Яндекс.Метрика

§13. Факторы, способствующие провокации разрушительных тенденций в конфликте

§13. Факторы, способствующие провокации разрушительных тенденций в конфликте

негатив

§13. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОВОКАЦИИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ, РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В КОНФЛИКТЕ

 Реальная практика по изменению окружающей среды показывает, что любое из них сопровождается обострением конфликтов и способствует самоорганизации жителей в группы по защите своих жизненно важных интересов. Выделим несколько важных, на наш взгляд, факторов, способствующих обострению противоречий и проявлению конфликтов в крайних формах.

  Отсутствие действующей технологии и механизма реализации нормативно-правовых актов. Можно с большой уверенностью утверждать, что именно эта причина способствует безжизненности и «анемичности» правовой базы, формально присутствующей в документах, однако реально отсутствующей в деятельности управленцев. Но такая технология и механизм реализации программы не могут быть разработаны только одной из сторон в конфликтной ситуации.

В этом плане правовое поле деятельности всех субъектов ситуации определено нормативно-законодательными актами, регламентирующими их деятельность. Однако, применительно к каждой конкретной ситуации, они должны быть дополнены механизмом согласования интересов разных сторон в конфликтной ситуации. Это тоже один из первых шагов, закладывающих фундамент для социального участия жителей,

В условиях возникновения нового правового пространства, в рамках которого предусмотрено участие жителей в обсуждении градостроительных проектов и планов, предваряющих не только само строительство, но даже принятие решений, необходимо по-новому решать вопрос о процедурах принятия и согласования преобразований на территории

Первоначальное наличие информационного вакуума. Первичным интересом жителей является правдивая информация о том, какие изменения будут произведены, и как это отразится на самочувствии жителей и инфраструктуре территории. Однако, как показывает практика, отсутствие правдивой информации порождает слухи, сплетни и дезорганизует здоровые силы жителей, могущие действительно оказать существенное влияние на взаимодействие органов власти и жителей. Собственно говоря, на тот процесс который и закладывает почву для реального социального участия жителей в разработке и реализации региональных программ развития.

Общественное мнение необходимо формировать на основе своевременной и достоверной информации. В случае доминирования слухов и страхов, при отсутствии рационализации действий жителей, протестные движения могут нарастать стихийно.

Стихийная самоорганизация жителей на основе протестного сознания. В большинстве случаев самоорганизация – это стихийный процесс. Однако не это суть важно. Важно то, что причиной самоорганизации является защита интересов жителей, однако в дальнейшем, во главе групп становятся чаще всего лица, которым требуется профессиональная помощь в области управления конфликтами. Им необходимо овладеть технологиями переговоров, культурными образцами рационально-мыслящих лидеров и другими качествами, позволяющими вести процесс согласования интересов в цивилизованных рамках. Однако, не имея такой помощи, они попадают в ловушку протестного сознания и не способны защищать интересы на основе нормативно-правовой базы.

Жители еще не осознали своих возможностей для самоорганизации, рационального осмысления происходящего в выработке и принятии управленческих решений, затрагивающих не только их личные интересы, но и интересы других социальных групп.

Тотальное недоверие жителей к информации, которая поступает от органов местной власти. Это вызвано тяжелым материальным положением, в котором оказалось большинство жителей, в связи с безработицей, инфляцией, увеличением оплаты за коммунальные услуги и неспособностью чиновников местной власти вести уважительный диалог с жителями, чье жизненное пространство изменяется без согласования с ними.

Неспособность местных органов власти и чиновников отделить социально-позитивные процессы в конфликте от социально-негативных процессов. Эта проблема носит объективный характер в силу того, что управленцы были лишены знаний в области практической конфликтологии. Им сложно управлять позитивными процессами в конфликте, в котором начинают доминировать деструктивные формы взаимодействия. Происходит эскалация конфликта, привлекаются все большие группы жителей, однако проблемы не решаются. Это говорит об отсутствии конфликтологической компетенции управленческих кадров, берущих ответственность за реализацию социальных проектов и программ развития территории.

Преамбула
§1. Социологи в зоне городского конфликта: цели и задачи работы
§2. Анализ ситуации на момент привлечения группы социологов
§3. Информационный фон: городские газеты как источник информации о строительстве
§4. Правовое поле городского конфликта
§5. Анализ состава населения домов, находящихся в зоне строительства
§6. Опросы жителей
§7. Информирование жителей
§8.Процессы самоорганизации
§9. Снижение агрессивности у части жителей: индивидуальное консультирование
§10. Подготовка информации для адекватного отражения ситуации в СМИ
§11. Социально-информационный анализ акций протеста
§12.Подготовка и юридическое оформление договора о согласовании интересов
§13. Факторы, способствующие провокации социально-негативных, разрушительных тенденций в конфликте
§14. Рекомендации, представленные заказчику после окончания работы социологов.
Выводы
Заключение

Оглавление книги Цой Л.Н. «Практическая конфликтология»

Цой Л.Н. Глава 5. Книга «Практическая конфликтология. Книга первая». —  Москва: «Глобус», ООО ИЦП, 2001.

Конфликтология и конфликты