Яндекс.Метрика

Упрямство ребенка – не причина конфликта

Упрямство ребенка – не причина конфликта

Упрямство ребенка – не причина конфликта

ЛевиДитя не знает мер и весов, не имеет иерархии ценностей. Для него одинаково важно (и одинаково неважно) надеть новую шапку, поцеловать маму, вытереть попу, взять на прогулку любимую игрушку, увидеться с папой, погладить собачку, похоронить бабушку, съесть конфету… Отсюда и возможность гармоничного распределения нашего отношения к детскому упрямству — поделим свои подходы и тактики на три трети:

 Треть уступательная

Один раз из трех постараемся изыскать возможность уступить маленькому упрямцу. С какого конца разбивать яйцо? Брать с собой на гуляние куклу или машинку? Надевать красные штаны или синие? Вилкой есть или ложкой? Есть вообще или подождать?.. В подобных не суть важных для жизни вопросах вполне можно — и нужно! — давать ребенку выигрывать поединки с нами. И хорошо бы иногда делать это чуть хитро — не сразу уступать, а понастаивать на своем, чтобы цена победы была для него не слишком низка.

Треть настоятельная

А это уже та, в которой проявим решительное упрямство мы сами: настоим на своем, добьемся послушания, даже силой. Понятно, что в эту треть войдет самое важное — то, что относится к безопасности и здоровью. Идти гулять (в детский сад, в школу…) надо, а не желаешь? Пойдешь, ежели здоров, никуда не денешься. Одеваться в студеный день не хочешь совсем? — Придется тебя одеть. Лезешь пальцами в розетку? — Нельзя, еще раз нельзя. Не понимаешь, лезешь нарочно? — Вот тебе по руке, бо-бо. Бьешь бабушку или маленького братика, мучишь котенка, швыряешь со стола чашки на пол нарочно? — Получай немедленно адекватный ответ…

 Компромиссная треть

упрНе настаивать и не уступать. А выждать (отвлечься, поиграть, посмеяться, попеть, поплясать, что-то придумать забавное, неожиданное, незаметно вовлечь в желаемое другим боком) – то есть пойти на компромисс.

— Как бы это так сделать, чтобы бабушка вымыла руки перед едой как следует, с мылом… Не умеет она мыть руки… И показать ей некому… (Пятилетняя девочка тут же бросается учить бабушку мыть руки, а заодно, помоет и свои.)

— Какие игрушки сегодня пойдут спать, а какие остаются дежурить на ночь? (Вместо тупого: «А теперь убирай свои игрушки и иди спать»; по крайней мере, часть игрушек будет убрана, и идти спать уже легче.)

— Сегодня читаем по очереди: строчку я, строчку ты… Кто прочтет три строчки подряд, тому премия…

Компромиссы – наилучший для тех ситуаций, когда одинаково опасны и послабления, и пережим. И таких немало! Еда, лечение, обучение, привитие навыков порядка и гигиены, закалка, физическое развитие — все это требует компромиссов!

… Только представьте, что будет с нами, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза — в увещевательном и 50 — в обвинительном?.. Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют большие шансы стать неврастениками. Ребенку нужен отдых не только от приказаний, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий, обращений! Нужно время от времени распоряжаться собой полностью — нужна, короче, своя доля свободы. Без нее задохнется дух…

( В. Леви «Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок»)

 Педагогическая конфликтология

Конфликт