Яндекс.Метрика

Вопросы конфликтологу от учеников 10-11 кл. и от учителей

Вопросы конфликтологу от учеников 10-11 кл. и от учителей

Рождественская Л., учителя Таллинской  школы и Цой Л.Н.
Рождественская Л., учителя Таллинской школы и Цой Л.Н.

Дистанционную встречу    учеников Таллинской школы с   Цой Л.Н. — канд. соц. наук, руководителем Московской Школы Конфликтологии организовала Рождественская Людмила.

 Вопросы.

  1. Каковы причины возникновения конфликтов?
  2. А что  важнее – ответы или вопросы?
  3. Есть такой тезис: — «Что естественно, то не безобразно». Если конфликт – это естественный процесс (как вы утверждаете)  то  значит, он не безобразен, то есть нормальный.
  4. Какие виды конфликтов бывают?
  5. Какие есть способы решения конфликтов?
  6. Если  каждый конфликт уникален, то значит ли, что  соответственно подход к его разрешению тоже должен быть уникальным?
  7. Существуют ли алгоритмы поведения, которые можно использовать для разрешения конфликтной ситуации?
  8. Что на самом деле может лежать в основе такой «конфликтности»? Может, нам просто не хватает опыта и знаний — разглядеть за внешней задиристостью — что-то другое?
  9. Всегда ли человек должен серьёзно реагировать на конфликты?
  10. Как избежать конфликты? Или может быть, их избегать не надо, просто надо уметь учиться на своих ошибках?
  11. Хотелось бы очень узнать, как остановить конфликты и можно ли остановить их вообще?
  12. Как  остановить конфликт, который у меня длится с  третьего  класса с некоторыми учениками? Сейчас я  учусь в 8 классе.
  13. Верно ли, что именно в подростковом возрасте закладывается некоторый «фундамент», который может способствовать, а может и препятствовать формированию личности и что личность формируется на протяжении всей жизни человека.
  14. Что это за «конфликт», в котором формируется личность и как это ее формирование можно увидеть, проследить?
  15.  Как известно, в школе нормам дискуссии не учат. Отсюда возникает много проблем…. И не только у учащихся.
  16. Как вы считаете, когда ученики не хотят учиться, это конфликт? Кого с кем? С чем?

  Вопрос: — «Каковы причины возникновения конфликтов?»
             Конфликт — это открытое столкновение между людьми, имеющими разные, противоречивые, а иногда одинаковые интересы, культурные нормы и ценности, потребности и цели.
Вся жизнь человека пронизана конфликтами или конфликтным взаимодействием.
Исследователи считают, что конфликт выполняет определенную социальную функцию в обществе. Конфликты могут привести общество или к социальной катастрофе или к развитию.
Применительно к организации школьной жизни, с одной стороны, конфликт может быть показателем проявления слабости управления и некомпетентности  конкретного учителя, а с другой стороны, конфликт может быть показателем  назревших  проблем, перемен и изменений. Если школе вводятся новые нормы или инновационные проекты, то конфликты  этой школе обеспечены, так как конфликт является неизменным спутником инноваций.
Перечислим несколько функций конфликта:
— группообразование;
— установление и поддержание нормативных и физических границ;
— социальный контроль;
— нормотворчество.
Некоторые люди считают, что они не конфликтные. Но это неверно. Каждый человек обладает конфликтным потенциалом, без которого он не смог бы защищать свои интересы, ценности, идеи и взгляды.
Поэтому причин конфликтов много. Можно сказать, что, сколько людей, столько и причин для конфликтов.   Но главные причины можно перечислить: интересы, ценности, нормы, противоречие между традициями и инновациями, средства.   Иногда одинаковые интересы и цели могут стать причиной конфликтов. А иногда и разные интересы, цели  могут стать причиной конфликта, конкуренции и борьбы.
 Вопрос:  — «А что  важнее – ответы или вопросы?»

 Задавать вопросы иногда гораздо важнее, чем отвечать на них. На некоторые вопросы человечество ищет ответы в течении тысячи лет. Задавать вопросы — это искусство. Без вопросов человек не смог бы познавать мир и открывать новые знания о мире и о себе.
Поэтому для задавания вопросов — нужен особый, любопытный ум. Важны и вопросы и ответы!

Вопрос: — «Есть такой тезис: — «Что естественно, то не безобразно. Если конфликт – это естественный процесс (как вы утверждаете)  то  значит, он не безобразен, то есть нормальный».
Естественность развития конфликта стихийна, а потому это всегда разрушительный процесс коммуникации, в крайних формах конфликта уничтожаются жизни многих людей.
Человек на протяжении всей истории человечества стремился окультурить стихийные формы, выработать нормы, позволяющие человеку оставаться ЧЕЛОВЕКОМ в конфликте.
«Сделаться»  из человека ЧЕЛОВЕКОМ — это значит  научиться ограничивать собственную естественность и стихийность поведения в конфликте, ввести некоторую искусственную компоненту, окультурить конфликтное взаимодействие, ограничить его естественность и стихийность проявления.
Естественно развивающийся конфликт  — безОБРАЗный так как человек теряет  в нем свой лик, человечность, порождая вражду и насилие.

Вопрос:«Что на самом деле может лежать в основе такой «конфликтности»? Может, нам просто не хватает опыта и знаний — разглядеть за внешней задиристостью — что-то другое?»
         В общественном сознании доминирует стереотипное представление о том, что конфликтный человек неудобный, неуживчивый, создает в коллективе психологическое напряжение, конфликты и т.д. И, как правило, конфликтный человек в большей степени может получить отрицательные характеристики от окружающих его людей.
Но если мы признаем право ребенка/подростка/человека  на защиту своих интересов, то тогда необходимо признать и его право на конфликт. Сам конфликт проявляется в коммуникации и в физическом воздействии. Чем интеллектуальнее и психически развит человек, чем обширней его словарный запас, тем в большей степени он прибегнет в конфликте к слову убеждения, аргументации и договоренностей в защите своих прав. Чем ограниченнее словарный запас, чем неразвитее его сознание, тем быстрее он прибегнет к физической силе.
Например,  коммуникация может выявить склонность человека к насилию или к диалогу.
Коммуникацию между людьми можно разделить на три типа.
1 — Репрессивная, насильственная коммуникация, вынуждающая другого, выполнять волю сильного.
2 — Манипулятивная коммуникация — не прибегая к грубым формам репрессии, но добиваясь при этом куда более впечатляющих результатов.
3 – Партнерская, диалогическая, гуманитарная коммуникация, в ходе которой взаимодействие между людьми позволяет им вступить в диалог, открыто предъявляя свои намерения, интересы и аргументы для обсуждения.
Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, можно сказать, что многие конфликтные люди – это люди, которые переживают за общее дело, не страшась, вступают в борьбу за справедливость, защищают слабых или свое достоинство.
Однако их беда в том, что они не знают, КАК цивилизованно отстаивать свои идеи и ценности,  не создавая себе   врагов по жизни, но приобретая сильных оппонентов, конкурентов и даже иногда друзей.

Вопрос:«Верно ли, что именно в подростковом возрасте закладывается некоторый «фундамент», который может способствовать, а может и препятствовать формированию личности и что личность формируется на протяжении всей жизни человека».  

В подростковом периоде закладывается некоторый «фундамент», который может способствовать, а может и препятствовать формированию личности. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
Ответ разобью на несколько  частей и тезисно раскрою тему:
— о подростковом периоде
— о личности
— о зрелой личности
—  внутриличностный конфликт личности

Подростковый период — это период в жизни человека примерно от от 9 — 13 лет (плюс -минус 1-1,5 года).  В этот период времени подросток включен в процесс обучения.
Процесс обучения — это процесс усвоения знаний, процесс социализации и приобщение к культурным образцам. Подросток всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, в данном случае человеческого рода.
Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Полученные знания и культурные образцы не являются еще полной гарантией того, что индивид сформируется как личность.  В подростковом периоде индивид еще не включен в сознательную деятельность, он проходит первичную социализацию
          Личность – обозначает, прежде всего, СОЗНАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека включенного в устойчивые социальные связи и отношения.
Структура личности включает три компонента: ПАМЯТЬ, КУЛЬТУРУ и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные свойства личности КОЛЛЕКТИВИЗМ и УНИВЕРСАЛИЗМ.
ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ определяет социальный статус личности.
От статуса общество ожидает определенное поведение, то есть определенной СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ личности. Личность может выполнять много разных ролей. Не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.
Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности совсем не просто. Для этого от личности требуются большие усилия, глубокие знания, время и способности, а также УМЕНИЕ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ, возникающие при выполнении социальных ролей.
           Признаками зрелой личности является не только самостоятельный, осознанный ВЫБОР социальных ролей, их добросовестное и творческое осуществление, но и определенная автономия, социальная дистанция между ролью и личностью, то есть пройти вторичную социализацию. Она оставляет человеку возможность взглянуть на свое ролевое поведение в прошлом и настоящем со стороны, оценить его с точки зрения личных, групповых и общественных интересов и внести необходимые уточнения, а в крайних случаях ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НЕДОСТОЙНОЙ РОЛИ.  ЛИЧНОСТЬ И ИСТОРИЯ неразделимы.
Степень влияния личности на исторические процессы зависит от содержания конкретной личности, ее миропонимания, социальной позиции. И здесь определяющее значение имеет понятие о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ — идеальном представлении человека  о содержании, сущности и предназначении человеческого существования.
          Личности присущ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ так как  интеллектуальное (эмоциональное, психологическое) напряжение, которое возникает между  по поводу несоответствия того, что есть и что должно   является нормальным и здоровым состоянием психики.  Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и этническую. принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы.
Индивид в подростковом возрасте не обладает тем набором качеств и социальных ролей, которые присущи личности.
Личность формируется на протяжении всей жизни человека, преодолевая конфликты и находясь в постоянном интеллектуальном и психологическом напряжении.
Признавая подростка как личность учитель, с точки зрения педагогической психологии, поступает верно.   С точки зрения социологии подросток является индивидом, которому еще предстоит стать личностью.

Вопрос:«Что это за «конфликт», в котором формируется личность и как это ее формирование можно увидеть, проследить?»
               Увидеть и проследить формирование Личности можно по тому — КАКИЕ препятствия  и КАК, с КАКИМ результатом  он преодолевает,  какие новые качества у него появляются, которые позволяют ему самоактуализироваться и создавать условия для цивилизованного разрешения конфликтов.
Ключевыми понятиями формирования Личности являются «спонтанность», «естественность», «обретение степени свободы», «свободный выбор», «самопознание», «согласие с собой», «здоровая психика», «социальная значимость его действий».

Вопрос:«Какие виды конфликтов бывают?»
              Конфликты бывают внутриличностные, межличностные, межгрупповые, организационные, трудовые, между личностью и обществом, национально-этнические, региональные, межгосударственные.

Вопрос: — «Какие есть способы решения конфликтов?»
  Способы решения конфликтов есть насильственные и ненасильственные.
Цивилизованный способ решения конфликта — переговоры.

Вопрос:«Если  каждый конфликт уникален, то значит ли, что  соответственно подход к его разрешению тоже должен быть уникальным?»
Подход к разрешению  конфликта во многом зависит от культуры конфликтующих сторон и от нравственной системы, доминирующей в обществе.   Но какой бы мы не выбрали подход, результаты конфликта ограничены:
— выигрыш-проигрыш
— проигрыш-проигрыш
— выигрыш-выигрыш.

Вопрос:«Существуют ли алгоритмы поведения, которые можно использовать для разрешения конфликтной ситуации?»
Да, существуют алгоритмы в коммуникации и в поведении, которые способствуют конструктивному выходу из конфликта. Но это большая тема, может быть как-нибудь отдельно ее пообсуждаем.

Вопрос:«Всегда ли человек должен серьёзно реагировать на конфликты?»
                   Нет, не всегда.

 Вопрос:«Как избежать конфликтов? Или может быть, их избегать не надо, просто надо уметь учиться на своих ошибках?»
                 Конфликты бывают содержательные и коммунальные. Содержательные конфликты необходимы для интеллектуального  развития человека, деятельности, организаций. Коммунальные конфликты  характеризуются выяснением отношений вне контекста деятельности, поиск виновного, демонстрацией силы, унижением.    Избегать нужно коммунальных и беспредметных конфликтов.

Вопрос: — «Хотелось бы очень узнать, как остановить конфликты и можно ли остановить их вообще?»
             Необходимо  ограничивать эскалацию физического насилия и вражды в конфликтах,  минимизировать насильственные формы конфликтного взаимодействия,   некоторые   конфликты можно ограничить в правовом поле, а некоторые  в переговорах.

Вопрос:«Как  остановить конфликт, который у меня длится с  третьего  класса с некоторыми учениками? Сейчас я  учусь в 8 классе».

               Хронические (длительные) конфликты внутри группы способствуют формированию психологических проблем каждого участника конфликтов.  Устойчивые формы коммуникации и поведения и такая социальная иерархия, которая закрепляет за каждым членом группы определенную роль: жертвы, палача, судьи, врага и т.д. Опасность таких конфликтов заключается в том, что по мере взросления, молодому человеку (девушке) будет сложно выйти из той роли, которая укрепилась за ним в процессе хронических конфликтов.
Выйти из подобных конфликтов — это значит выйти из групповой социальной иерархии и критически проанализировать навязанную группой роль. Необходимо сформировать новые нормы коммуникации и поведения в подобных конфликтах.

Вопрос:«Откуда возьмутся правила и нормы у спорящих, если у них не было до этого опыта?»
Нормы  присваиваются и создаются. Когда мы говорим о нормах и правилах в коммуникации, мы говорим о культуре общения, дискуссии и культуре выяснения отношений между людьми.
Есть разные, по степени важности, нормы коммуникации между людьми, в разных социальных и профессиональных группах. В какую социальную или профессиональную группу попал человек, те культурные нормы коммуникации он приобретает и  присваивает.  Присвоение культурных норм — это социальный процесс, процесс обучения, то есть искусственный процесс в жизни человека.
Например, есть очень важная научная норма в дискуссии между научными работниками — это научная критика,   столкновение взглядов, где научные конфликты являются необходимым условием для развития науки.
Опыт приобщения и освоения культурных норм и правил коммуникации человек получает с детства — в семье, на улице, в школе, институте, в профессиональной деятельности.

Вопрос: «Как известно, в школе нормам дискуссии не учат. Отсюда возникает много проблем…. И не только у учащихся».
            В школах есть предметные дисциплины и дисциплины связанные с психологическим и личностным развитием учащихся.
Мне представляется, что тема коммуникации является одной из самых важных для личностного и психологического развития учащегося.
Цели и мотивы у людей редко совпадают. И один и тот же предмет дискуссии, может быть раскрыт с разных аспектов, соответственно с разными мотивами или целями каждого конкретного участника. В этом нет ничего опасного в случае, если участники осознают, что им надо будет дополнительно простраивать логику аргументации в дискуссии, защищая тот или иной тезис.  Администрация школы и педсовет могут обсудить программу по конфликтологии для старшеклассников и если специалистов нет,  можно на    тематические курсы  приглашать специалистов. Сегодня этот вопрос решают сами школы и   родители. Учиться разрешать конфликты  можно только совместно -учителям, ученикам и родителям.

Вопрос:«Как вы считаете, когда ученики не хотят учиться, это конфликт? Кого с кем? С чем?»
В процесс обучения включены, как минимум две стороны: учитель и ученик. Не учитывая одну из сторон  мы не целостно смотрим на ситуацию и совершаем ошибку, с точки зрения анализа ситуации.
Поэтому буду отвечать, придерживаясь профессионального принципа независимости, который не учитывает того, понравятся мои ответы или гипотезы кому-либо или нет. Любой психолог подтвердит, что если между учеником и учителем нет эмоционально-положительной связи, то предмет ученику в большей степени будет не интересен.
Если учитель, действительно хочет осознать ПОЧЕМУ ученики не хотят учиться, он должен критически осознавать не только свои действия, но и методы обучения.
Так как вопрос сложный, то ответы будут сформулированы в форме гипотез:
1. Ученик отстал и не может уже нагнать программу, а потому теряет всякий интерес к предмету.
2. Ученик нуждается в облегченной программе.
3. Учитель не в состоянии увлечь своим предметом учеников.
4. Ученику не интересен учитель, а потому и сам предмет.
5. Ученик может не хотеть учиться по одному предмету или по всем. Если по одному предмету ученик не хочет учиться, то это частная проблема и ее можно решать. Если по всем предметам, то это вопрос к психологу.
Конфликты в любой ситуации, являются показателем того, что учитель прилагает максимум усилий для того, чтобы ученик освоил программу.

Когда ученики не хотят учиться, это не конфликт, это материал для обсуждения  между учениками, учителями, родителями и администрацией школы в поиске решений  по эффективности  процесса обучения.

2004 год.

Педагогическая конфликтология

Конфликтология и конфликты