Яндекс.Метрика

Профессиональный стандарт «Конфликтолог»: размышления конфликтолога.

Профессиональный стандарт «Конфликтолог»: размышления конфликтолога.

Профессиональный стандарт «Конфликтолог»: размышления конфликтолога.

Статья о методологическом подходе к разработке профстандарта «Конфликтолог» была опубликована в журнале «Кадровик» ( 2015 г. №10. Стр. 67 – 72). Продолжения статьи не было, в связи с потерей журнала статуса «Академический». В настоящее время разработка приостановилась по нескольким причинам.
1) Профстандарт «Конфликтолог» должен быть разработан в рамках УМО по психологии. Что означает — конфликтолог — это офисная работа, ограниченная организацией. Проведенная диагностика деятельности конфликтолога показывает, что инструментарий конфликтолога не ограничивается инструментами психолога и выходит далеко за его пределы. Исследование конфликтов на разных уровнях требуют разных средств исследования, мониторинга, диагностики, консультирования и пр., так к конфликтолог имеет дело объектами разной сложности и масштабности.
2) Самыми заинтересованными субъектами в разработке проф.стандарта являются вузы ВУЗ, однако ни один вуз не прикладывает усилий, ресурсов и средств в его разработку. Не обсуждают самостоятельно и не готовят экспертные заключения.
3) В России нет ни одной организации, которая бы взяла себе в штат специалиста на должность конфликтолога. То есть в России, потребность в конфликтологах ОТСУТСТВУЕТ.
4) Московская школа конфликтологи подготовила ПРОЕКТ разработки проф.стандарта «Конфликтолог», однако в связи вышеперечисленными фактами, считает, что разработку профс.стандарта следует приостановить до той поры, пока вузы сами не сорганизуются и не начнут вкладывать ресурсы в его разработку.
5) Даже если проф.стандарт будет разработан, образовательная Программа подготовки конфликтологов не должна быть в рамках УМО по психологии.
6) Конфликтолог — это профессия, однако конфликтолог не должен работать внутри организации на э/плате и включаться в иерархические отношения с руководством. Конфликтолог — это свободная профессия, за пределами организации., с которой можно заключать только КОНТРАКТ контракт на время выполнения конкретной задачи.
7) Московская школа конфликтологии готова обсуждать разработку проф.стандарта с заинтересованными субъектами развития конфликтологии в России.

 

(Цой Любовь Николаевна канд. соц. наук, Генеральный директор Московской Школы Конфликтологии — ответственной организации по  разработке  профессионального стандарта «Конфликтолог».[1]

Аннотация.

Статья состоит из введения и трех частей. Во введении  обосновывается необходимость разработки профессионального стандарта «Конфликтолог». Во второй части «Конфликты: кратко о главном, общее и различное» — раскрывается общее и особенное при взгляде на конфликты из разных научных дисциплин.  Третьей  части  «Профессиональный стандарт «Конфлитолог»: знания, компетенции, навыки»   описываются нормы стандартизации профессиональной деятельности,  раскрывается логика  требований к навыкам, компетенциям и знаниям конфликтолога  на разных уровнях  управления, с учетом специфики деятельности. В четвертой части    раскрываются принципы и ценности    профессионально-этического Кодекса конфликтолога.

Ключевые слова: конфликт, уровни конфликта,  конфликтолог, профессиональный стандарт конфликтолога,   этический кодекс конфликтолога.

Введение. 

В современном мире развитие любой  деятельности предполагает конкуренцию и борьбу за глобальный и локальный рынок. Столкновение (конфликт)  интересов   – это та реальность, с которой имеет дело индивидуальный или коллективный субъект деятельности.  В условиях нестабильности развития рыночных отношений,  конфликты приобретают все более жесткий характер  взаимодействия конфликтующих сторон.

Практика применения широкого спектра методов и форм конкурентной борьбы,   показывает, что те цели, которые ставят субъекты деятельности перед собой, зачастую оборачиваются прямо противоположными результатами, с разрушительными   последствиями   для деятельности организаций.   Конфликт интересов  и  конфликтогенная среда вынуждает руководителей, управленцев и менеджеров  искать новые подходы не только к ведению бизнеса, но осваивать технологии разрешения разного рода конфликтов.  Разработка технологий разрешения конфликтов –  гланая задача конфликтологов

Конфликтологов в России обучают на факультете конфликтологии   в  Санкт- Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП),[2]   также есть кафедры конфликтологии   во многих российских  вузах.  Согласно трудовым функциям, профессиональная деятельность должна осуществляться  в соответствии с профессиональным стандартом «конфликтолог»,  которого сегодня в России еще нет.

«Конфликтолог» — это специалист-эксперт по оказанию консультационной, методической, аналитической,   информационной  и научно-практической помощи в  области разрешения конфликтов. Работа конфликтолога представляет собой процесс организации целенаправленной коммуникации  с конфликтующими сторонами,  для оказания методической помощи в   поиске разных  ресурсов для его  разрешения.

По мнению разработчиков  профессионального  стандарта   «Конфликтолог», требования к навыкам, компетенциям и знаниям   должны  создать  необходимые условия профессионального роста специалистов в области практической конфликтологии,  что будет способствовать  добросовестной конкуренции и сотрудничества в сфере конфликтологических услуг.

Каждый  политик и управленец  должен иметь возможность сравнить не только методологические, но и мировоззренческие подходы, их сильные и слабые стороны в анализе конфликтов.  Кадровики   должны знать, какие функции выполняет конфликтолог,  какими средствами работы с конфликтом   он  обеспечивает  специалистов,  что представляет собой деятельность конфликтолога.

1.     Конфликты: кратко о главном, общее и различное

Как самостоятельная дисциплина, конфликтология  «разветвилась»  в своей  специализации:  педагогическая, юридическая, политическая конфликтология, социология конфликта, этнополитическая конфликтология, психология конфликта…., что свидетельствует о сложности и специфичности данной дисциплины, отражает ее многофункциональную структуру и многообразие форм, разных  процессов разворачивания и протекания конфликтов во всех сферах человеческой деятельности.     Конфликт, как область специализации научных предметов изучается более чем 16  научными дисциплинами. (Схема №1)

Схема №1. Конфликт как область знания многих научных дисциплин

 

Конфликт - междисциплинарный объект
Конфликт — междисциплинарный объект

Несмотря на то, что интенсивность исследований в области конфликтологии    постоянно увеличивается,  конфликтологам предстоит содержательная коммуникация по обсуждению общего и различного в подходах к исследованию конфликтов.

Различий между научными подходами к конфликтам много.  Например, если экономика допускает, что человек способен к рациональному выбору и действиям, то психология чаще исходит из того, что мотивы человеческого поведения в большей степени иррациональны. Психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведения личности внутри любой эпохи. Если биологи пытаются доказать неизменность человеческой природы, то историки проявляют интерес к тому, как под влиянием культурных факторов преображается человеческое естество, а социология рассматривает человека как чрезвычайно пластическое существо, способное к различным общественным адаптациям.

Общая схема исследования может быть представлена несколькими уровнями знаний: методологическим, теоретическим, технологическим и практическим.   Эти уровни соответственно могут раскрывать специфику макро, мезо и микроуровней с точки зрения масштабности и границ конфликтных ситуаций и конфликтов, процессов развития и закономерностей их «разворачивания» в жизнедеятельности людей.

Методологический уровень – это поиск исходных оснований, позволяющих исследовать конфликты как естественные и/или искусственные процессы, система принципов и взглядов, доминирующих не только в разных науках, но  и в разных в разных общественно-исторических условиях. Это методы организации теоретической, технологической и практической деятельности, основанные на выявлении соответствия разных теоретических конструкций и технологий задачам практики.

Например, с точки зрения управления конфликтом,   конфликт развивается и феноменологически проявляется по-разному на разных этапах своего развития: предконфликт, собственно конфликт и постконфликтная ситуация. (Рис. №1)

Рис.№1. Этапы развития конфликтной ситуации.

Этапы развития конфликтной ситуации.
Этапы развития конфликтной ситуации.

Этапы развития конфликта требуют разных методов вмешательства в конфликт, с точки зрения управления разными процессами в конфликтах.

Теоретический уровень – это непосредственно научные теории и знания закономерностей развития и специфических свойств конфликта, полученные научными методами в какой-либо науке.

Теоретически,  все научные дисциплины признают  наличие разного   уровня  конфликтов: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. (Таблица №1)

Таблица №1.  Уровни    конфликтов.

 Макроуровень 

Мезоуровень 

Микроуровень 

  • межрегиональный
  • межгосударственный 
  1. межгрупповой
  2. внутригрупповой
  3. между социальными институтам
  • межличностный
  • между личностью и группой
  • внутриличностный

            Уровни конфликтов  различаются масштабом, количеством участников конфликта, проблем, ресурсов и границ конфликтов: от внутриличностного до  межгосударственного и цивилизационного конфликта.   (Схема №2)

Схема №2.  Схема  разного масштаба конфликтов

уровник конфликта

Понятие «конфликт» является средством познания в гуманитарных дисциплинах.

Сравним несколько определений   в рамках одной научной дисциплины (социология) . (Таблица №3)

Таблица №3. Сравнительная таблица определения понятия «конфликта»   в        социологии.

Л.Козер

Здравомыслов А.Г. [3]

Степанов Е.И. [4]

Иванов В.Н. [5]

Аклаев А.Р. [6]

Конфликтэто  борьба за ценности, власть и ресурсы, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба и уничтожение соперника. Конфликт — это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Конфликтэто разрешаемое социальное противоречие. Конфликтэто процесс, развитие действий сторон на пути поиска средств для сбалансированности, достижения согласия и сотрудничества. Конфликт – одно из проявления социального взаимодействия, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон.

 Социология отмечают, что конфликт —  это форма борьбы,   процесс развития,  разрешаемое противоречие, социальное взаимодействие отношения.  Но если  понятие «конфликт» является средством познания, то необходимо       признать,  что в зависимости от содержания понятия «конфликт»     по-разному будет ставиться, и решаться вопрос о функциональной значимости конфликтных событий и их «содержательности».

В связи в различными определениями понятия «конфликта» и невозможностью их классификации,  Шайхутдинов Р. предлагает    к рассмотрению  пять различных способов использования понятия «конфликт»: [7] (Рис.№2)

  • Конфликт как «случившееся», по отношению к которому надстраиваются различные технические образования, доводя фактическое столкновение сторон до полной структуры конфликта. (Техники ведения переговоров, посредничество, наблюдатели в конфликте и т.п.)
  • Конфликт как средство исследователя (аналитика). В данном случае конфликт рассматривается как своего рода экран, который позволяет выявить и увидеть то, что не видимо при нормальном течении дел. (Психоанализ, различные формы разведки и т.п.)
  • Конфликт как механизм, искусственно создаваемый организатором для интенсификации мышления и деятельности. (Средство, используемое в проблематизации и коллективных способах решения проблем).
  • Конфликт как область специализации научных предметов. (Межличностные конфликты в психологии, групповые взаимодействия в социологии и т.п.)
  • Конфликт как объект исследования. Так, конфликтные отношения рассматриваются в теории игр как частный случай игры. В. Лефевр рассматривает модель конфликта как основание для развертывания практической психологии.

Рис.№2.  Пять способов использования понятия «конфликт».

конфликт

Технологический уровень – представлен различными технологиями формирования определенных программ, по которым осознано или неосознанно действует субъект (социальная группа) в конфликте биопрограммы, психопрограммы, социопрограммы.

Биопрограммы это программы выживания человека, как биологического существа (программы защиты, нападения и подчинения). Такие программы выявляют биологи в среде животного мира.

конфликты Схема исследования

Психопрограммы – это программы, по которым действует человек, как психическое существо, удовлетворяющее потребность в обеспечении комфортного состояния, психологической поддержки, покоя, радости.

Социопрограммы – это программы, по которым действует человек как личность в социальной системе. Эти программы в основном обеспечиваются институтами и механизмами управления в обществе. В соответствии с этими программами  человек или группа стремится к достижению социального статуса, положения, уровня обеспечения материальными и духовными благами, реализации своего предназначения и т.д. Традиции, социальное и правовые нормы, мировоззренческие установки «вгоняют» человека в эти программы. В социопрограммах заложены технологии борьбы, конкуренции, конфронтации, соперничества, переговоров, сознательные и несознательные технологии манипулирования, технологии профилактики, управления и разрешения конфликтов. Знание этих технологий, владение ими и их применение может иметь самые различные последствия. Однако несомненно, что человек, от которого эти программы скрыты, в большей степени подвержен бессознательным импульсам и реакциям и бессилен  перед различного рода манипуляциями.

Таким образом,  разработка профессионального  стандарта  «Конфликтолог» требует привлечения множества различных ученых и профессионалов, поскольку каждый предмет в отдельности в условиях конфликта является частным и недостаточным.  Разные уровни конфликта, масштаб конфликтного взаимодействия, а также специфика деятельности  требуют от конфликтологов  разных знаний, технологий,  компетенций. компетенции, знания, навыки.

Литература.

  1. Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ, реестр   уведомлений о разработке/ пересмотре профессиональных стандартов «Конфликтолог» 
  2. Распоряжение  Правительства Российской Федерации   от 31 марта 2010 г.  №461 – О   создании Факультета конфликтологии в СПб ГУП  по подготовке бакалавров и магистров по направлениям подготовки 034000.62, 034000.68 «Конфликтология»
  3. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. Н.Новгород: Волго-Вятский кадровый центр, 1994. 1, С. 32.
  4.  Степанов Е. И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы (по результатам исследовательских проектов). М.: Институт социологии РАН, 1996. С.48.
  5.  Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996. С. 125
  6.  Аклаев А.Р.Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005. С. 16.
  7. Шайхутдинов Р. Конфликтология: программа построения гуманитарной дисциплины. – М.,   «Кентавр», вып.9, 1993 г.

(Цой Л.Н.  Профессиональный стандарт «Конфликтолог»: размышления конфликтолога//Журнал «Кадровик»,2015 г.  №10. Стр. 67 – 72).

_________

 ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ

Конфликтология и конфликты