Яндекс.Метрика

Будущее образования: сверхизбыточность и информационные войны

В  будущем  образования, которое «нарисовал»  П.Лукша, ясно выделяется  функция, которую никто, кроме преподавателя не выполнит. В сверхизбыточном потоке информации вполне естественно  обострятся  информационные  войны  за захват    образовательного рынка на глобальном и локальном уровнях. Понадобятся фильтры для отбора содержательной информации и технологии навигации для  содержательно-рефлексивного контроля по  освоению знаний и формированию компетенций.  И эта функция требует глубоких знаний предмета и деятельности, что доступно только   преподавателю — теоретику, имеющему практику в деятельности. По логике, в образовании потребуется преподаватель-навигатор:  теоретик  и практик  в одном лице.   (Цой Л.Н.)

Паспорт компетенций заменит диплом вуза

Павел Лукша
Павел Лукша

Нейроинтерфейсы вместо педагогов, виртуальные дистанционные «университеты для миллиарда», поток венчурных инвестиций в образование, «биржи талантов» – все это уже не научная фантастика, а, по мнению футуродизайнеров, ближайшее будущее средней и высшей школы. Доклад Павла Лукши «Будущее образования: глобальная повестка»

Образование изменят технологии, конкуренция и заказчики

Высокотехнологичная среда, в которой человек развивается в течение всей жизни, – таким видит современное образование профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша. В докладе, представленном на семинаре в Институте образования НИУ ВШЭ, эксперт прогнозирует революционную трансформацию системы уже в ближайшие годы. Опора такого прогноза – результаты исследовательского проекта Форсайт «Образование 2030», начатого Агентством стратегических инициатив в 2010 году.

Через 3-5 лет, по словам эксперта, в мире произойдет бум массовых открытых онлайн-курсов – дистанционного образования для всех желающих. «Паспорта компетенций» начнут понемногу теснить обычные дипломы. Получат развитие «биржи талантов» – инструмент инвестиций в образование. А через 7-10 лет, по прогнозу Павла Лукши, появится множество виртуальных наставников – тьюторов – и «менторских сетей», а процесс обучения можно будет контролировать с помощью нейроинтерфейсов.

Такие коренные перемены в образовании, по мнению футуролога, предопределены бесконечным апгрейдом технологий, давлением глобальной конкуренции, инновациями внутри самой образовательной системы и новыми запросами со стороны основных заказчиков – государства, бизнеса и семей учащихся.

Новая система координат для образования

новая реальностьГлобальные изменения в образовании будут частью радикальных перемен в современной жизни. Павел Лукша назвал «архитекторов» новой реальности:

  • Интернет и цифровые технологии, которые меняют модель создания и трансляции знаний, а также процесс оценки и фиксации достижений.
  • Технологические стартапы в образовании – новый рынок, дополняющий традиционные форматы.
  • Гиперконкуренция и быстрое развитие отраслей, требующие развития надпрофессиональных компетенций.
  • Образование как актив. Предполагается развитие инвестиций в образование, в том числе чужое.
  • Вызов потребительского общества. Рост доли «самостоятельных учеников», которые сами планируют свою образовательную траекторию.
  • Тотальная «оцифровка» мира и искусственный разум

В ближайшем будущем Интернет может стать не только кровеносной системой образования, но и ее мозговым центром. И речь здесь не только об искусственном интеллекте. Павел Лукша рассмотрел, каким образом информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) проникают в разные «поры» образовательной системы.

Прежде всего, речь идет об «оцифровке» реальности, создании «цифровой копии мира». Переход на цифровой формат произойдет в промышленности, управлении, ЖКХ и других областях жизни, отмечает эксперт. К началу нового десятилетия виртуальная реальность «будет окружать нас со всех сторон», делает вывод футуролог.

По мнению Лукши, «миры дополненной реальности» со временем станут естественной средой обитания человека. Произойдет автоматизация рутинных интеллектуальных операций – так, появятся семантические переводчики – «компьютеры, которые понимают смысл», подчеркнул эксперт. По его словам, их прототипов уже немало.

Интернет-революция идет бок о бок с когнитивной революцией. Интеграция информационных технологий с открытиями когнитивной науки ведет к появлению управляемой положительной обратной связи между действиями человека, процессами мозга и действиями наблюдателя. Тем самым становится возможной передача мыслей и образов, например, между людьми и компьютером. В этом случае речь идет об интерфейсе мозг-компьютер, или нейроинтерфейсе. Уже сейчас существуют мониторы, работающие с телом человека, например, они передают на расстоянии двигательные паттерны, добавил эксперт.

Нейронет как универсальная образовательная технология

«Нейрорешения» становятся массовыми и пригодятся для использования на протяжении всей жизни человека, подчеркнул футуролог. Так, например, нейротехнологии имеет смысл применять при лечении старческих рождениедисфункций – например, болезни Альцгеймера, которая нередко приводит к деменции. Павел Лукша назвал главные области применения нейротехнологий в будущем:

  • Решения для инвалидов – протезы и реабилитация.
  • Медицина и спорт: психофармакология – воздействие лекарств на высшую нервную деятельность (ноотропы, к примеру, стимулируют мышление и память) и так называемый Kinect Training – индивидуальный фитнес с компьютерным тренером.
  • Военное дело: управление вооружением и тяжелой техникой.
  • Нейромаркетинг как часть нейроэкономики (объяснение выбора при принятии потребителем того или иного решения).
  • Педагогика: контроль усвоения через нейроинтерфейсы – мониторинг сосредоточенности, активизации мозга. Нейронет-группы – для обучения, общения, распространения новых образовательных продуктов.

Таким образом, нейротехнологии со временем могут стать универсальным рецептом в образовании.

Глобальная конкуренция ведет к образовательному империализму

Помимо ИКТ, существенным фактором образовательных изменений служит глобальная конкуренция. Одно из ее проявлений – развитие системы массовых образовательных онлайн-курсов типа «Coursera» (в этом проекте участвуют ведущие университеты США и Европы и Азии) или «EdX» (совместный проект Гарвардского университета и Массачусетского технологического института).

онлайн курсыФактически подобные системы работают как «кадровый пылесос», прокомментировал Павел Лукша. Открытые онлайн-курсы представляют собой «образовательные машины, прокачивающие одновременно большое количество людей». Они задают наднациональные модели квалификаций и компетенций.

В этих проектах участвует мировая преподавательская элита. «Остальным профессорам надо искать свое место в мире, в котором содержание образования контролируется такими игроками», – предупреждает эксперт.

В обозримой перспективе будет создан виртуальный «университет для миллиарда» (здесь подразумевается численность учащихся). Фактически работа массовых онлайн-проектов приведет к «закреплению ситуации образовательного империализма», отметил Лукша.

«Клондайк талантов» как социальный лифт

Раньше управление своим образованием было роскошью для немногих, подчеркнул исследователь. Сейчас индивидуальные образовательные траектории – в порядке вещей. В их развитии заинтересованы основные стейкхолдеры образования – бизнес, работники, студенты. «Работодатели, взаимодействуя с индивидуальными траекториями, хотят видеть достижения, а еще лучше – умения», – говорит Лукша. Он предсказывает быстрое распространение электронных дипломов с портфолио, а также личных паспортов компетенций.

социальный лифтПоявляются и новые возможности инвестирования в таланты – по словам эксперта, это, в том числе, и «охота за потенциалом». Американский проект «Upstart», например, представляет собой площадку, на которой встречаются инвесторы и талантливая молодежь. Молодой человек запрашивает на свое образование определенную сумму, получает ее, а впоследствии платит своему благодетелю процент с дохода. По сути, это способ повышения личной капитализации и социальный лифт для одаренных людей из небогатых семей. «Это способ прорваться в высшую лигу», – пояснил исследователь.

Не за горами еще одно нововведение, в котором весьма заинтересованы представители бизнеса, ищущие талантливые кадры и «звездные» коллективы. Речь идет о «менторских сетях» – обучении в сообществах, в формате команды. Это можно делать, в частности, в социальных сетях. «Разнообразие и взаимодополняемость талантов всегда будут востребованы», – убежден эксперт.

Вавилонская башня науки будет перестроена

башняНаука в двадцатом веке атомизировалась на отдельные дисциплины – происходил экспоненциальный рост и быстрый распад знания. Павел Лукша отмечает «эффект Вавилонской башни» – узкоспециализированные научные дисциплины перестали «понимать» друг друга. Исследователь прогнозирует попытки «протезирования» науки, воссоединения ее через семантические технологии. Фактически это новый метод «сборки научного фундамента» – на основе работы искусственного интеллекта и человеческого сообщества.

Искусственный разум со временем выступит «структуратором научных коллективов и соавтором работ», прогнозирует Лукша. Это особенно актуально, например, для удаленных лабораторий, которые станут обычной практикой. Кстати, такой вариант научного сотрудничества потребует«пересмотра стандартов фиксации достижений и интеллектуальной собственности».

«Человек играющий» как общественная норма

Павел Лукша прогнозирует в недалеком будущем усиление игрового начала в жизни – так называемую геймификацию. «Игра проникает в социальные поры, происходит геймификация решений в спорте, диете, в рабочей среде», – подчеркнул эксперт.

человек играющийЧерез 15-20 лет игра и командная работа станут доминирующими формами образования и социальной жизни, полагает он. Культура игры стала массовой, например, для поколения кидалтов (от англ. «kid» и «adult» – 30-40-летние люди, не желающие взрослеть) и «iPad-детей».

Признание игры в качестве нормы, образа жизни проявляется и в том, что игры массово включают в образовательные курсы, проекты и экзамены. Появляются даже «тренажеры правильного поведения»: возможной станет, например, «преодоление социальной дезадаптации преступников через виртуальные тренажеры».

Города будущего, по мнению Павла Лукши, тоже будут выглядеть как большой игровой тренажер.

Индустриальное образование проиграет высокотехнологичному

В ближайшие десятилетия средняя и высшая школа радикально изменятся. Причем образовательное поле станет ареной борьбы между революционерами и консерваторами.

революционеры и консерваторыК революционерам исследователь причисляет представителей ИКТ-сферы, крупный бизнес, прогрессивные университеты, пытающиеся «оседлать тренд», молодых внеуниверситетских исследователей, НКО и «сознательных родителей». Противоположный лагерь (это сторонники статус-кво) составляют академическая элита, преподаватели и родители-консерваторы.

В образовательном противостоянии консерваторы, в конце концов, проиграют, убежден Лукша. Индустриальная система образования – с традиционным способом подачи и усвоения знаний – будет нужна лишь как «обеспечение базового уровня». Впрочем, эксперт отводит ей еще как минимум 15-20 лет. В течение этого срока должна появиться «достаточно эффективная замена», считает эксперт.

В целом вектор изменений вполне ясен, полагает Павел Лукша: «Индустриальная система будет стремительно терять исключительность, будет появляться все больше внесистемных провайдеров образования. Так, дети-2020 могут вообще не заходить в “систему” на протяжении всей жизни».

Возврат инвестиций в индустриальное образование будет проблематичен, поскольку традиционное образование станет терять (и уже теряет) качество. «Грядет удорожание традиционных решений в образовании и удешевление инновационных решений», – прогнозирует спикер. Во многом именно от «цены вопроса» зависит сама «скорость прихода нового образования».

Источник

Конфликтология и конфликты