Конфликтолог: любитель и профессионал
Многие считают себя конфликтологами, только по той причине, что имеют положительный опыт разрешения конфликтов в свой жизни. Но для профессиональной деятельности этого, мягко сказать, маловато. Часто управленцы задают мне вопрос: — «Как узнать профессионального конфликтолога?»
Чтобы узнать, является ли человек профессиональным конфликтологом, задайте ему три вопроса.
- В каких проектах он принимал участие, когда, где и под чьим руководством? Какой конфликт разрешался?
- Было ли финансовое обеспечение проекта, заключался ли договор с Заказчиком и на какой срок?
- Была ли написана методологическая и аналитическая статья по этому проекту? Где опубликована статья, выходные данные?
Если ответов нет, то перед вами любитель.
Любителей много, так как очень уж привлекателен термин «конфликтолог», интригующий и заманчивый своей непонятностью. Конфликтолога можно обнаружить в конфликте, то есть в естественной среде его профессиональной детальности. Именно здесь проявляются его конфликтологические компетенции или их отсутствие.
Если хирурга «мутит» от вида крови, если ему «жалко» отрезать опухоль, то это плохой хирург, а точнее не профессионал. Если врач «обижается» на слова или поведение больного, не решается выписать и рекомендовать лекарство умирающему пациенту, только потому, что больной не сможет его купить из-за высокой цены, то это плохой врач, а точнее – не врач. Если учитель не может потребовать от учеников младшего класса выполнить домашнее задание, а ждет помощи от директора школы, то это плохой учитель.
Если конфликтолога:
- «мутит» от вскрывающихся интриг и вражды внутри организации,
- «жалко» конфликтующие стороны,
- «противно» от лиц в борьбе за власть,
- «бесит» тупость участников конфликта.
Если конфликтолог:
- обижается на конфликтующие стороны,
- доказывает свою правоту в конфликте,
- стесняется/не решается произнести клиенту сумму гонорара за свою работу,
- переживает за людей из-за их мучений в конфликте,
- возмущается чем-то (девиантное поведение, грубое общение, разрушительная коммуникация и т.д.),
то — это или проявление «детской болезни» начинающего конфликтолога или поведение любителя — не профессиональное отношение к своей деятельности, но вполне «человеческое» («гуманное», «деликатное», интеллигентное и пр.).
Конфликтолог, как хирург в конфликтной ситуации. В рамках договорных отношений, (и только договорных отношений) он «вскрывает» конфликтные процессы, делает их прозрачными и видимыми, что болезненно и неприятно. Но его не должно «тошнить» от внутренностей этого вида социальной организации, как не тошнит врача от вида «прямой кишки». Профессионал не может относиться к предмету своей работы «по-человечески», он должен относиться к предмету профессионально. А если его раздражает предмет его профессии, то это — любитель или наивный любопытствующий. У каждого из нас есть чувство брезгливости, смущения, эстетического или этического неприятия. Но нельзя ими руководствоваться в профессиональной деятельности. Нельзя «брезговать» предметом деятельности (конфликтом) или обижаться на его участников.
Профессиональное выгорание и деформация – это показатели того, что человек занимается не своим делом.
PS// Эти тезисы размещены только на сайте МШК. 16.06.2018 г.
Просьба учитывать авторство и делать ссылки.
___________