Яндекс.Метрика

Педагогическая конфликтология. Конфликтология в школах

Педагогическая конфликтология. Конфликтология в школах

конфликты в образовании

Чтобы ребенок   мог двигаться вперед по пути становления личностью, кто-то должен взять на себя эту ответственность.   

«Каждый человек, когда он рождается, сталкивается с уже сложившейся и непрерывно осуществляющейся вокруг него и рядом с ним деятельностью. Можно сказать, что универсум человеческой социальной деятельности сначала противостоит каждому ребенку; чтобы стать действительным человеком, ребенок должен «прикрепиться» к системе человеческой деятельности, это значит — овладеть определенными видами деятельности, научиться осуществлять их в кооперации с другими людьми. И только в меру овладения частями человеческой социальной деятельности ребенок становится человеком и личностью» (Щедровицкий Г.П.)

Эта рубрика для родителей, учителей, методистов,  директоров и  психологов школ. В этой рубрике будет собран материал по педагогическим конфликтам и конфликтологии в школах, для дальнейшего обсуждения их на форуме.

Педагогический конфликт представляет собой   форму проявления  стихийно обострившихся системных  противоречий в педагогической  деятельности, формирующий   отрицательный эмоциональный фон коммуникации между всеми субъектами педагогической деятельности  и предполагающий возможность  конструирования    процессов конфликтного  взаимодействия,  разрешения проблем и конструктивной коммуникации.

Конфликтология в школе — это  практико-ориентированный курс     для   учеников с 1 по 11 класс, в целях минимизации агрессивных форм взаимодействия   и освоения навыков конструктивной коммуникации в конфликтных ситуациях.

Необходимо отметить, что хороших учебников и учебных пособий по этой дисциплине в российских  школах до сих пор — нет.  Московская школа конфликтологии  ставит такую задачу и готова сотрудничать со школами.

 Схема Зинченко А.  Мир ученичества.  Журнал «Кентавр» №38, 2006 г. С.2-10.

«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах.
Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования — это крах нации».

Методический тезис.

Цой Л.Н.

В вузах существует две модели коммуникации и отношений между студентом и преподавателем: иерархическая и горизонтальная.

В иерархической/вертикальной модели — студенты не задают вопросов, а слушают преподавателя и отвечают на экзаменах. Слушать преподавателя –   важно, так как лекция это   классический академический жанр, в котором преподаватель демонстрирует культуру мышления.     

В  горизонтальной/демократической  модели, центром коммуникации являются вопросы-вопрошания студентов и совместный поиск ответов на них. В этой модели преподаватель дорожит вопросом студента, не отмахивается от вопроса, а допускает его, не превращает вопрос в проблему или в выяснение отношений.

Для полноценных/достойных отношений между студентом и преподавателем в российских вузах необходимы обе модели, так как в них формируется культура слушания, понимания, уважительные отношения и конструктивная коммуникация, что необходимо молодому человеку в будущем.  

Фильмы и книги для школьников по конфликтологии

Кратко о конфликтах в школе.

1. Важно принять как данность, что школа — это конфликтное пространство.
2. Конфликт — обязательное условие развития личности и организации и нормальное явление до точки, когда начинается вражда и насилие (нельзя этого допускать).
3. Самые сложные конфликты связаны с изменениями. В управлении изменениями должна быть заложена задача управления конфликтами.
4. Если не научишься управлять конфликтами — они могут разрушить тебя.
5. В самом конфликтном возрасте — подростковом, важно помогать ребенку решать задачу взросления и умело направлять энергию конфликта на развитие. Без любви к детям невозможно оказать им помощь в конфликте.
6. Для ребенка   самая сложная задача с конфликтным содержанием — сохранять индивидуальность и быть частью группы/сообщества. Школа должна уделять этому внимание.
7. Для взрослых очень важен навык определения потенциального скрытого конфликта, чтобы он неожиданно не вырвался и не стал неуправляемым, не привел к трагедии.
8. Руководитель в школе — это стратег, который уверенно управляет развитием организации на материале конфликта.

Личность – это то, что человек может противопоставить внутренним импульсам и внешним давлениям. Развитие личности нельзя свести к биологическому созреванию или к усвоению культурного опыта. Развиваясь, личность постепенно овладевает собственным поведением, учится регулировать телесные импульсы и отделяться от симбиотических связей. «Социальные ситуации развития» способствуют становлению социально предсказуемой личности в детстве, после совершеннолетия развитие становится факультативным и управляется индивидуальными задачами. Суть личностного развития заключается в изменении форм и механизмов саморегуляции и не привязана к возрастной периодизации. Особую роль при переходе от детства к взрослости играет становление самодетерминации – интеграции свободы и ответственности – в процессе прохождения подросткового кризиса» (Д.А.Леонтьев).

Конфликтофобия и конфликтная компетентность.

Курс «Конфликтология для старшеклассников»  

Нуждаются ли школы в такой дисциплине  как «Конфликтология для старшеклассников».

Российская педагогика: проблемы и перспективы развития образования.

КОНФЛИКТ В ВУЗЕ, ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ИЛИ ТЕНДЕНЦИЯ? ОТ КОГО ОСВОБОЖДАЮТСЯ ЧИНОВНИКИ!!!

Вот так должен мыслить Министр образования и просвещения РФ.

Установки к плану развития подростка.

«Чучело»

Конфликты в школе. Радио 1.

Алкоголь + табак = быстрая  и верная смерть

Активные методы профессионального самоопределения

Будущее образования: сверхизбыточность и информационные войны

Бесконфликтная образовательная технология

 Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей

Взросление как становление автономной личности

Воспитание молодого поколения в контексте фамильных ценностей и семейной памяти

В контексте конфликтологии: конфликт поколений.

Внуку от гениального деда

Вопросы конфликтологу от учеников 10-11 кл. и от учителей  

Всестороннее  обучение и воспитание наследника царского престола, как  личности

В поисках антропологического типа  человека, в контексте  деятельности тьютора в России

Главная задача родителя подростка — стать ему ненужным

Десять заповедей Януша Корчака для родителей

Десять тезисов о личности

Дополнительное  образование в российских регионах:  новая модель управления  

«Заповедь» Редьярда Киплинга

Как разговаривать с детьми о сексе

Как организовать качественный невроз (краткое пособие для начинающих)

Категория «содержания» в дидактике открытого образования: конструирование социокультурного объекта

Конфликтологический дискурс модернизации системы образования

Конфликтные ситуации в педагогических коллективах 

Конфликты в школе

 Культура, не нашедшая опоры в вечном…?

«Молитва» Экзюпери

Миромыследеятельностный подход: Почему Россия может стать лидером глобального знаниевого проекта

Несчастная судьба людей – следствие НЕсделанного ими выбора.

Образование должно отвечать на вызовы нашего времени, на вызовы неопределенности, сложности и разнообразия

Образование как политический институт

Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода

 Обращение к учителю

Об этических обязанностях по отношению к другим. А именно о правдивости.

Осторожно, психолог!

О тьюторе

Открытая модель дополнительного образования региона 

О чести и достоинстве

Патриотизм ребенка

Педагогическая конфликтология: состояние проблемы

Педагогические конфликты

Письма о добром и прекрасном. Д.С. Лихачев. 

 Письмо матери к сыну

 Письмо Сухомлинского В. А. своему сыну

Письмо Авраама Линкольна учителю своего сына

Понятийное мышление как условие формирования культуры разрешения конфликтов

Постсоветская система образования: проблемы и перспективы

Правила для родителей подростков

Признаки зрелой личности

ПРОТИВ войны или ЗА мир: урок мужества

Противодействие обучению конкурента и «троянское» обучение в экономическом поведении

 Профессия тьютор 

Прощальное письмо Габриэля Г. Маркеса

Разрушение нравственности

 Раскаяние отца

Роль кризисов и конфликтов в процессе развития личности

Семейные конфликты 

Схема педагогической компетентности

Созависимость как конфликтогенный фактор

Стать Человеком!

Теория революции четвертого поколения. Джек Голдстоун

Тьюторство: проблемы и перспективы 

Тьюторская компетентность педагога

Упрямство ребенка – не причина конфликта

Учитель, воспитай ученика!

 Чему не учат в школе

Литература по взрослению

Литература по теме «Конфликт поколений»

Организационный конфликтменеджмент в вузах

Библиотека   Межрегионального общественного центра  «Судебно — правовая реформа»  —    о  системе работы с конфликтами, правонарушениями и криминальными ситуациями для образовательной и социальной сферы, а также с преступлениями для правоохранительной системы.

Электронный журнал «Технологии образования»

_______________

Проектно-аналитические сессии  

Отзывы управленцев и слушателей курсов с 1998 г.

Отзывы студентов  и магистрантов вузов с 2002 г.

Конфликт