Яндекс.Метрика

Конфликтолог: любитель и профессионал

Конфликтолог: любитель и профессионал

Конфликтолог: любитель и профессионал

Цой Л.Н.

Многие считают себя конфликтологами, только по той причине, что  имеют положительный опыт разрешения конфликтов в свой жизни.  Но для профессиональной деятельности этого, мягко сказать, маловато.     Часто управленцы задают мне вопрос: — «Как узнать профессионального конфликтолога?»     

Чтобы узнать, является  ли человек профессиональным конфликтологом, задайте ему три вопроса.

  1. В каких проектах он принимал  участие, когда, где и под чьим  руководством? Какой конфликт разрешался?
  2. Было  ли финансовое обеспечение  проекта, заключался ли  договор с Заказчиком и на какой срок?
  3. Была ли  написана методологическая и  аналитическая статья  по этому проекту? Где опубликована статья, выходные данные?

Если ответов нет, то перед вами любитель.

Любителей много, так как очень  уж привлекателен термин «конфликтолог», интригующий и заманчивый своей непонятностью.  Конфликтолога можно обнаружить в конфликте, то есть в естественной среде его   профессиональной детальности. Именно здесь проявляются его  конфликтологические компетенции или их отсутствие.   

Если  хирурга  «мутит» от вида крови, если ему  «жалко» отрезать опухоль, то это плохой хирург,  а  точнее не профессионал.  Если врач «обижается» на слова или поведение  больного,    не решается выписать и рекомендовать лекарство умирающему пациенту, только потому, что больной не сможет его купить из-за высокой цены, то это   плохой  врач, а точнее – не врач. Если   учитель  не может потребовать от учеников младшего класса выполнить домашнее задание, а ждет помощи от директора школы, то это плохой учитель.

 Если конфликтолога:

  • «мутит» от вскрывающихся интриг и вражды  внутри  организации,
  • «жалко» конфликтующие стороны,
  • «противно» от  лиц в борьбе за власть,
  • «бесит» тупость участников конфликта.

Если конфликтолог:

  • обижается на конфликтующие стороны,  
  • доказывает  свою правоту в конфликте,
  • стесняется/не решается  произнести клиенту сумму гонорара  за  свою работу,
  • переживает за людей  из-за их  мучений в конфликте,
  • возмущается чем-то (девиантное поведение,  грубое общение, разрушительная коммуникация и т.д.),

то — это  или проявление  «детской  болезни»  начинающего   конфликтолога или  поведение любителя  —  не профессиональное  отношение к своей деятельности,  но вполне  «человеческое» («гуманное», «деликатное», интеллигентное и пр.).

Конфликтолог, как   хирург   в конфликтной ситуации. В рамках договорных отношений, (и только договорных отношений)  он  «вскрывает»  конфликтные процессы,    делает их прозрачными и видимыми, что  болезненно и неприятно.  Но его  не должно «тошнить»  от  внутренностей  этого  вида социальной организации, как не тошнит врача от   вида «прямой кишки». Профессионал не может относиться к предмету своей работы «по-человечески», он должен относиться к предмету профессионально. А если его раздражает предмет его профессии,   то это — любитель или наивный любопытствующий. У каждого из нас есть чувство брезгливости, смущения, эстетического или этического неприятия. Но нельзя ими руководствоваться в  профессиональной деятельности. Нельзя «брезговать»  предметом деятельности (конфликтом)  или обижаться на его участников.

Профессиональное выгорание  и деформация –  это показатели  того, что  человек  занимается не своим делом.  

PS// Эти тезисы  размещены только  на сайте МШК. 16.06.2018 г. 

Просьба учитывать авторство и делать ссылки.

___________

Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах