Яндекс.Метрика

Безопасность: подготовка детей и подростков к ситуациям, содержащим угрозу жизни и здоровью

Безопасность: подготовка детей и подростков к ситуациям, содержащим угрозу жизни и здоровью

XIV международная научно-практическая конференция 30 ноября 2012 г
XIV международная научно-практическая конференция 30 ноября 2012 г

Цой Л.Н. – канд. соц. наук., конфликтолог;

Забиров  Д.Д., Смеркович Л.Е.   Шилов П. Л. – разработчики игр;

 Данилова В.Л. – канд. псхолог. наук.

 Аннотация.

Статья написана коллективом авторов,[1] которые на протяжении многих лет занимаются  разработкой и проведением  игр  в образовании. Ставится относительно новая проблема – разработка и проектирование игр по безопасности, осмысляется   связь игр  с различными типами ситуаций по степени риска и  опасности, формулируются компетенции,  необходимые  гражданскому населению  для адекватного действия в кризисных ситуациях, обосновывается  преимущество игры как формы и метода формирования компетенций для непрофессионалов,  дается краткое изложение Проекта программы игр «Проактивные методы профилактики детских правонарушений».

Постановка проблемы.

В современном мире сложились профессии, в которых хорошо разработаны понятия, средства и способы работы с ситуациями: охрана порядка, ликвидация последствий ЧС и т. п. У профессионала на этот счет есть понятие «обстановка» и процедура «оценка обстановки» и пр. Эти знания также обеспечены надежными и проверенными средствами трансляции новичкам в профессии (например, учения).  По сути дела запреты и инструкции есть знание о некоторых внешних, по отношению к действующему человеку обстоятельствах, но воспринимаются они непрофессионалом (а в особенности, детьми) как чистое нормирование действия, ограничение свободы.

Однако только специалисты и профессионалы не в состоянии охватить большое количество людей  для  их   подготовки к экстремальным и кризисным ситуациям. С одной стороны, очевидно, что умение вести себя в ситуациях такого типа разумно и собранно должно стать массовым, стать чем-то вроде общей грамотности. С другой стороны, эффективные методы подготовки к действию в экстремальных ситуациях (в частности, учения) ориентированы на сотрудников МВД, МЧС и других служб, сделавших преодоление таких ситуаций своей профессией. По этой причине они вряд ли могут быть  перенесены в массовую подготовку гражданского населения. При этом профессиональные знания и нормы транслируются непрофессионалам в виде запретов и инструкций. Таким образом, для осознанного выполнения запретов и следования инструкциям непрофессионал должен увидеть за предписываемые ему нормами объективные обстоятельства, которые необходимо учесть в своем действии. Следовательно, речь идет о формировании у непрофессионала некоторого владения средствами ситуационного анализа, по меньшей мере, способности отделить обстоятельства действия от самого действия.

В связи с этим остро стоит задача разработки системы массовой подготовки населения к адекватным действиям в ситуациях, несущих угрозу безопасности в разных ситуациях.

На наш взгляд, средством трансляции элементов ситуационного анализа непрофессионалам должна стать особым образом устроенная игра. Игра сама по себе, любая, уже требует от игрока владения анализом ситуации. А если реальные угрозы безопасности человека удается сделать игровыми реалиями, то эффективность такой игры многократно возрастает. Прожитое в игре можно обсудить с ее участниками и перенести игровой опыт в «пожизненный» путем разбора случившихся в игре ситуаций на рефлексии после игры. Эта часть образовательной игры является особенно важной, без рефлексивного обсуждения игровые впечатления остаются для участников внутри игры и вспоминаются только на эмоциональном уровне. Подробный разбор действий игроков, последствий принятых ими решений, выделение эффективных и не эффективных ходов, предпринятых в игре, позволяет связать игровые события с нормами деятельности, в данном случае — с нормами безопасного поведения.

Конечно, такая игра должна разрабатываться во взаимодействии с профессионалом и получить профессиональную экспертную оценку. Необходимо также  ответить на вопрос, какие компетенции входят в «кризисную грамотность», какие знания и опыт могут обеспечить эти компетенции, в каких формах человек захочет и сумеет их приобрести.  Ситуации, в которых оказывается человек, различны по степени риска, опасностей и психологической напряженности. Сравним разные ситуации и попытаемся выявить различие  в их характеристиках, а также степень их близости.

 Типы ситуаций по степени риска и опасности.[2]

Близкими по опасности, однако, различными  по степени риска  — это экстремальные, кризисные и чрезвычайные  ситуации. Практически каждый человек испытывал на себе последствия экстремальной ситуации, характеризующейся дефицитом времени, внезапностью (неожиданностью) и вынуждает человека действовать быстро в большей степени на основе интуиции и  стереотипных реакций. Причинами экстремальных ситуаций могут быть люди, животные, вещи, окружающая среда и т.д. Форма реакции у людей разная, однако, редко человек нее испытывает глубокого эмоционального потрясения и психологического напряжения. В имеющейся литературе можно ознакомиться с правилами поведения в экстремальных ситуациях. [3] Технологично выделена окружающая среда как основополагающий элемент при выборе тех или иных рекомендаций и правил в поведения. Это природная среда и социальная, созданная руками человека. Иногда их сложно различить, например авиакатастрофа в воздухе. Воздушное пространство – это природная среда, а самолет сделан руками человека  и относится к социальной среде, которую человек создал сам. Перечислим некоторые ситуации, обусловленные как природной, так и социальной средой:

  • воздушное пространство – авиакатастрофы, захват самолета;
  • дорожно-транспортная магистраль – автомобильные аварии;
  • водное пространство – утопающий, кораблекрушение;
  • лесной массив – пожары, нападение животных, потеря ориентиров;
  • подземное пространство – аварии в метро, опасности в шахтах;
  • пустыня – песчаные бури;
  • дом или квартира – потеря ключей, квартирная кража, пожар;
  • горный массив – лавины.

В этом перечне не детализируются непосредственные действия человека, способствующие повышению риска. Регулирующие поведение людей механизмы представлены в нормативно-правовых актах, инструкциях, положениях. Однако их выполнение зависит от того, насколько сам человек осознает меру ответственности за свою жизнь и здоровье.

Экстремальные ситуации  создаются при пожаре, взрыве, террористических акциях, ограблении, в азартных играх, покушении на жизнь, кораблекрушениях, в толпе, при экзаменах и т.п. Экстремальные ситуации всегда локальны и недолговременны. Кроме того, у каждого человека своя планка опасности, и то, что для одного может быть экстремальным, для другого таковым может не являться. Но при длительных и устойчивых характеристиках, в случае, когда экстремальные ситуации способствуют объединению больших социальных групп, потерявших надежду на помощь из вне или со стороны власти, ситуация может перейти в кризисную. В условиях постоянной экстремальной ситуации индивидуальные различия стирались, переставали быть сколько-нибудь значимыми, на первый план выходили простейшие инстинкты.

Кризисная ситуация в широком смысле слова – это ситуация социального характера, создаваемая людьми (их волей и желанием), она носит системный характер, а значит не только угрожает суверенитету и основном конституционного строя государства, но также создает угрозу жизни и безопасности его граждан, нормативной деятельности государственных и общественных институтов. Кризисная ситуация  длительная по времени и пронизывает всю социальную систему, обостряя борьбу за власть. Она не одинаково  отражается на жизненном уровне различных социальных групп, что закономерно порождает социальные конфликты. Кризисная ситуация может происходить на фоне природных катаклизмов, и тогда можно ожидать, что она перейдет в чрезвычайную ситуацию. Сама же  кризисная ситуация диктует необходимость принятия   государством экстренных и чрезвычайных организационно-правовых мер ее устранения. В экстремальных и кризисных ситуациях   «никто не командует»,  приходится сорганизовываться   и  самому спасаться.

В особых условиях, которые создают повышенную степень опасности для жизни и здоровья людей, а также для сохранности материальных и культурных ценностей, государственные структуры (например, органы внутренних дел) привлекаются  к ограничению действий конфликтующих сторон. Этот особый правовой режим деятельности органов государственной власти называется  чрезвычайным положением, а значит – военным.[4]

Чрезвычайная  ситуация —  «это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,  стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой            человеческие  жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей». [5]   Чрезвычайные ситуации связаны с природными стихиями, такими как землетрясение, цунами, лесные пожары, наводнение, смерч, ураган, шторм.  Резкое отклонение от нормы протекающих процессов или явлений и оказывающих значительное отрицательное влияние на жизнедеятельность человека, функционирование – обозначают как  чрезвычайный фактор. [6]

Наиболее жестокие и крайние формы насилия проявляются в экстремальных и кризисных ситуациях: террористические акты, война, революция, вооруженный бунт, самоубийство.   Вполне естественно, что государство  локализует   в конституционном порядке   попытки насильственного изменения конституционного строя,  а  при массовых беспорядках, сопровождающихся  физическим насилием, межнациональными и этническими конфликтами, может быть  введен режим, ограничивающий права и свободу граждан. Между экстремальной и чрезвычайной ситуацией существует отличие. Как правило, экстремальная ситуация имеет отношение к человеку или группе людей, которая требует для выживания мобилизации значительного количества индивидуальных ресурсов. Перечисленные выше ситуации  различаются по степени риска, эмоционально-психологического переживания, доминирования в них разных моментов и  социальных последствий. Например, в экстремальных ситуациях доминируют эмоционально-психологические и экспрессивные моменты, в кризисных – политические, экономические и организационные моменты, а в чрезвычайных – технические и технико-технологические. Ситуации различны еще и тем, что каждой их низ присущи  разные формы конфликтов.

Конфликтная ситуация —  это ситуация, в которой доминирует борьба за власть, ценности, средства, интересы и потребности, с целью  устранить или  ограничить дееспособность  противника. Она может быть длительной по времени и проявляться  в разных формах и на разных уровнях.

Формы проявления конфликтной ситуации:

—  на микроуровне: недовольство, разногласие, противоречие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, драка, вражда;
—  на мезоуровне: нарушение договора, протесты, забастовки, поглощение, рейдерство, вражда;

— на макроуровне: нота протеста, эмбарго, информационная война, вторжение на чужую территорию, коалиции, гонка  вооружения, вражда, война.

В конфликтах начинают доминировать физическое насилие, а масштабность кризисной ситуации вынуждает управленцев разрабатывать такой  социальный механизм управления, который способствовал бы решению самых существенных и жизненно важных для общества проблем

И если профессиональные компетенции специалистов   МВД,[7] ГО и ЧС [8]   и других органов, стоящих на  защите и обеспечения безопасности  описаны в  моделях,[9]  регламентированы и обязательны для профессиональной деятельности,   то формирование компетенций в области безопасности  для непрофессионала, могущего  попасть в беду, оказаться в ситуации риска и опасности,   требует особых подходов, методов, а также разработок в области  образовательных технологий.

Компетенции, необходимые непрофессионалам (гражданскому населению) для адекватного действия в кризисных ситуациях.

Человек становится правонарушителем или жертвой правонарушения вследствие отсутствия опыта:

1. Действий в быстро меняющихся опасных ситуациях. Например, человек в большинстве случаев просто не представляет, чего можно ожидать от тех или иных событий.

2. Принятия ответственных решений. Человек осознает свою ответственность в лучшем случае перед близкими людьми.

3. Действий по защите собственных интересов. Большинство людей полагают,  что  практически любой возникающий конфликт – это посягательство на него лично  и он действует в соответствии с таким пониманием, применяя две биологические реакции – защиту или нападение).

Апатия,   угнетенное состояние, агрессия,  депрессия, паника, дистресс, ужас, конфликты – вот те состояния и переживания, которые испытывает  человек, оказавшийся в опасности. Эти состояния тотально поглощают человека, его мышление, чувства, эмоции, волю и парализуют его действия. Чему должен научиться каждый человек, какие компетенции сформировать на случай опасности?   Ему необходима  способность опознать ситуацию,

умение увидеть/почувствовать опасность (т.е. некоторая экстраполяция возникшей ситуации в будущее),  научиться анализировать  ситуацию и определять самому общую стратегию действия (убегать или прятаться, рассчитывать только на себя или обратиться за помощью, начать организовывать других или подчиниться чужим распоряжениям),  знать правила безопасности. В этих ситуациях ярко проявляются проблемы общества, требующие вмешательства со стороны государства и управленческих структур на разных уровнях  управления. Именно поэтому, требуется разработка не только социальных технологий управления, но и  образовательных технологий, соответствующих уровню  и сложности  проблем и учебных задач в разных рисковых ситуациях.

Необходимо подчеркнуть, что речь идет не об отсутствии неких специальных знаний, умений и навыков, а об отсутствии опыта, без которого специальные знания, умения, навыки просто не востребованы человеком.  Это положение дел приводит к тому, что дети и подростки зачастую становятся жертвами правонарушений или оказываются втянутыми в криминальную молодежную среду, не зная, как они могут оказать противодействие в сложной ситуации (вымогательства, давления, угроз и т.д.). Необходима разработка и внедрение особых форм педагогической работы, позволяющих помочь подростку или ребенку осознать необходимость защиты своих интересов и освоить навыки безопасного поведения. Подобные задачи позволяют решать проактивные методы, основанные на игровом подходе.

В отличие от методов традиционной профилактической работы, проактивные игры дают обучающемуся  возможность в интересной для него форме, без принуждения со стороны взрослых освоить за небольшой промежуток времени значительный объем практической информации, содержащейся в игре. Сложность практического обучения любым правилам безопасности заключается в том, что подобные нормы представляют собой не цель или смысл деятельности, а лишь условия, обстоятельства, в которых приходится действовать современному человеку.

Человек с детского возраста  должен научиться   компетентно и грамотно взаимодействовать с другими   и научиться  совместно спасаться.  Нужно научить ребенка  мыслить и  поступать в целях безопасности, как   во внутреннем плане и во внешнем. Специалисты, мастера по разработке игр в образовании   уверены, что детей надо готовить  к экстремальным ситуациям, используя их природную склонность к разным играм.   Разработчики игр  предлагают проект программы для   школьников.

Проект программы  игр «Проактивные методы профилактики детских правонарушений»[10]

Суть проекта состоит в разработке серии проактивных игр, позволяющих смоделировать ситуации, опасные для ребенка или подростка в городской среде, наиболее характерные по данным сотрудников ИДН. В режиме игры ребенок не подвергается настоящим рискам, но может простроить собственное действие, успешность или не успешность которого фиксируется по итогам игры. Разбор разыгранных ситуаций закрепляет у ребенка понимание, как именно необходимо действовать в подобной ситуации, а навык, полученный в игре, может быть применен в реальной жизни.

Жанр планируемых игр – интерактивный квест, где несколько школьников или групп школьников управляют героем на поле, представляющем собой современный город. Поле планируется делать вариативным, чтобы оно менялось каждый раз от игры к игре и поддерживало интерес ребенка при повторении игры. В зависимости от конфигурации поля и выбора детьми маршрута движения по полю, меняется набор опасных ситуаций, с которыми сталкиваются герои игры. Этот набор планируется делать максимально широким, основанным на реальных проблемах детей и подростков в городской среде.   Игровые ситуации предполагают наличие нескольких выходов, каждый из которых приводит к тем или иным последствиям, кроме того, планируется разработать ряд похожих ситуаций, выходы из которых совершенно различны или последствия не такие, как в аналогичных. Это делается для того, чтобы ребенок четко осознавал, что универсальных рецептов в сложной опасной ситуации нет, можно только освоить ряд принципов и понимать откровенно проигрышные решения. В игру предполагается включить некоторое количество карточек (игровых ресурсов), позволяющих проходить самые сложные ситуации с помощью взрослых – это могут быть, например, милиционер, прохожий, родитель, к помощи которых игроки могут прибегнуть ограниченное число раз за игру. Различение игровых ситуаций по сложности и опасности позволит при обсуждении с детьми итогов игры указать более выигрышный способ действия и степень риска в тех или иных ситуациях.

Игра разработана с учетом того, что проводить ее будут классные руководители, вожатые оздоровительных лагерей и педагоги дополнительного образования. Поэтому планируется создание подробной методики, не требующей длительной подготовки. Методика должна быть согласована с органами внутренних дел и одобрена ими, кроме того, необходимо обеспечение проекта поддержкой государственными учреждениями образования.

Цель проекта — формирование принципов безопасного поведения у детей и подростков г. Казани.

Задачи проекта: профилактика детских и молодежных правонарушений путем внедрения в педагогическую практику игровых проактивных методик, улучшение имиджа сотрудников МВД в молодежной среде, разработка и передача профилактической методики для педагогов и родителей.

1. Вызвать интерес ребенка к анализу и разбору опасных для него ситуаций.

2. Создать потребность в знаниях о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, во взаимодействии с незнакомыми людьми.

3. Посредством разбора создать возможность перевода полученного игрового опыта в жизненный.

Время игры —  40 минут.

Количество участников —  10-30 человек.

Количество специалистов, проводящих игру —  один специалист, прошедший обучение.   Создаваемая ситуация предполагает разные варианты поведения и  по результатам игры  осуществляется рефлексия своих действий и опты участия.

Предполагаемые результаты игры.

1. В результате неоднократного прохождения игры и ее разбора ребенок закрепит полученные знания и приобретет необходимый опыт для адекватного социального поведения.

2. Ребенок научится ориентироваться в сложных возникших ситуациях и получит повод обсудить эти ситуации в семье без риска быть наказанным.

3. Ребенок узнает, как он может: избежать опасной ситуации, как он должен действовать, если неприятность уже произошла и к кому он имеет возможность обратиться.

Таким образом, выполняя основные функции образования – обучение и воспитание, формируя новые поведенческие реакции,  с использованием новых игровых и интерактивных методов, мы можем гарантировать подготовку качественных специалистов в области безопасности и обеспечить массовую “ликвидацию безграмотности” по безопасному поведению.

[1] Московская  школа конфликтологии,  Казанский игропрактический центр — АНО «КИЦ», Фонд «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого» —  объединенных Всероссийской  ассоциацией по играм в образовании (Russian Association for Games in Education, RAGE.  

[2] Цой Л.Н.  К проблеме выживания человека в экстремальных ситуациях.//Сборник научных статей 5-й конференции МВД России «Экстремальные ситуации, конфликты, согласие». Захват, похищение, исчезновение – преступления террористического характера.-  М.: Академия управления МВД России, 2002. С.41-51.

[3] Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994. — 252 с.; Соловьев Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях. – М., 1996

[4] Райгородский Д.Я. Психология личности: Хрестоматия. – Самара, 1999. С. 7-8.

[5] Федеральный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного  и  техногенного характера. ( Гл.1). Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 г.

[6] Мошкин В.Н. Подготовка подростков к выживанию (в экстремальных ситуациях криминального характера). Барнаул: АГИК, 1993.

[7] Об утверждении инструкции о порядке присвоения  (подтверждения квалификационных званий сотрудникам   органов внутренних дел Российской Федерации.  Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 января 2012 г. N 1 г. Москва. Опубликовано6 апреля 2012 г. в «РГ» — Федеральный выпуск №5749. Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 февраля 2012 г.  Регистрационный N 23353.

[8] Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868);  О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасательных формирований. (Правительство Российской Федерации. Постановление  от 22 декабря 2011 г. N 1091).

[9] Ланге О. А. Автореферат диссертации на соискание учено степени кандидата педагогических наук  «Формирование у обучающихся в вузах ГПС МЧС  России профессиональных компетенций    при изучении пожарной и аварийно-спасательной техники».  Специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования. Санкт-Петербург – 2012. С. 14.

[10] Казанский игропрактический центр — АНО «КИЦ».

(Цой Л.Н.,  Забиров  Д.Д., Смеркович Л.Е., Шилов П. Л., Данилова В.Л.  Безопасность: подготовка детей и подростков к ситуациям, содержащим угрозу жизни и здоровью. //Сборник статей XIV международной научно-практической конференции 30 ноября 2012 г. —  Москва, Академия управления МВД России, 2012 г.   С.287-291) 

Эта статья напечатана также в   Научно-методическом  информационном  журнале  «Вестник НЦ БЖД» №3 (17) 2013 г. С. 36-43.

___________

Статьи и фрагменты из книг: конфликтология и конфликты

Конфликтология и конфликты