Яндекс.Метрика

Рефлексия участников третьей школы конфликтологии — 1999г.

Рефлексия участников третьей школы конфликтологии — 1999г.

Автор схемы Аванесов В.
Автор схемы Аванесов В.

(Пояснения Цой Л.Н.: Тексты приведены не в полном объеме. В основном отмечаются интенции, содержательные моменты, отношение к процессам и изменениям. Не приведены слова благодарности)

Т.О. Ехала в СШК-3 с надеждой, что смогу сдвинуть с мертвой точки свою диссертационную работу, так как не знала, куда двигаться дальше, хотя набрала определенный объем теории и согласовала план с научным руководителем.
Был и личный интерес – это постоянный не разрешающийся конфликт с родственниками (мама, дочка, бабушка), думала, что и для общего развития не помешает. Знала и считала правильным, что в межличностных конфликтах надо выставлять «защиту» и закрываться, чтобы тебя «не ударили». Также надеялась, что  повышение квалификации позволит получить дополнительные знания и, главное, документ для смены профессии – с бухгалтера на социолога или преподавателя.
Что получила.
—          Выработала определенную схему и план диссертационной работы и уже знаю точно, что будет в 1 главе, а остальные главы – в общих чертах.
—          Освоила технологию снятия психологического напряжения в семейном конфликте.
—          Освоила и осознала рефлексивный анализ, хотя оказывается, я его применяла раньше, но не знала и не осознавала, как им пользоваться.
—          Усвоила для себя, что:
— надо работать над собственными установками, высвечивать их раньше, чем
они начнут действовать, помимо моего сознания;
— в конфликте нет необходимости «закрываться», надо идти в конфликт и
профессионально действовать в нем;
-.иногда надо менять не ситуацию, а свое  отношение к ней.
—          Освоила технику медитации, как прием  для временной остановки мыслей, эмоций и чувств.

С.Б. Пришел в СШК-3 с конкретной целью — получение технологий работы с конфликтами, техник их создания, контроля и тушения. Хотелось использовать это в своей будущей деятельности, так сказать готовить инструменты для работы. Можно сказать, я желаемое получил. Но! Кроме этого, я получил нечто, как «добавку», которая  оказалась важнее «основной цели». Я получил новый взгляд на ситуацию конфликта, новую философию работы с этим явлением. Люба Цой дала свою концепцию, свой взгляд, о котором я даже не подозревал. Новые методы, новые техники – их оказывается так много, что, как говорится, «что успел – то вытащил», этому багажу нужно какое-то время отстояться, немного «отфильтроваться», привести в готовый, для моего употребления, вид. Но самое главное – новый поворот, расширение кругозора – это самый важный, и в  тоже время самый тонкий момент.
Что мне понравилось, а что не понравилось? Это довольно субъективно. Не понравился кое-когда излишний эмоциональный фон, углубление в узкие философские вопросы, «разборки» между консультантами (если они не были организованны специально). Понравилась работа:
—          с понятиями и разграничение позиций «функционер» – «исследователь», в деятельности консультанта;
—          формы организации групповой работы;
—          толковый (и очень верный) подбор консультантов;
—          уверенность организатора СШК в своей идее и своей позиции.
Предложения:
—          увеличить время на разработку собственных проектов участников СШК;
—          консультантам заранее договариваться о том, как они будут себя вести на занятиях, в смысле, кого поддерживать, а против кого выступать, а не выяснять отношения в присутствии участников СШК.
В целом я получил уникальный опыт и изумительный материал для своей дальнейшей, профессиональной деятельности.

Р.М.  Пришла в СШК-3 с полным разбродом в голове, не зная, чего хочу достичь, соответственно не желая получить ничего от учебы, кроме получения знаний о конфликтах. Хотелось принять участие в тренингах, так как никогда не принимала в них участия и вообще посмотреть (а может быть и усвоить) новые методы обучения. Я слышала, что СШК основана на передаче практических знаний, и мне было просто интересно, как их можно передавать. У меня была написана дипломная работа, которую я не знала как практически можно применить, и поэтому был интерес. Мне очень хотелось изучать конфликты, но в свете моей дипломной работы это казалось мне невозможным. В то же время не хотелось терять того, что мною было наработано за годы учебы в институте.
Что получила.
Результат обучения, для меня, превзошел все мои ожидания (которые, по сути, были не особенно оформлены, это я сейчас уже понимаю).
—                     Во-первых, я иначе, взглянула на личные проблемы. При помощи новых технологий, освоенных в СШК-3, я попыталась проанализировать свое поведение и поведение моих близких в конфликтных ситуациях. В этом плане у меня родилось несколько идей, которые еще предстоит реализовать. Здесь надо отметить, что некоторые из них для меня были тупиковыми, не решаемыми.
—          Во-вторых, что очень важно, я научилась действовать в ситуации «аврала» – я так называю ситуацию, когда за три дня надо было разработать проект и стратегию его реализации. Если раньше я действовала импульсивно (сегодня есть настроение – я работаю, завтра нет настроения – не работаю) и это тормозило меня, то сейчас я научилась соизмерять свои действия с собственными задачами и целями и не давать эмоциям мною владеть. Тот теоретический материал, который я получила в СШК-3, несомненно, поможет мне в дальнейшей жизни.
Что мне не понравилось.
—          Что мы не всегда следовали заявленной программе на день.
—          Не выдерживали временной режим, времени не хватало.
Очень понравились техники работы с собой в конфликте. При помощи СШК-3 я открыла в себе такие вещи, которые вряд ли в таком концентрированном виде могла когда-нибудь получить и увидеть. Но, открыв эту информацию мне, консультанты, плюс к этому, научили меня как с ней работать!
Предложения:
—          Уделять больше времени для работы с собственными проектами участников СШК.
—          Уточнить систему договорных отношений между СШК и участниками.
—          Любе Цой присутствовать на занятиях постоянно, не выпадать из процесса и ситуации в СШК.

Н.Е. Я пришла в СШК-3 с определенной установкой на конфликт, для меня он был тем, чего стоит избегать. Я к нему относилась отрицательно и воспринимала его как дисфункциональный. У меня конфликт был равнозначен проблеме, и не было способов выхода из него, кроме как идти на компромисс, уступчивость и т.п.
Что получила.
Учеба дала новый взгляд на конфликт. Теперь я рассматриваю конфликт как развитие, как точку отсчета. Это изменяет отношение к нему. Наработанные в школе технологии помогают осознать свое личное положение и осознать себя в пространстве конфликта. Технология рефлексии, как возможность выхода из эмоционального пространства, для меня имеет особое значение. Трезвая оценка ситуации, без влияния эмоций, вот чего часто не хватало. В отношение профессионального и личностного роста дано множество методов и технологий психогигиены.
Я определила не только свою будущую профессиональную позицию через осознание своих реальных проблем, но стратегию поведения в своей семье. Я открыла для себя свои слабые стороны, но это и является основой для собственного развития.
Что понравилось.
—          Динамический режим работы и принципы взаимодействия участников.
—          Колоссальный объем знаний, полученных за короткий период.
—          Работа организаторов и консультантов в инновационном режиме позволяет участникам опробовать многие методы и технологии работы с конфликтом, на себе. Если  было что-либо не понятно, то еще раз наглядно показывалось место применения той или иной техники, например, работа с обидой, манипуляцией, разотождествление факта от рассказа и т.д.
Предложение.
— Организовывать такие школы для большего числа слушателей, так как эти знания необходимы каждому человеку в практической жизни.

К.М. Целью моего прихода в СШК-3 было научиться работать с конфликтами. Занятия дали мне три блока знаний:
—          непосредственно конфликтология;
—          материал по городскому конфликту по поводу строительства 3-го транспортного кольца, на Кутузовской развязке;
—          экоантропоцентрическая парадигма Т.М.Дридзе.
Получила очень большой объем знаний, который требует дальнейшего осмысления. Я научилась структурировать и логически выстраивать свои мысли, увязывая смысловое содержание. Очень интересна была работа над собственным проектом. Очень устала, но очень жаль, что сегодня же последний день, так как хочется учиться и совершенствоваться дальше. Было здорово и интересно, захватывающее. Пожалуй, я не могу сказать, что мне что-то не понравилось. У меня ушел страх перед конфликтом, теперь я знаю, что могу идти вперед – это мне под силу. Возможно, что благодаря самоопределению, я поверила в себя. У меня появилась идея по поводу темы кандидатской диссертации. Она будет связана с формированием команды и проблемами лидерства при ее формировании.
Мне понравилась команда консультантов, которая работает на общую цель СШК и на общий результат. Жаль, что на все не хватило времени.

А.Е. Я поставила перед собой задачу сбора эмпирического материала по проблеме диагностики агрессии. В ходе работы в СШК-3 мною был сделан вывод, что данная тема пока еще нуждается, с моей стороны, в углублении теоретической базы, прежде чем говорить о ее эмпирическом подкреплении. Очень важна и полезна была новая для меня позиция консультанта. Благодаря этой позиции мне наконец-то удалось увидеть реальные преимущества, а также опасности, связанные с инновационной методологией. Попыталась провести многоуровневый анализ ситуации. Удалось получить новые знания в области процессов группообразования, отслеживая моменты группового развития, о которых ранее приходилось лишь читать.
Наконец-то (я обучалась на трех сессиях СШК) удалось осознать масштабность и значимость методов Т.М.Дридзе, так как ранее та же самая получаемая информация не ложилась на мое восприятие.
Помимо этого, я зафиксировала для себя некоторые сложности в работе команды консультантов. На мой взгляд, не всегда удавалось создать такое пространство, где присутствовал бы целостный взгляд на конфликт, единый в своем многообразии, который является ценностью для СШК, как носителя некоторой идеологии. Хотелось бы также добавить, что СШК-3 получилась как всегда экстравагантной, не похожей на предыдущие сессии.
С одной стороны эмоциональное напряжение смягчалось и нейтрализовывалось во многом большими и насыщенными теоретическими блоками, что придавало этому процессу благородный академический налет. С другой стороны – процессы групповой и личностной динамики порой затормаживались подачей большого объема теории.
Предложение.
—          Тщательно продумать процентное соотношение лекционного материала, группообразования и тренингов.
По прошлому опыту знаю, что на самом деле знания, полученные в СШК, осмысливаются в течение многих месяцев. Предстоит многое проанализировать. Вообще работать было интересно. Хотелось бы принять участие в работе СШК-4.

Ч.Е. Для меня приоритетной задачей в СШК-3 было попробовать себя в новой ситуации, выработать устойчивость к конфликтам и узнать новые технологии решения конфликтных ситуаций. Опыт, который я получила, превзошел все мои ожидания. В основном в плане личностного роста. К сожалению, увлекшись своим опытом, я упустила другую возможность профессионального роста. Как выяснилось для меня важнее сам процесс, в который я была включена от начала до конца, чем результат. В этом я вижу ущербность и одновременно есть возможность изменений.
Лекционная часть мною воспринималась сложнее, чем живая работа в дискуссиях.
Что мне не понравилось.
Ситуация страха и напряжения, в которой находились участники СШК и консультанты в начале работы. Но я осознаю, что это необходимо и в этом новизна технологии.
Я очень устала, писать не хочу и рада, что этот марафон для меня закончился.
С.В. Пришел в СШК-3 с желанием помочь Любе провести школу, используя свою способность анализировать, организовывать, управлять процессами, размышлять.
—          Получил в школе очень много новых переживаний, связанных с теми процессами, которые были организованы и протекали в школе.
—           Укрепил и развил свои способности, с которыми пришел. Обнаружил новое для себя пространство эмоций.
—          Порадовался за некоторых участников, которым удалось освоить технику рефлексии. Состоялось приобщение моего сына к школе конфликтологии.
—          Наладилась коммуникация с некоторыми консультантами, которые кое-что осознали. Хорошо понимал организатора и старался действовать согласованно, учитывает ее ценность развития личности, группы и школы.
—          Зафиксировал технику разрыва коммуникации при организации процесса образования конфликтной ситуации.
Предложения:
Любе продолжать начатое дело, шлифовать программу школы и формулировки текста. Возможно, что необходимо увеличить сроки обучения в СШК при сохранении того потенциала, который получен в результате работы трех сессий. Предлагаю обсудить с коллегами причину отсутствия в сертификате темы о коммуникации.

Х.П. Обратился в школу с целью получения навыков поведения в межличностных конфликтах между организациями, которые представлены  конкретными людьми.  Новым и чрезвычайно актуальным для меня оказался принцип «здесь и теперь», поскольку  ране испытывал трудности при  необходимости быстрого реагирования на собеседников, быстром «схватывания» их слов и высказываний, идей. В процессе взаимодействия со слушателями и  консультантами – в процессе взаимодействия.
Не понравилась большая длительность занятий и малое число выходных дней (хотя это актуально, скорее всего, для приезжих). В профессиональном плане как управленец получил навыки работы в группе. Как социолог приобрел новые знания в сфере социологии конфликта.
Принцип развивающихся систем полезен при выработке стратегии предприятия. Общий настрой, дух, энергетика СШК дают толчок в развитии себя как личности и в развитии организации. Было полезно знакомство с такими направлениями как: методология, инновационные игры (в плане общей эрудиции и как метод, применяемый в практическом управлении).
Интересна форма занятий – лекционные вставки, тренинги, самостоятельная работа, прерываемые совместным чаепитием.
СШК можно назвать «погружением» в конфликтологию. Атмосфера, несмотря на «угрозы» организаторов, царит дружественная. Общение непринужденное (очень хорошо принцип обращения на «ты»), он способствует, как мне кажется, взаимному обогащению участников.
Я ощутил некоторый разрыв между своими ожиданиями и реальностью СШК. Возможно, что «запугивание» слушателей, производимое Любой и консультантами в первые дни СШК, было чрезмерным.

А.Е. Я принимал участие в трех сессиях СШК, третья сессия была спроектирована и мной тоже. Важно было понять, как соединить элементы академического образования и инновационный подход. СШК-3 отличается также иной, чем СШК-2. Подход к запуску работы и способам выхода из ситуации неопределенности.
Соединение указанных выше элементов оказалось плодотворным и продуктивным, работающих на задачи. Разрешение ситуации неопределенности происходит на фоне общих закономерностей групповой динамики. Работа в академическом режиме позволила мне «обкатать» накопленный материал. Я понял, что излагаемая и давно исследуемая мною тема не столь известна слушателям, вызывает интерес.
Очень понравилась работа консультанта С.В.
Не нравится результат, достигнутый с Ч.Е., точнее выражаясь, то состояние психики и инструментарий, с которыми она уходит из СШК.
Предложения:
Продолжить работу по углублению теоретического аппарата и расширению тематизма СШК.
Ш.Т. Что получила от СШК-3.

—          Смогла решить некоторые  внутриличностные противоречия, путем выявления в себе некоторых негативных установок на определенные ситуации.
—           Пересмотрела свои семейные проблемы.
—          Получила новые средства и методы, которые реально можно использовать в практической деятельности.
—          Попробовала, что значит работать в тренинговом режиме.
—          Познакомилась с новыми интересными людьми.
—          Попытались освоить рефлексивный анализ  и не отождествляться с собственными страхами.
—          Научилась отделять факт от рассказа, форму от содержания.
Не понравилось:
—          При подаче большого объема лекционного материала, с введением новых для меня понятий и терминов, наступал момент блокировки памяти (замечала, что не у меня одной).
—          Не проработала некоторые темы (в частности интриги, провокации) до конца, что вызывало чувством упущенного времени, не хватало времени.
Что понравилось:
—          Содержание тем.
—          Преподнесение материала в разных режимах.
—          Возможность  проявить себя в групповой работе и индивидуально.
—          Возможности дальнейшего сотрудничества и совместных публикаций.
Предложения:
—          .Увеличить продолжительность работы СШК до трех недель.
—          Продумать культурную программу для приезжих коллег.
—          Увеличить время на групповую работу, как эффективного метода работы в команде.
Ц.Л. Третья сессия помогла мне осознать необходимость более точных формулировок  основных стратегических направлений СШК и выявила проблемы, которые невозможно решить за короткий срок обучения.
Сначала перечислю, что каждый слушатель может взять от СШК:
—          Получить список литературы.
—          Ознакомиться с общепризнанными теориями в области социологии конфликта и конфликтологии.
—          Получить материал, который наработан в Центре социального управления, коммуникации и социально-проектных технологий Института социологии РАН.
—          Получить обратную связь, в случае если у него накоплен какой-то теоретический или практический материал, продумать проект и получить экспертизу.
Теперь перечислю чему же все-таки можно научиться за короткий срок, в режиме эксперимента:
— Процессу самоопределения. Уточню, что имеется в виду под процессом самоопределения. Имеется в виду, что самоопределение является непрерывным процессом в жизни человека, цель этого процесса – поиск смыслового контекста той реальности, в которой каждый раз оказывается человек.
—          Выявлению своих ограниченных интеллектуальных и эмоционально-психологических возможностей, для дальнейшего их развития.
—          Тренировке некоторых качеств, необходимых для профессиональной деятельности в конфликте, например, стрессоустойчивости.
—          Можно начать формировать рефлексивный тип мышления, в котором бы, рефлектирующее «Я» могло объединять конфликтующих «я», сохраняя их потенциал и направляя энергию в конструктивное, не разрушительное для психики и окружающих, русло.
—          Можно увидеть, как работает «конфликт-метод» в развитии конфликтной ситуации или в создании ситуации неопределенности.
—          Научиться принимать конфликт как пространство возможностей для реализации творческого потенциала, не могущего проявиться вне конфликта.
Чему научить невозможно не только за короткий период. Невозможно научить тому, как разрешать конфликты. Невозможность задана самой природой многоликости конфликтов, так как не все конфликты надо обязательно разрешать. Сама формулировка разрешения конфликтов –не верна.
Вероятнее всего в программе СШК необходимо делать упор не на разрешение конфликтов, а на методы диагностики, профилактики деструктивных форм и управлении конфликтными ситуациями. Причем обязательно с фиксацией профессиональной или социальной позиции, которую занимает субъект, ставящий подобные задачи. Пора снимать иллюзии о том, что можно привлекать специалистов к разрешению конфликтов. Специалисты могут содействовать выявлению противоречий, предлагать социальные технологии согласования интересов, однако принимать управленческие решения могут политики, управленцы и руководители, основная функция которых и заключается в том, чтобы разрешать противоречия через механизм принятия решений и согласования интересов конфликтующих сторон.

 

Рефлексия  участников Первой школы — 1998 г. 
______
О Московской школе конфликтологии
Профессионально-этический Кодекс конфликтолога
Выполненные Проекты
Эксперты, консультанты, конфликтологи МШК
Представители МШК в регионах России
Представители МШК в СНГ и странах Европы
Благотворительность
Наши партнеры