Яндекс.Метрика

Парадокс гуманитарных наук

Парадокс гуманитарных наук

Любовь Цой
Тезисы  на заседании Зиновьевского клуба — 31 января 2019 г. 
«Парадокс гуманитарных наук» 

Гуманитарные науки строились вокруг парадокса — саморефлексии и самореференции. «Они изучают самого изучающего, именуют именующего, и именно поэтому в их центре находится разрыв самого дискурса, слепое пятно, в который попадает обращенный на себя взгляд». Это то пятно, вокруг которого только и можно строить познание.
«Именно то, что делает возможными гуманитарные науки: способность человека познавать и исследовать себя — ставит под сомнение научность. Взаимообратимость субъекта и объекта придает шаткость всему проекту гуманитарных наук, подрывает их объективно-научные основания»
Язык как средство и процесс познания напрямую связан с мышлением. 
Процесс познания гуманитарных наук напрямую связан с мышлением и языком. Язык- отражение мышления, он укоренен в культуре. Мысль такая, что язык гуманитарных наук должен быть доступен пониманию народа, которому служит наука. Народность имеет некоторую силу, поэтому СЛОВО в том числе и формы выражения в искусстве (музыка, живопись, ваяние, архитектура — для всех общепонятный язык звуков и форм – народны) оказывает сильнейшее воздействие на людей. При переводе текста красота их всегда теряется. 
Идеология и гуманитарные науки.
В СССР гуманитарные науки были построены на коммунистической идеологии. После распада СССР, г.н. стали лишены идеологических оснований и до сих пор находятся в кризисе. 
Гуманитарная знания в странах Запада и США носят сугубо инструментальный характер. Видимо, поэтому западные исследователи разрабатывают все социальные концепции как универсальные. 
Возможно, что этот факт позволяет понять действия США на международной арене, так как они технологично повторяются одинаково, например, при экспорте революций для свержения власти во всех странах. 
Социальные объекты как объединения людей и люди как члены таких объединений. 
Методология социального познания Зиновьева А.А. опирается на вполне определённые онтологические предпосылки, касающиеся природы объектов, с которыми имеет дело социальное познание. Зиновьев называет их социальными объектами, как объединения людей и люди как члены таких объединений. Содержание социальных объектов во многом зависит от процесса и результата публичной коммуникации между всеми субъектами взаимодействия и многочисленными наблюдателями. Зиновьев А.А. писал, что о социальных объектах думают почти все нормальные здоровые люди. Причем даже самая примитивная мысль человека о каком-то социальном объекте есть либо его собственно открытие, либо заимствованная у других людей, сделавших это открытие, то есть любой человек — в какой-то мере исследователь социальных объектов. Говоря о социальных исследованиях, он имел в виду всю сферу думания о социальных объектах, а не только профессиональные исследования.
Но что-то знать о социальных объектах и научно понимать их – не одно и то же. «Научный подход к социальным объектам, писал Зиновьев А.А., составляет лишь ничтожную долю в колоссальной продукции сферы профессиональных социальных исследований». Социальные объекты, как – объекты эмпирические, возникают, исчезают, претерпевают трансформацию. Процессы трансформации общества и человека — и есть основной предмет гуманитарных наук.

Социально-гуманитарные науки «теряют берега»

Проблема социального знания и кризис гуманитарной науки

_____________

Русская философия — новый взгляд на конфликтологию в России