Социальные конфликты, как столкновение интересов, ценностей и мотивов, потребностей разных социальных групп — являются признаком демократического общества. Предлагаем ознакомиться с принципами демократии в работе Э.Гидденса.
Принципы демократии – принципы будущего общества.
Если сравнивать различные подходы к политической демократии, большинство из них имеют определенные общие элементы. Эти же элементы могут быть рассмотрены в контексте отношений между разными социальными группами и институтами власти.
1). Создание таких обстоятельств, в которых каждый гражданин может развивать свои потенциальные возможности и выражать свои разнообразные качества. Люди должны уважать возможности друг друга, равно как и способность изучать и поощрять склонности друг друга.
2). Защита от произвольного использования любого авторитета и его подавляющей власти. Это предполагает, что принимаемые решения могут в некотором смысле быть предметом сделки между разными субъектами.
3). Включенность каждого человека в детерминированные условия их объединения. Предварительное условие в этом случае состоит в том, что люди принимают аутентичный и резонный характер суждений друг друга.
4). Распространение экономической возможности разработки доступных ресурсов, включая сюда предположение, что каждый человек избавлены от бремени нуждаемости.
5). Элементом демократия является наличие автономии, а значит и признание границ. Автономия означает способность субъекта (индивидуального или коллективного) быть само-рефлексивными и само-детерминируемыми: «обдумывать, судить, выбирать и действовать различными возможными способами действия».
Автономия не могла бы развиваться в тех условиях, где политические права и обязанности были тесно связаны с традицией и фиксированными прерогативами собственности. По мере того как все они постепенно исчезали, становилось возможным и движение к автономии, рассматриваемой как нечто необходимое, то есть то, без чего невозможно обойтись.
6) Демократия подразумевает не просто право быть свободным и равное саморазвитие, но также конституционное ограничение распределительной власти. «Свобода сильного» должна быть ограничена, но это не отрицание власти вообще, как это имеет место в случае анархизма.
7) Власть оправдана до той степени, в какой она признает принцип автономии; другими словами, в той степени, в какой могут быть приведены доводы в пользу того, что согласие улучшит автономию теперь или в будущем.
8) Принцип автономии связан с договоренностями его реализации. Каковы эти условия? Одно из них состоит в том, что должно соблюдаться равенство в оказании влияния на результаты принятия решений. Принцип автономии поощряет различие — хотя он настаивает на том, что различие не должно быть наказуемым. Институционализация принципа автономии означает точное определение прав и обязанностей, которые должны быть действительными, а не просто формальными.
9) В политической сфере этого обычно добиваются с помощью правила «один человек — один голос». Каждый человек должен быть уверен в существовании справедливого арбитра. Каждому человеку должны быть предоставлены средства для того, чтобы их голос каждого был бы услышан. Должна быть предоставлена трибуна (место и время) для проведения свободной дискуссии. Демократия означает дискуссию, возможность использования «силы лучшего аргумента» для учета при принятии решения.
10) Политически образованный участник диалога способен канализовать свои эмоции позитивным образом: скорее рассуждать, доказывая свои убеждения, нежели втягиваться в болезненные размышления через полемику или эмоциональную критику.
11) Следующей базовой характеристикой демократических отношений является открытая подотчетность, принятие решений разделяемых всем обществом. Открытая дискуссия становится нормальной лишь в связи с определенными проблемами или при особом стечении обстоятельств. Однако принимаемые решения или разрабатываемая политика должны быть открыты взгляду каждому. Подотчетность никогда не может быть непрерывной и потому должна идти в тандеме с доверием.
12) Доверие, когда оно исходит от подотчетности и открытости, а также покровительствует им, является красной нитью, пронизывающей весь демократический порядок. Это решающий компонент легитимности между разными социальными группами и институтами власти.
13) Права определяют привилегии, они указывают также на обязанности и на ответственность. Права являются сущностными формами уполномочивания; они обеспечивают механизмы союза между субъектами. Обязанности определяют ту цену, которая должна быть уплачена за соответствующие права. В демократической политической системе права и обязанности являются предметом договора и никогда не могут просто предполагаться. Права и обязанности, таким образом, должны стать центром непрерывного рефлексивного внимания всего общества.
14) Демократический порядок НЕ подразумевает общий для всех процесс «снижения уровня», а обеспечивает развитие индивидуальности. Демократия НЕ есть одинаковость, она НЕ является врагом плюрализма. Демократия — это враг привилегий, где привилегия определяется как удерживание прав или обладание благами, доступ к которым НЕ является справедливым и равным для каждого.
Таким образом, демократия в межличностных отношения между разными людьми ( и между государствами доб Цой Л.Н.) обеспечивает «свободные и равные отношения» между ними для раскрытия потенциальных возможностей каждого в интересах их совместной жизни.
( Энтони Гидденс «Трансформация интимности» 2004 г. )