надо» и «надо»;
  • Адаптационный конфликт — между «надо» и «могу»;
  • Конфликт неадекватной самооценки — между «могу» и «могу».

Эмоциональная незрелость молодых людей не позволяет адекватно проанализировать конфликтную ситуацию и сделать правильные выводы, которые приведут к правильным поступкам. Также достаточно часты в молодежной среде конфликт между личностью и группой. В каждой группе существуют неформальные отношения и ценности. Чтобы быть принятым той или иной группой человек должен соблюдать «правила игры». Обычно подобный конфликт разгорается, если личность занимает позицию, которая отличается от позиции группы в целом.

Социально-психологические причины конфликтов в молодежной среде могут быть следующие: потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации; несбалансированное ролевое взаимодействие людей; непонимание собеседниками того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон; различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга; напряженные межличностные отношения; внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. к умению поставить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; стремление к власти. Важным фактором в создании и развитии конфликтных ситуаций является также психологическая несовместимость людей. Существует четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный. Индивидуально-психологическая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости фиксируется противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, целях деятельности. Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок и т.п. Часто социальная несовместимость проявляется в больших различиях в образовании, социальной принадлежности и т.п.

Личностные причины конфликтов в молодежной среде связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими. В качестве основных причин возникновения конфликта:

  • Оценка поведения другого как недопустимого.
  • Низкий уровень социально-психологической компетентности.
  • Недостаточная психологическая устойчивость.
  • Плохо развитая у человека способность к эмпатии.
  • Завышенный или заниженный уровень притязаний.
  • Тип темперамента, акцентуация характера и др.

Ученые выявили шесть основных мотивов, с которыми люди вступают во взаимодействие:

  1. Мотив максимизации общего выигрыша (или мотив кооперации).
  2. Мотив максимизации собственного выигрыша (или индивидуализм).
  3. Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция).
  4. Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).
  5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).
  6. Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство).

Если мотивы общения совпадают или естественно дополняют друг друга, то контакты таких людей будут наиболее успешны. Есть же заведомо «проигрышные», с точки зрения успешности общения, мотивы поведения. Здесь можно, безусловно, выделить агрессию и индивидуализм, которые игнорируют интересы партнера по общению. В соответствии с мотивами можно выделить особенности стратегии поведения.

Работая с молодежью, важно уметь распознавать надвигающийся конфликт и начинать работать с ним уже на ранних стадиях его развития. У любого конфликта есть свои предвестники, сигнализирующие о надвигающейся опасности. При появлении таких признаков можно еще успеть предупредить конфликт и выбрать оптимальную модель поведения.

Ранняя диагностика конфликтов строится на основе наблюдений. Как определить по поведению, что в воздухе витает какое-то напряжение, что в отношениях с партнером что-то нарушилось? Вот признаки, которые помогут вам понять это: при встрече партнер отводит глаза, избегает прямых взглядов; увеличивается дистанция комфортного общения, избегает рукопожатий; человек рвет свою связь с партнером; выбирает формальные темы для разговора – погода и т.п.; перестает интересоваться вашими делами, не рассказывает о своих проблемах; ожесточенно спорит; опаздывает или не приходит на встречи; обсуждает «за глаза», отпускает едкие и ехидные замечания; оскорбляет (т.е. потеря контроля над эмоциями); при расставании испытывает явное облегчение.

В заключение хочется нарисовать психологический портрет конфликтной личности. Конфликтные люди делятся на две категории.

Гипертимы и истероиды. Они способны мгновенно «вспыхнуть» по любому поводу, но, как правило, и быстро «отходят». Чем ярче горит факел, тем быстрее он выгорает. Такие люди не злопамятны и довольно открыты в выражении своих эмоций.

Ко второй категории относятся люди сдержанные, контролирующие открытое проявление своих эмоций. В конфликтной ситуации они прибегают к шантажу, угрозам, почти не прощают обид и зачастую открыто предупреждают об этом. Таким людям свойственна склонность к маниям преследования, везде им мерещатся заговоры против них, чудятся интриги. Такие люди чрезвычайно опасны и, по возможности, общение с ними надо свести к минимуму или прекратить вовсе.

Однако, избежать конфликта удается не всегда. Конфликт в нашей жизни – явление естественное. И каждый человек может овладеть методами контроля конфликтной ситуации. Выбор стратегии поведения в первую очередь определяется расстановкой сил и позиций.

Черты характера и особенности поведения конфликтной личности:

−   Стремление быть первым, доминировать во что бы то ни стало, его слово всегда должно быть последним.

−   Излишняя принципиальность.

−   Излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях.

−   Критика, зачастую недостаточно аргументированная или необоснованная.

−   Вечно плохое настроение, либо оно периодически повторяется.

−   Консерватизм мышления, взглядов, убеждений. Человек не хочет менять устаревшие традиции в жизни коллектива, даже те, которые стали тормозом в развитии.

−   Стремление сказать правду в глаза.

−   Бесцеремонное вмешательство в личную жизнь других людей.

−   Стремление к независимости – хорошее качество, но до определенных пределов. Нельзя в жизни делать «все, что хочу».

−   Быть настойчивым, особенно в условиях конкуренции, очень важно, но навязчивость раздражает.

−   Несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека.

−   Неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка.

−   Чрезмерная инициатива.

В целом же работа в молодежной среде требует более внимательного и бережного отношения к людям. Ранимость молодых людей, подчас скрываемая под той или иной маской требует к себе более ответственного отношения.

(Коноваленко М.Ю. Особенности конфликтных ситуаций в молодежной среде/Сборник статей XV международной научно-практической  конференции 21 ноября 2013 г.  — Москва, Академия управления МВД России, 2013 г. С.123-126)

 XV – Международная научно-практическая конференция по теме: «Проблемы и перспективы противодействия современным угрозам безопасности личности, общества и государства»

 

Конфликтология и конфликты