Чтобы ребенок мог двигаться вперед по пути становления личностью, кто-то должен взять на себя эту ответственность.
«Каждый человек, когда он рождается, сталкивается с уже сложившейся и непрерывно осуществляющейся вокруг него и рядом с ним деятельностью. Можно сказать, что универсум человеческой социальной деятельности сначала противостоит каждому ребенку; чтобы стать действительным человеком, ребенок должен «прикрепиться» к системе человеческой деятельности, это значит — овладеть определенными видами деятельности, научиться осуществлять их в кооперации с другими людьми. И только в меру овладения частями человеческой социальной деятельности ребенок становится человеком и личностью» (Щедровицкий Г.П.)
Эта рубрика для родителей, учителей, методистов, директоров и психологов школ. В этой рубрике будет собран материал по педагогическим конфликтам и конфликтологии в школах, для дальнейшего обсуждения их на форуме.
Педагогический конфликт представляет собой форму проявления стихийно обострившихся системных противоречий в педагогической деятельности, формирующий отрицательный эмоциональный фон коммуникации между всеми субъектами педагогической деятельности и предполагающий возможность конструирования процессов конфликтного взаимодействия, разрешения проблем и конструктивной коммуникации.
Конфликтология в школе — это практико-ориентированный курс для учеников с 1 по 11 класс, в целях минимизации агрессивных форм взаимодействия и освоения навыков конструктивной коммуникации в конфликтных ситуациях.
Необходимо отметить, что хороших учебников и учебных пособий по этой дисциплине в российских школах до сих пор — нет. Московская школа конфликтологии ставит такую задачу и готова сотрудничать со школами.
Схема Зинченко А. Мир ученичества. Журнал «Кентавр» №38, 2006 г. С.2-10.
«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах.
Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования — это крах нации».
Методический тезис.
Цой Л.Н.
В вузах существует две модели коммуникации и отношений между студентом и преподавателем: иерархическая и горизонтальная.
В иерархической/вертикальной модели — студенты не задают вопросов, а слушают преподавателя и отвечают на экзаменах. Слушать преподавателя – важно, так как лекция это классический академический жанр, в котором преподаватель демонстрирует культуру мышления.
В горизонтальной/демократической модели, центром коммуникации являются вопросы-вопрошания студентов и совместный поиск ответов на них. В этой модели преподаватель дорожит вопросом студента, не отмахивается от вопроса, а допускает его, не превращает вопрос в проблему или в выяснение отношений.
Для полноценных/достойных отношений между студентом и преподавателем в российских вузах необходимы обе модели, так как в них формируется культура слушания, понимания, уважительные отношения и конструктивная коммуникация, что необходимо молодому человеку в будущем.
Фильмы и книги для школьников по конфликтологии
Кратко о конфликтах в школе.
1. Важно принять как данность, что школа — это конфликтное пространство.
2. Конфликт — обязательное условие развития личности и организации и нормальное явление до точки, когда начинается вражда и насилие (нельзя этого допускать).
3. Самые сложные конфликты связаны с изменениями. В управлении изменениями должна быть заложена задача управления конфликтами.
4. Если не научишься управлять конфликтами — они могут разрушить тебя.
5. В самом конфликтном возрасте — подростковом, важно помогать ребенку решать задачу взросления и умело направлять энергию конфликта на развитие. Без любви к детям невозможно оказать им помощь в конфликте.
6. Для ребенка самая сложная задача с конфликтным содержанием — сохранять индивидуальность и быть частью группы/сообщества. Школа должна уделять этому внимание.
7. Для взрослых очень важен навык определения потенциального скрытого конфликта, чтобы он неожиданно не вырвался и не стал неуправляемым, не привел к трагедии.
8. Руководитель в школе — это стратег, который уверенно управляет развитием организации на материале конфликта.
Личность – это то, что человек может противопоставить внутренним импульсам и внешним давлениям. Развитие личности нельзя свести к биологическому созреванию или к усвоению культурного опыта. Развиваясь, личность постепенно овладевает собственным поведением, учится регулировать телесные импульсы и отделяться от симбиотических связей. «Социальные ситуации развития» способствуют становлению социально предсказуемой личности в детстве, после совершеннолетия развитие становится факультативным и управляется индивидуальными задачами. Суть личностного развития заключается в изменении форм и механизмов саморегуляции и не привязана к возрастной периодизации. Особую роль при переходе от детства к взрослости играет становление самодетерминации – интеграции свободы и ответственности – в процессе прохождения подросткового кризиса» (Д.А.Леонтьев).
Кто оплачивает перестройку учебных программ в школах и колледжах!!!!
Российские пропагандисты тянут детей в Сеть
Будущее образования: глобальная повестка
Конфликтофобия и конфликтная компетентность.
Курс «Конфликтология для старшеклассников»
Нуждаются ли школы в такой дисциплине как «Конфликтология для старшеклассников».
Российская педагогика: проблемы и перспективы развития образования.
КОНФЛИКТ В ВУЗЕ, ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ИЛИ ТЕНДЕНЦИЯ? ОТ КОГО ОСВОБОЖДАЮТСЯ ЧИНОВНИКИ!!!
Вот так должен мыслить Министр образования и просвещения РФ.
Установки к плану развития подростка.
Алкоголь + табак = быстрая и верная смерть
Активные методы профессионального самоопределения
Будущее образования: сверхизбыточность и информационные войны
Бесконфликтная образовательная технология
Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей
Взросление как становление автономной личности
Воспитание молодого поколения в контексте фамильных ценностей и семейной памяти
В контексте конфликтологии: конфликт поколений.
Вопросы конфликтологу от учеников 10-11 кл. и от учителей
Всестороннее обучение и воспитание наследника царского престола, как личности
В поисках антропологического типа человека, в контексте деятельности тьютора в России
Главная задача родителя подростка — стать ему ненужным
Десять заповедей Януша Корчака для родителей
Дополнительное образование в российских регионах: новая модель управления
Как разговаривать с детьми о сексе
Как организовать качественный невроз (краткое пособие для начинающих)
Категория «содержания» в дидактике открытого образования: конструирование социокультурного объекта
Конфликтологический дискурс модернизации системы образования
Конфликтные ситуации в педагогических коллективах
Культура, не нашедшая опоры в вечном…?
Миромыследеятельностный подход: Почему Россия может стать лидером глобального знаниевого проекта
Несчастная судьба людей – следствие НЕсделанного ими выбора.
Образование как политический институт
Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода
Об этических обязанностях по отношению к другим. А именно о правдивости.
Открытая модель дополнительного образования региона
Педагогическая конфликтология: состояние проблемы
Письма о добром и прекрасном. Д.С. Лихачев.
Письмо Сухомлинского В. А. своему сыну
Письмо Авраама Линкольна учителю своего сына
Понятийное мышление как условие формирования культуры разрешения конфликтов
Постсоветская система образования: проблемы и перспективы
Правила для родителей подростков
ПРОТИВ войны или ЗА мир: урок мужества
Противодействие обучению конкурента и «троянское» обучение в экономическом поведении
Прощальное письмо Габриэля Г. Маркеса
Роль кризисов и конфликтов в процессе развития личности
Схема педагогической компетентности
Созависимость как конфликтогенный фактор
Теория революции четвертого поколения. Джек Голдстоун
Тьюторство: проблемы и перспективы
Тьюторская компетентность педагога
Упрямство ребенка – не причина конфликта
Литература по теме «Конфликт поколений»
Организационный конфликтменеджмент в вузах
Библиотека Межрегионального общественного центра «Судебно — правовая реформа» — о системе работы с конфликтами, правонарушениями и криминальными ситуациями для образовательной и социальной сферы, а также с преступлениями для правоохранительной системы.
Электронный журнал «Технологии образования»
_______________
Отзывы управленцев и слушателей курсов с 1998 г.
Отзывы студентов и магистрантов вузов с 2002 г.
Конфликт