Яндекс.Метрика

Движение

Движение

Итоги наблюдений

  51. Современная уличная сеть в городах представляет собой паутину улиц, развившуюся вокруг основных дорог, начало которым положено в давние времена. В европейских городах создание этих дорог восходит к средним векам, а иногда и к античности

Некоторые города-крепости или центры колонизации уже при зарождении имели четкие и компактные планы. Сначала на чертеж наносились оборонительные укрепления строго геометрических очертаний; к укреплениям подходили основные дороги. Внутри эти города также получали четкую планировку.

 Города другого, более распространенного типа создавались на пересечении двух больших дорог, проходящих через всю страну, или на пересечении нескольких радиальных дорог. Дороги тесно связаны с топографией местности и поэтому часто имели извилистую трассу. Первые дома строились вдоль этих дорог. Так было положено начало созданию главных улиц, к которым по мере разрастания городов примыкали многочисленные улицы и переулки второстепенного значения.

 Направления главных улиц всегда диктовались определенными географическими условиями. Со временем их можно было перестраивать и восстанавливать вновь, но все же они всегда сохраняли историческую трассировку.

 52. Большие улицы были построены в расчете на пешеходов и на конный транспорт. Сегодня они не удовлетворяют требованиям механического транспорта

Древние города окружались стенами в целях защиты. Поэтому они не могли расширяться в связи с ростом населения. Надо было экономно располагать жилище, чтобы разместить максимальное количество населения. Этим и объясняемся тесная сеть улиц и переулков с множеством входных дверей. Подобный подход к застройке привел к созданию системы небольших кварталов с узкими фасадами выходящих на улицы домов и дворами-колодцами.

 Впоследствии, когда стены переносились на новые рубежи, создавались проспекты и бульвары за пределами исторического ядра, в черте которого сохранялась сложившаяся паутина улиц. Эти районы, уже давно не отвечающие требованиям новых времен, продолжают сохраняться.

 

Они по-прежнему представляют собой систему небольших жилых кварталов, являющихся продуктом исторического развития городов. Фасады домов выходят на тесные улицы и во дворы. Улицы имеют частые пересечения. Созданная в далекие времена уличная сеть совершенно не приспособлена к скоростям современного городского транспорта.

 53. Размеры улиц старых городов не соответствуют требованиям современного скоростного транспорта и тормозят развитие этих городов

Проблема транспорта возникла из-за невозможности согласования естественных скоростей пешехода или лошади с механическими скоростями автомобилей, трамваев или автобусов. Их смешение — причина тысяч конфликтов. Пешеход передвигается при постоянной угрозе его жизни, в то время как механический транспорт вынужден без конца тормозить, оставаясь при этом смертельной угрозой для пешеходов.

 54. Расстояния между уличными перекрестками слишком малы

Для того чтобы развить нормальную скорость механического транспорта, необходимо включить мотор и постепенно наращивать его скорость. Торможение также не должно быть мгновенным, так как это портит мотор. Поэтому до полной остановки транспорта должно быть пройдено определенное расстояние. Но перекрестки улиц в современных городах, находящиеся на расстоянии 100, 50, 20 и даже 10 метров один от другого, не благоприятствуют нормальному движению механического транспорта. Эти расстояния должны достигать 200—400 метров.

55. Ширина улиц недостаточна. Расширение улиц — дело весьма дорогостоящее и не всегда достигающее цели

Для ширины улиц не может быть единых типовых размеров. Все зависит от напряженности движения и пропускной способности улицы. Исторически сложившиеся главные улицы городов, трассы которых в древние времена были определены географическими и топографическими условиями и на которые выходит бесконечное множество потоков из второстепенных улиц и переулков, всегда были загружены движением. Обычно эти улицы узкие, и их расширение иногда является делом весьма сложным « малоэффективным. Поэтому реконструкция старых городов должна преследовать более кардинальные цели.

 56. С введением механического транспорта уличная сеть городов оказалась нерациональной, лишенной правильной трассировки, гибкости, разнообразия и соответствия современным требованиям

Организация движения в современных городах — дело весьма сложное. По магистралям должны совершаться переезды автомашин от одного здания к другому, а также аналогичные передвижения пешеходов. Автобусы и трамваи должны передвигаться со скоростями, определенными расписанием; грузовики — совершать многочисленные поездки по заданным маршрутам; часть транспорта — пересекать город транзитом.

 Казалось бы, что каждый из этих маршрутов должен иметь свою трассу, обеспечивающую нормальное и беспрепятственное движение. Поэтому задача заключается в том, чтобы, тщательно исследовав современное состояние движения, разработать предложения, позволяющие правильно решить эту проблему.

 57. Парадные магистрали, созданные с репрезентативными целями, могли или могут служить серьезной помехой для уличного движения

То, что было допустимо и даже великолепно во времена пешеходов и карет, может стать сегодня причиной постоянного неудобства и опасностей. Некоторые проспекты, построенные ради создания монументальной перспективы, завершающиеся памятником или каким-либо парадным зданием, в наши дни являются опасными местами задержек и пробок транспорта. Эти градостроительные композиции не должны быть перенасыщены современным механическим транспортом, в расчете на который они не были созданы и к скоростям которого их никогда не удается приспособить.

 Движение транспорта является важнейшей функцией современного города. Поэтому транспортная программа требует серьезного и научного решения, способного регулировать его потоки, создавать необходимые дублирующие направления, добиваясь ликвидации чрезмерных скоплений, пробок и связанных с ними неудобств.

 58. В большинстве случаев при разрастании населенных мест сеть железнодорожных путей становится серьезным препятствием для градостроительного переустройства городов. Железнодорожные пути разрезают жилые кварталы, нарушая естественные контакты городского населения

И в этом вопросе события развивались слишком быстро. Железные дороги были построены до начала ими же порожденного бурного промышленного развития. В настоящее время железнодорожные пути произвольно проникли в города и рассекают селитебные территории. Переход через полотно железной дороги не разрешен, поэтому оно разделяет жилые районы городов, нарушая необходимые контакты населения.

 В ряде мест это создает серьезные затруднения в развитии городского хозяйства. Поэтому первостепенной задачей градостроителей является немедленное решение данной проблемы путем вывода железнодорожных узлов за пределы городов, что обеспечит нормальное функционирование городской жизни.

 Надо требовать

59. Необходимо провести тщательные статистические исследования транспортных потоков городов и окружающих их районов и разработать новые схемы городского движения с учетом напряженности движения на отдельных магистралях

Движение является жизненной функцией городов. Его современное состояние должно быть выражено в графиках, на которых особенно отчетливо выявятся напряженные узлы, что необходимо для выработки проектных предложений. В проектах можно будет предусмотреть разделение потоков движения пешеходов, легковых автомобилей, грузового и транзитного транспорта. Каждая магистраль должна получить характеристики и размеры, обеспечивающие ее транспортную функцию. Кроме того, особенное внимание должно быть уделено пересечениям и развязкам потоков.

 60. Дороги и магистрали должны быть классифицированы в соответствии с их назначением и построены в соответствии со скоростями и характером пропускаемого по ним транспорта

В давние времена существовали единые улицы, по которым одновременно двигались пешеходы и всадники, и лишь в конце XVIII в. после введения колясок и карет появились первые тротуары. В XX в. на старые улицы как бедствие обрушилась масса механического транспорта — велосипеды, мотоциклы, трамваи, автомобили с их высокими скоростями. Ошеломляющий рост некоторых городов, как, например, Нью-Йорка, вызвал огромное скопление транспорта в ряде районов.

 Настало время предпринимать решительные меры по исправлению положения, становящегося бедственным. Первой разумной мерой было бы разделение потоков пешеходов и транспорта на наиболее загруженных магистралях. Во-вторых, грузовой транспорт следовало бы направить по специально отведенным для этой цели дорогам. В-третьих, это создание скоростных магистралей для транзитного транспорта и второстепенных дорог для неинтенсивного городского движения.

 61. Напряженные перекрестки дорог должны решаться в разных уровнях

Машины, идущие транзитом, не должны задерживаться на всех перекрестках, бесполезно замедляя движение на них. Лучшим способом разрешения этой проблемы было бы устройство пересечения в разных уровнях на каждом перекрестке. В целях удобства движения большие транзитные магистрали на определенных расстояниях должны иметь ответвления для связей с рядовыми городскими улицами.

 62. Пешеход должен иметь возможность передвигаться по дорогам, свободным от автотранспорта

Это будет полная реконструкция городского движения, наиболее разумная, открывающая новую страницу в истории градостроительства.

 Подобное требование в отношении организации движения по своему значению может сравниться лишь с запретом северной ориентации жилища.

 63. Улицы должны быть дифференцированы в зависимости от их назначения: жилые улицы, прогулочные улицы, транзитные магистрали, главные артерии

Улицы должны выполнять определенные функции соответственно их различному назначению. Жилые улицы и территории, отводимые для общественного пользования, требуют создания определенных условий.

 Для того чтобы обеспечить тишину, покой и благополучие жилищу и его «продолжению» в природе, механический транспорт следует отвести на специальные магистрали. Транзитные магистрали будут сообщаться с городскими улицами лишь в местах въезда в них. Главные артерии, обеспечивающие связь с окружающими районами и другими городами, явятся важнейшими коммуникационными дорогами. Кроме того, будут выделены прогулочные улицы, на которых ограниченные скорости транспорта не нарушат движения пешеходов.

 64. Скоростные магистрали должны быть обязательно ограждены зелеными зонами

Транзитные и скоростные дороги будут отделены от основных городских магистралей и, следовательно, от жилых районов. Но все же их необходимо оградить плотным зеленым заслоном.

_____________

Афинская Хартия

 I. Общие положения. Город и его окружение

 II. Современное состояние городов. Критические замечания и предложения

  • Жилище

Итоги наблюдений

Надо требовать

Итоги наблюдений

Надо требовать

Итоги наблюдений

Надо требовать

Итоги наблюдений

Надо требовать

Историческое наследие городов

 III. Заключение. Основные положения доктрины

 IV. Краткие данные о международных конгрессах по современной архитектуре

  • 1928 год. Создание CIAM
  • Сарразская декларация
  • Генеральная линия развития
  • Градостроительство
  • Архитектура и общественное мнение
  • Архитектура и государство
  • Цели CIAM
  • Конгрессы CIAM
  • Издания CIAM