Яндекс.Метрика

Записки конфликтолога: самое интересное из практики

Записки конфликтолога: самое интересное из практики

 Цой Любовь Николаевна
Цой Любовь Николаевна

В этой рубрике буду размещать записки конфликтолога из практики консультирования.   Самое интересное и противоречивое.

8.  Забавные и провокативные фразы     Цой Л. с лекций, которые запоминаются всем  студентам   

7. Важная задача честного конфликтолога.

Конфликты — это пространство, в котором уничтожается мышление. Высвечивать бессмысленность и обеспечивать ресурсами мышление — задача конфликтологов.

6. Один ответ и больше нет вопросов.

Вчера мне позвонил клиент достаточно высокого социального статуса (ЛПУР). Попросил ответить на несколько вопросов. Первый вопрос: — «На чем надо сосредоточить главное внимание, при анализе конфликта» .
Мой ответ: — «На состояние и качестве ума аналитика» . После этого ответа, других вопросов не было

 

5. Старость не радость: размышления после консультации

На консультации.  Женщина: — «Что мне делать?  Моей маме  за 80 лет. Я люблю свою маму, но каждый раз после общения с ней мне становится  невыносимо больно и горько  от  ее упреков, обвинений, жалоб, и я считаю  минуты до того момента, когда смогу уйти из дома на работу, чтобы отдохнуть от нее. У нас постоянные конфликты Как мне жить?.».   Текст 

4. Самая короткая консультация через проблематизацию.

Пришла молодая женщина, почти в истерике. «Я его люблю» — со слезами на глазах, дрожащим голосом — «А он ушел к другой и сейчас с ней» — говорит она.
Я — «Если ты его любишь, значит ты рада, когда ему хорошо»?

Она — «Да».
Я — «Ему сейчас хорошо»
Она смотрит на меня и меняется в лице. и шепотом говорит, — «Значит я его не люблю
Я —  «Ты его просто хочешь как самца, тебе секс нужен».
Она — впала в ступор. Через несколько минут —
«Ну знаете», говорит она, «Я не сучка».
Я — «Конечно»
Она — «Да этих кабелей вокруг полно, пошел он на ……» (далее идет непереводимая игра слов из трех-пяти этажного слогана…)
Результат — ОНА ушла спокойная и довольная собой, что не пала так низко до сучки.

3. И грустно и смешно!
Пришла женщина, возраст 45 лет. Страдает, психосоматика на лице, в жестах, голосе, взгляде. 
Грустно говорит, я на себе поставила крест, жизнь потеряла всякий смысл. Мужчины уже не оглядываются на меня и меня как-будто нет. 
Про себя думаю, счастливая женщина, но виду не подаю, так как понимаю, что с такими мозгами, в которых смысл жизни зациклен на внимании мужчин, что-то надо делать. Но так как знаю, что последствия от потери смысла могут привести к разочарованию во всей жизни, решаю оставить женщину в ее девственной чистоте. Озвучиваю огромный гонорар и женщина спокойно уходит.

2. Две модели проведения дискуссий на конфликтные темы.

Такие круглые столы проводят по времени не более 3-х часов и они технологично простроены. Постановка задач в моделях — разная.
Первая модель — окрошка, все высказываются, а модератор тайм-менеджер — ограничивает всякую критику и держит время регламента для выступающих. То есть, разговоры есть, а содержательной коммуникации нет. В этой модели, главная задача — наладить отношения между участниками, чтобы они послушали друг друга. Модератор — коммуникатор и медиатор в конце дискуссии делает рефлексивную сборку самых интересных идей и проблем, которые предстоит решать в будущем.
Другие участники круглого стола тоже захотят выступить и надо это учитывать. 

 

Вторая модель — направлена на поиск  новых проблем и их постановку. Я назвала ее — стейк.
Делается один основной доклад и в оппозиции к нему один или два содокладчика.
Докладчик — эксперт, теоретик, исследователь проблемы.
Содокладчики — практики (из общественных движений, партий, конфессий и т.д.)
А затем участники круглого стола задают вопросы докладчику и содокладчикам.
Аудитория больше наблюдатели за дискуссией.
Модератор выступает уже нет только как тайм-менеджер, но и как методолог, который задает вопросы докладчикам по основанию и понятиям. Вопросы из зала в конце, если останется время. 
Во второй модели содержательно раскрывается тема, формулируются новые проблемы. Модератор — коммуникатор, медиатор и методолог, в конце дискуссии делает рефлексивную сборку самых интересных идей и новых проблем, которые предстоит решать в будущем.
Вторая модель сложнее, но содержательно насыщенная, здесь важна роль модератора, который не позволяет отходить от поставленной задачи круглого стола.
1. Облегчение после консультации.

Раздался звонок по телефону. Звонит женщина, спрашивает Цой Л.Н. к телефону. Представляюсь. Она говорит рыдающим голосом, что хочет получить консультацию только у меня — у нее конфликт с сыном. Так как я индивидуально не консультирую (редко консультирую), то спрашиваю ее, а к психологам обращались? Она говорит, я все знаю, много читала и психологам не верю. хочу встретиться с Вами так как читала ваши статьи и думаю, что Вы меня поймете. Назначила время и сумму гонорара. Встретились. Женщина полчаса рыдала и рассказывала о прошлом. Винила себя и спрашивала, за Что ей такая жизнь. Всю жизнь отдала сыну (39 лет), а он такой неблагодарный. В общем, все как положено природной матери. Результат консультации: она сказала, что так легко психологически ей давно не было и она, вроде бы нашла выход. Попросила меня проконсультировать ее сына. А я про себя думаю, ведь ничего делать не будет, ищет облегчение. Решила, если позвонит, то за консультацию с сыном увеличу гонорар в десятки раз, может откажется. За облегчение в  присутствии специалиста надо увеличивать гонорар :-).

_________

Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах