Две эмпирические тенденции, три гипотезы.
1. Если в обществе по каким-то внешним или внутренним причинам (война, революция, религиозные и национально-этнические конфликты, природные катаклизмы) возникает сильная нехватка мужчин, то в обществе из мальчиков вырастают «новый» вид мужчин (дети одиноких матерей). Они вырастают не только требовательными, доминантными, но одновременно инфантильными «нарциссами». Сын, на которого его мать буквально молилась, пылинки с него сдувала, потому что он был единственным «мужчиной» в семье, вырастая, твердо убежден в своих особых «мужчинских» правах. Но в отличие от традиционного «мужчины в доме», юноша не собирается работать, заводить троих детей (для воспроизводства своего рода), кормить семью и пр. Это отражается на отношениях в следующих поколениях, так как изменятся отношения «взрослый — ребенок»; «мужчина — женщина» , изменится вся социальная ткань отношений, которая станет другой, непривычной.
2. Если в семье один ребенок, который растет без родных братьев и сестер, то этот ребенок обречен на дефицит горизонтальных связей с самыми близкими родственниками по крови, выстраивая — «равный с равным». Ребенок нуждается в эмоциональных связях не только с родителями, но и с ровесниками, и прежде всего с братьями и сестрами. От родителей он получает заботу и приказы, общаясь с братьями, он учимся заботиться о них, учимся договариваться. Не слушаться, не подчиняться, не конфликтовать (или бунтовать, или хитрить), а именно выстраивать взаимоприемлемые горизонтальные отношения c равными себе.
Отношения детей с родителями — это вертикальные отношения в семье, социально и эмоционально воспроизводящие отношения авторитета и власти в патриархальном государстве, в котором , чтобы выжить необходимость подчиниться, или уметь жестко распорядиться, настоять на выполнении приказа. Такие отношения в семье создают людей с преимущественно вертикальным мироощущением. Выросший в семье в вертикальными отношениями, ребенок отлично сможет подчиняться и приказывать, но ему трудно будет во взрослом состоянии общаться с равными, притираться, балансировать, сопереживать.
Отношения братьев и сестер — это горизонтальные отношения взаимовлияния, взаимодействия, содействия, сотрудничества и кооперации, востребованные в гражданском обществе.
3. Если в обществе доминируют семьи, в которых растет один ребенок, то в обществе растет количество престарелых (пенсионеров) и сокращается количество работников-производителей материальных благ.
В этой ситуации, престарелое поколение, ограничивает ресурсы для развития детей и молодежи, что становится причиной межпоколенческих конфликтов по распределению ресурсов в семьях и в обществе. Миграция, свободное перемещение по миру в поисках работы и заработка, с одной стороны решает проблему, с другой — создает новые проблемы и усугубляет конфликт.
PS// В ХХI веке, на всей планете почти одновременно происходит антропологический перелом, за которым следует созревание двух антропологических конфликтов, от исхода которых зависит изменение матрицы межличностных отношений между полами, матрицы культуры семейных отношений, матрицы социальной ткани общества.
Матрицы — это образное выражение культуры, как довольно жесткого набора норм и правил, а также набор поощрений за их выполнение и наказаний за нарушение. Матрицы еще не сделаны, они только положены как прогноз исходя из некоторых тенденций. Разработкой таких матриц должны заняться культурологи, антропологи, социологи, психологи, историки. Есть несколько социологических факторов на глобальном уровне, которые оказывают влияние на горизонтальные и вертикальные конфликты. Основные: миграция (перемена труда и места жительства), развитие информационных технологий ( невозможность скрыть ничего из личной жизни, все меньше тайн, доступность любой информации любому лицу), демографическая неравномерность распределения ( перенаселенность и старение).