Яндекс.Метрика

Роль кризисов и конфликтов в процессе развития личности

Роль кризисов и конфликтов в процессе развития личности

Самоорганизация в социальном мире представляет собой активность социального субъекта в процессе обмена информацией, а потому самоорганизующая система может быть жизненной только в случае поступательного эволюционного развития. Человечество в лице человека в своем развитии выходит за пределы своей «животной» природы и в процессе  освоения социального и природного мира, он развивается как культурное, психическое, нравственное и духовное существо. Эриксон

Э. Эриксон выделил восемь стадий развития личности и показал, что каждая из этих стадий  сопровождается кризисом, который рассматривается им как поворотный момент, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований.   Конфликты играют важнейшую роль, но они означают не угрозу катастрофы, а поворотный пункт и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации.  Каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий, а знание того, как человек справляется со значимыми жизненными проблемами, составляет «единственный ключ к пониманию его жизни».[22] Выготский

Выготский Л.С. считал, что движущей силой   развития является  образование и обучение, он отводил особую роль игре и преодолению кризисов в процессе развития ребенка. [23]   Процесс развития имеет внутренние законы самодвижения. [24]   Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.[25]  Развитие — есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Уровень актуального развития ребенка показывает успехи развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное  развитие на завтрашний день. Зона ближайшего развития может быть рассмотрена нами, как  зона самоорганизации, в которой ребенок пробует собственные силы и возможности, а педагог помогает ему в осознании процесса самоорганизации.. При переходе к подростковому возрасту возникает кризис как результат качественной перестройки личности подростка, когда появляется потребность во взрослости.

Леонтьев А.Н. пишет, что в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности.[26]   Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.  Переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисом). Кризис может возникать на различных этапах развития. Наиболее ярко проявляются кризис  в  самый первый кризис в развитии, резкое изменение ситуации развития, переход с биологического типа развития к социальному и кризис при переходе к подростковому возрасту. Потребность в утверждении своей самостоятельности может приводить ребенка к целому ряду конфликтов. Иногда конфликт возникает потому, что ребенок хочет получить в своем утверждении помощь от взрослых, а иногда, наоборот, старается противопоставить себя им.  Конечно, при учете взрослыми людьми новых потребностей ребенка и соответствующей помощи по формированию возможностей их удовлетворения кризисов можно избежать, обеспечив бескризисное   развитие личности. Однако, в любом случае процесс самоорганизации является необходимым моментом при переходе ребенка к самостоятельности.

Эльконин Д.Б. отмечает, что основным механизмом психического развития являются противоречия двух типов: между потребностями и возможностями ребенка и между уровнем развития ребенка и его неадекватной социальной позицией. Обострение противоречий порождает кризисы развития — переломные моменты развития.[27]  Сформулированный им закон чередования и периодичности разных типов деятельности (ориентация в системе отношений и ориентация в способах употребления предметов), показывает, что каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия, которые  становятся причиной развития. Необходимо специально подчеркнуть, что на каждой стадии развития всегда есть две линии одна — явная, другая — латентная. Та линия, которая на одной стадии развития была латентной, на другой стадии развития становится явной. По словам Д.Б. Эльконина, раскрыть психологическую сущность кризиса — значит, понять внутреннюю динамику развития в этот период. группаРазвитие личности есть процесс  ее интеграция в различных социальных группах, а источником развития личности, согласно исследованиям А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализации и объективной заинтересованностью референтной группы.  Выделяется три фазы вхождения  в референтную группу: адаптация, индивидуализация и интеграция, в  которых происходят развитие и перестройка  структуры личности.[28]  Однако, с какой бы референтной группой не встретился индивид, ему предстоит разрешить противоречие между  потребностью   в персонализации (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной группы подчинить его себе, использовать его потенциал в интересах  стабильности и развития группы.  То есть индивиду придется самоопределяться и осуществлять свой выбор между интересами группы и своими интересами. Личность — это субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт, а субъект деяпотому не все люди становятся личностями, считал Давыдов В.В., а только те, кто добиваются общественно значимых творческих результатов. Производство подобного продукта и есть творчество, а потому если последнее не осуществляется человеческим индивидом, то он еще не стал личностью, т. е. творчески действующим человеком.[29]   Давыдов В.В.   опровергал аргументы своих оппонентов, которые  полагали, что любой человек уже в детстве и юности становится личностью. В процессе формирования личностного начала, человек вступает в конфликт с существующими нормами, контролем,  технологизацией управления из вне, и вынужден  сам  себя организовывать. В этом смысле он становится мономоральным,[30]  проектируя себя в будущее, самоопределяясь  в новых условиях, вырабатывая свое отношение к  нормам и правилам совместного сосуществования с миром идей и людей, с миром вещей и природы и  со своим внутренним миром. В работах исследователей в области социологии, педагогики и психологии  утверждается, что  становление и развитие  личности (группового или индивидуального субъекта)  возможно только на пути преодоления кризисов и  разрешения конфликтов. Речь идет о конфликтах, которые испытывает человек   как амбивалентный процесс,[31]   и который  необходим для достижения связей внутри социальной системы.[32]     Осознание перехода от  организации (порядка и контроля)  к самоорганизации (самоконтролю и самоопределению)  и осознание себя в этом процессе,  является важнейшим условием развития личности.  Самоорганизация проверяет на прочность  вновь сформированные качества личности на каждом этапе ее развития.

От самоорганизации природного мира к социальному аспекту самоорганизации.

Две консенсуальные модели согласия и две формы самоорганизации в обществе.

Существенные  различия и взаимосвязь  организации  и самоорганизации.

Конструктивная функция конфликта в социологии,   педагогике и психологии.

Роль кризисов и конфликтов в процессе  развития личности.

Резюме

(Цой Л.Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 2 (66) – Москва-Воронеж, 2011. С. 96-108).

_________________

Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах

Конфликтология и конфликты