Яндекс.Метрика

Базовые характеристики исторической типологии городов

Базовые характеристики исторической типологии городов

Базовые характеристики исторической типологии городов

Архаический город

 (базовая социальная единица – род; основной тип культуры – родовая; задачи – защита и завоевания).

– Идеологические основы понимания города: город – место родового владения, отмеченное божественным присутствием и покровительством.

– Символическая идея города: город есть космос.

– «Путь» города: от обособления, замкнутости, автономности и самодостаточности к расширению зон влияния (набеги, захватнические войны, активизация обмена) и к росту начал множественности за счет появления и развития начал религии, философии, истории, математики и других наук; или от города как военно-стратегического центра к городу – политическому центру.

– Противоречия и конфликты: между необходимостью защиты и обособления и потребностью расширения и распространения, а в итоге – между городами-соперниками за зоны влияния и пути обмена.

– Пути разрешения конфликтов: совершенствование технологий распространения своего влияния (военного, экономического, идеологического); развитие основ общежития множества культурных и социальных форм, отличных от родовых, в том числе в виде антигорода (пираты, кочевники, военные лагеря).

– Критическим противоречием оказалось несоответствие ориентации на приоритетные родовые ценности и множественности новых отношений и ценностей, уже не вписывающихся и не удерживаемых традициями передачи понимания города и закрепляемых в виде мифов и ритуальных форм приобщения к ним.

– Особенностью представления истории города является мифологизация момента его возникновения, отраженная в ритуалах.

– Формы описания города: текстовые и параметрические.

Сословный город

 (базовые социальные единицы – общины и корпорации, объединенные в сословия; основной тип культуры – сословный; задача – реализация идеи соорганизованности разнообразных сообществ).

– Идеологические основания понимания города: трактовка «мирского града» как отражения «града небесного», а иерархии земной как воплощения иерархии небесной.

– Символическая идея города: место обретения социальной свободы.

– «Путь» города: от зависимого придатка феодального замка с натуральными формами обмена к образованию, развившему системы торгового и промышленного капитала, усовершенствовавшего формы хозяйствования и финансовые отношения – к городу-государству.

– Противоречия и конфликты: между феодальным укладом с личной зависимостью от феодала и необходимостью расширения личных свобод горожан (в том числе и за приоритетное влияние их цеха в городе) и города в целом, заинтересованного в увеличении возможностей обменного процесса.

– Пути разрешения конфликтов: согласование и объединение разных интересов на базе общения и закрепления финансовых форм самостоятельности, в результате чего формируются правовые основы и политика городов, образуются союзы городов, происходит превращение городов в экономические центры. На это также ориентирован способ воспроизводства форм городской жизни и подготовки городских деятелей и рядовых горожан. Он осуществлялся как путем накопления и передачи опыта, так и путем введения в рамки правового регулирования отношений и процессов, закрепляемых договором. Ориентиром приобщения становится образец. Складываются собственные формы образования и подготовки (цеховые школы, университеты).

– Критическим противоречием оказалось столкновение интересов города, стремящегося к самостоятельности и сословным свободам, с усиливающейся централизацией государственной власти, на определенном этапе поддержанной городом в его борьбе с феодалами.

– Особенности представления истории города: история города – это история сообществ, их взаимоотношений и смены; подход к пониманию – ремесленный.

– Формы описания города: текстовые, видовые (панорамы, виды, фрагменты города, карты, планы).

Индустриальный город, или мегаполис

(базовые социальные единицы – профессиональные сообщества; основной тип культуры – профессиональный; задача – организация производства)

– Идеологические основания понимания города: город – объект инженерной и научной деятельности.

– Символическая идея города: город – машина функционирования.

– «Путь» города – путь поиска ограничений зависимости города от власти государства и производства.

– Противоречия и конфликты: противостояния город – государство, город – производство; профессиональная и социальная расчлененность.

– Пути разрешения конфликтов: поиск согласованности позиций, интересов, действий за счет кооперации, разработка научно обоснованных планов и проектов развития с ориентацией на расчлененность рассмотрения в профессиональных плоскостях. На это нацелен также способ воспроизводства форм городской жизни и подготовки городских деятелей и рядовых горожан. Он основан на теории и нормативной базе, регламентирующих оптимальность среды для функционирования; осуществляется путем передачи знаний и закрепляется в форме плана, в том числе генплана города.

– Критическим противоречием является несоответствие форм управления городом достигнутым пределам профессиональной расчлененности и масштабам взаимосвязей и взаимозависимостей. Кооперация, вследствие совершенствования технологий производства перешагнувшая границы города и его региона, позволяет объединить в рамках одного производства разные территории как в городе, так и вне его.

– Особенности представления истории города: история города – это история смены власти и технических достижений, а также история реализации обеих этих составляющих в грандиозных градостроительных проектах; ведущие подходы к пониманию – инженерный и научный.

– Формы описания города: графический и расчетный материал, основанный на нормативах.

Региональный город, или технополис

(базовые социальные единицы – транснациональные объединения; основной тип культуры – функционально-технологический; задача – фокусирование взаимодействий региональных программ в глобальном пространстве)

– Идеологические основания понимания города: идея формирования единого политического и экономического мирового пространства.

– Символическая идея города: «мировой город», в котором соорганизуются «региональные города».

– «Путь» города: от локального центра, фокусирующего определенные программы образования и разворачивания своих интенций, через усовершенствование технологий коммуникации к распространению в глобальном и мировом пространстве.

– Противоречия и конфликты: несоответствие форм организации и управления городом как участником процесса регионализации и глобализации.

– Пути разрешения конфликтов: поиск организационных и интеллектуальных ресурсов в процессе разработки и реализации стратегических программ образования и разворачивания локуса; при этом основными видами интеллектуальной деятельности являются организационно-деятельностный и проектно-аналитический, которые ориентируются на синтезирующее рассмотрение, предъявление и понимание. На это нацелен и способ воспроизводства форм городской жизни, основанный на включении активной части горожан в проектно-аналитические формы работы, закрепленные в виде программ, в том числе в виде локальных образовательных программ.

– Критическим противоречием может стать ограниченность форм представления города и его истории, которая на самом деле должна пониматься как история интеллектуальных структур (проектов, программ развития и разрешения конфликтов); ведущий подход – организующий (синтезирующий).

– Формы описания города: схемы организации, программы, проекции на определенные плоскости рассмотрения.

Соответственно четырем типам городов выделены и четыре базовые формы организации деятельности по их проектированию и развитию – традиционалистика, урбанистика, градостроительство и регионалистика (возможно помыслить и становление новых форм – см. схему 5).

Схема 5. Становление способов работы с городом
Схема 5. Становление способов работы с городом

В рамках традиционалистики решается вопрос о месте города, его специфике, а также бытовании и способах передачи традиций и ритуалов, то есть о коммунальных основах и способах отделения «своих» от «чужих». История в традиционалистике всегда национально окрашена и сильно мифологизирована.

В рамках урбанистики решается вопрос о соорганизации интересов отдельных граждан и их сообществ в правовом пространстве города. Идея самоуправления является ведущей, и история – это, прежде всего, история сложения институтов самоуправления горожан.

В рамках градостроительства решается вопрос о единой, чаще всего государственной, политике, о способах реализации власти на территории. История градостроительства – это, прежде всего, история способов государственной регламентации и реализации идей власти в проектах новых городов и гражданских ансамблей.

В рамках регионалистики города теряют самостоятельное значение и рассматриваются как ресурс для осуществления региональных программ. Происходит появление фокусов развития, за счет которых активная часть населения включается в организованности более высокого порядка – в мировой город, или город-мир. История в рамках регионалистики – это история интеллектуальных программ.

По сути дела, утверждается, что город не особый материальный объект, а место в соорганизации нескольких укладов, и проявленность этого определяется в рамках актуализации форм организации деятельности (традиционалистической или, например, градостроительной), в которых осуществляется его управление.

Использование типологии предусматривает установление четырех основных принципов ее объективации. Иначе говоря, типологии можно не только придавать статус существования внутри самой понятийной действительности, внутри самой типологии, но и утверждать, что эти формы организации существуют в реальности. На практике они представляют собой городские и хозяйственные уклады, то есть такие формы организации, которые реализованы на определенном природном, деятельностном, знаковом, машинном и прочих материалах.

Первый принцип заключается в том, что формы организации меняются. Одни из них сменяют другие, но можно выделить и отдельную линию, когда определенные формы не просто сменяют и вытесняют, а реорганизуют другие формы и уклады, а также связи между ними. Возникает некий новый «пионерский» уклад, который постепенно реорганизует остальные.

Второй принцип – процесс смены ведущего уклада хозяйства и вытеснение одним укладом других, но не тотально, то есть новый уклад не захватывает все хозяйственное поле деятельности человечества. Следовательно, уклады не просто сменяют друг друга, но сосуществуют друг с другом в границах одного регионального и даже мирового хозяйства. Это принцип сосуществования.

Третий принцип состоит в том, что между укладами возможно выстраивание отношений ассимиляции, когда одна из форм организации ассимилирует другие и включает их внутрь себя на правах элементов, например функциональных хозяйственных систем. Здесь можно пользоваться чисто графической метафорой выше – ниже: вышележащие уклад и форма организации ассимилируют и перестраивают нижележащие. Хотя не нужно трактовать эту метафору ценностным образом.

И четвертый принцип – когда между этими укладами и формами организации возникают отношения аккомодации, приспособления, что будет читаться в обратную сторону, а именно: что нижележащие формы организации и уклады будут диктовать вышележащим определенные требования.

Содержание

Введение

 Основные подходы к представлению города

Историческая типология городов

Базовые характеристики исторической типологии городов

Город и коммуникации

Метаполис, или Куда движется технологическое общество

Коммуникативная экология города

Мир персонального дома

Правовое обеспечение развития городов: сложности и проблемы

Тезисы к представлению о формах понимания города

_______________

Город как пространство развития

Конфликтология и конфликты