Яндекс.Метрика

Уход от конфликта: технология формирования устойчивого и воспроизводимого поведения в группе

Уход от конфликта: технология формирования устойчивого и воспроизводимого поведения в группе

(Среди многочисленных   экспериментов  с обезьянами, один из них     интересен в контексте технологии управления конфликтами)[1]

Описание.

в клеткеВ  клетку посадили шесть  обезьян. В дальнем углу клетки  экспериментаторы подвешивают целую гроздь   спелых, вкусных, соблазнительных фруктов.   Рано или поздно одна из обезьян, фланирующих по клетке, обнаруживает этакое богатство и, естественно, тянет к беззащитно висящему лакомству передние конечности. За ней начинают подтягиваться и другие обезьяны. Но, нефрукты 2 успевает она до них даже дотронуться, как происходит страшное: в клетку с диким шумом и гиканьем врывается целая орава экспериментаторов – которые, оказывается, все это время были начеку и только ждали момента!

В итоге, нежданно-негаданно, на бедных обезьян обрушивается страшная кара: в руках у экспериментаторов – сильные брандспойты, они безжалостно направляют хлесткие струи во всех без разбору обезьян и сгоняют их в противоположный от лакомства угол клетки. Через некоторое время они уходят, и на «поле боя» остаются лишь обитательницы клетки – жутко напуганные, до костей вымокшие и замерзшие.

Через какое-то время другая обезьяна пытается все ж подобраться к фруктам – и сцена повторяется, а на полу клетки появляются новые лужи воды. Всё, урок усвоен! Наши человекообразные родственники занимаются в клетке своими делами, и ни одна даже не смотрит в сторону по-прежнему аппетитно висящих фруктов в дальнем углу.

обезьяна учитКогда обезьяны окончательно успокаиваются, экспериментаторы аккуратно изымают из клетки одну обезьяну и выпускают вместо нее другую, «новенькую». «Новенькая» знакомится с товарками, начинает обследовать клетку и, естественно, натыкается на ту самую гроздь лакомства. Едва только она собирается закусить – к ней немедля с предостерегающими криками бросаются сразу несколько «старых» обезьян и, схватив «за руки», оттаскивают прочь. В крайнем возбуждении они втолковывают «новенькой», что эти фрукты брать нельзя! Нет! Еще бы – они-то знают на своем горьком опыте, чем это чревато для обитателей клетки…

«Новенькая» быстро соображает, что к чему, и тоже, как и все, больше не делает даже попыток подойти к нахально вывешенному лакомству.

Тогда экспериментаторы идут на следующий шаг: они забирают из клетки еще одну «старенькую», пережившую налет с брандспойтами, обезьяну – и так же заменяют ее «новенькой». С ней происходит та же история: она натыкается на фрукты в дальнем углу, пытается ими полакомиться, но на нее налетают остальные и, громко визжа, дают понять, что это «низзя!» Характерно, что в церемонии «убеждения» принимает активное участие и та, что была «вброшена» в клетку недавно, перед этой обезьянкой.

обезьяны дерутся Далее процедура повторяется еще четыре раза: экспериментаторы  последовательно убирают из клетки «старый состав» и заменяют его – по одному – на «новеньких». Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.

В конечном итоге наступает апофеоз.

В клетке сидят шесть обезьян, которых никто и никогда не поливал из брандспойта, на которых вообще никогда не обрушивалась никакая внешняя кара за попытки полакомиться – но, тем не менее, все они не только полностью игнорируют свежие, аппетитные фрукты в зоне прямой досягаемости, но еще их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, которая  начинает вести себя  совсем не так, как, казалось бы, должны себя вести обычные, «простые» обезьяны  и на которую надо    напасть, чтобы не дать ей достать фрукты.

PS//  Смысл описанного эксперимента куда шире, чем наука этология (наука о поведении животных). Его значение вполне можно распространить и на социологию.    Постепенно заменяя всех обезьян,  в клетке окажутся обезьяны, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому из своих сородичей достать фрукты.    Почему?   ПОТОМУ, ЧТО ТАК ТУТ ПРИНЯТО.  Все должны вести себя одинаково.  все как один                Можно ли   сказать, что данное «знание» у этих обезьян «в генах»? Очевидно, что нет. Это «знание» закреплено не в генах, а социально – в том обществе, которое составляют данные   особи.  Можно вправе говорить о подобных экспериментах в любой группе, но наиболее яркий   исторически масштабный эксперимент был в СССР, сформировавший  совковое поведение, выражающееся в словах «ТАК ТУТ ПРИНЯТО».

По сути,  в максимально упрощенном виде продемонстрирована социальная технология, как можно достичь требуемого устойчивого (!) и воспроизводимого поведения в достаточно большой группе, чтобы  сама группа, на эффекте самоорганизации, удерживала всех своих членов в определенных рамках.


[1] Первоисточник ссылки на эксперимент не найден

 Методические материалы по минимизации разрушительных конфликтных процессов

Конфликтология и конфликты