Яндекс.Метрика

Эссе на тему: «Стрессоустойчивость к негативным характеристикам в конфликтном взаимодействии»

Эссе на тему: «Стрессоустойчивость к негативным характеристикам в конфликтном взаимодействии»

 Эссе  на тему: «Стрессоустойчивость к негативным характеристикам в конфликтном взаимодействии».

                                                                                                                                                                          Оцабрик Наталья

Оглавление

1.Эмпирическая составляющая ситуации.

2.Теоретический обзор понятий.

3.Проектирование.

Список использованной литературы..

                            Эмпирическая составляющая ситуации

  Начиная с первых занятий на курсе «Организационный конфликтменеджмент, я негативно воспринимала многое, что происходило в аудитории во время курса. Причину такого восприятия я смогла выявить только после того, как открыто высказала своё мнение, таким  образом честно прояснив некоторые вещи для самой себя.

Я заметила, что все мои реакции связаны с теми моментами, когда обо мне преподаватель говорила не то, что мне хотелось бы услышать или не то, что я считаю правдивым. После этого мне уже трудно было воспринимать всё происходящее объективно, и я переходила на эмоции и личностные переживания. Что интересно, спустя некоторое время после занятия я отчётливо понимала, что всё, что говорится и делается — в рамках обучения на курсе, но именно на занятиях, в тот самый момент взаимодействия, мне трудно было сдерживать свои реакции. Они начинались на физиологическом уровне в виде ускорения темпа дыхания и перерастали в сильное эмоциональное напряжение. Такие процессы наблюдались как при личном общении, так и при обмене сообщениями на форуме учебного портала.

Отметив, что кроме меня на происходящее в группе так не реагирует почти никто, я пришла к выводу, что я слишком чувствительна к тому, что обо мне говорят, что меня слова слишком задевают. У меня появилось желание научиться адекватно и конструктивно реагировать на неприятные высказывания, ведь с такими ситуациями каждому человеку рано или поздно придётся столкнуться в реальной жизни. После этого, с помощью преподавателя, я сформулировала данную тему для разбора в эссе.

Теоретический обзор понятий

 Моя цель — разработать практическую схему поведения при негативных характеристиках в конфликте (для сохранения эмоционального и психологического баланса при реакции на них).

Мои задачи:

1.Определить границы контролируемых процессов. — То есть, что я могу изменить, что от меня зависит (направление мышления, некоторые физиологические аспекты).

2.Определить индикаторы конфликтной ситуации. — Как распознать ситуацию, в которой данная схема применима.

3.Определить алгоритм поведения при негативных характеристиках, включая все его аспекты.

Для того чтоб проанализировать пути формирования стрессоустойчивости в конфликтных ситуациях, необходимо прояснить для себя ряд теоретических понятий.

Стресс необходимо чётко отличать от дистресса, так как последний требует более активного вмешательства и для данной ситуации не является релевантным (таблица 1).

Главное отличие стресса от дистресса в том, что стресс играет положительную роль, так как определённое количество раздражителей необходимо организму для «встряски», мобилизации. Воздействие может быть не только в качестве нервного напряжения, но и сильных эмоций, или даже изменения температуры воздуха. Дистресс же носит разрушительный характер и возникает тогда, когда раздражителей слишком много и организм уже не может адекватно на них реагировать, он переходит в фазу истощения.Таблица 1.

Отличительные черты стресса и дистресса

Стресс

Дистресс

  • напряжение в организме, которое даёт ему возможность справиться с источником негативных эмоций
  • реакция тревоги, фаза сопротивления и истощение
  • нервное напряжение, сильные эмоции, изменения  среды

 

  • перенапряжение, которое снижает способность организма эффективно реагировать на ситуацию.
  • наступает после фазы истощения.
  • напряжённость, беспокойство, раздражённость, нетерпеливость.

Выделяют три основные фазы стресса — реакция тревоги, фаза сопротивления и истощение[1]. Однако в рассматриваемой ситуации стресс был недостаточно продолжительным, и все фазы проходили в так называемом сокращённом варианте. Именно поэтому я не успевала осознать происходящее и начать мыслить конструктивно.

Виды стресса включают физиологический, психологический, эмоциональный и информационно-психологический. К моему анализу применимы все, кроме последнего, так как напряжение не было связано ни с избытком информации, ни с наличием невыполнимых задач.

Эмоциональные состояния, сопровождающие стресс, включают в себя напряжённость, беспокойство, раздражённость, нетерпеливость. Среди физических последствий, если стресс продолжительный, трудности со сном, потеря аппетита, но эти симптомы характерны скорее для дистресса.

Стрессоустойчивость определяют как совокупность личностных качеств, которые дают возможность адекватно переносить различные виды нагрузки — интеллектуальную, волевую, эмоциональную. Однако её нельзя развить, искусственно занижая уровень чувствительности — в этом случае человек может стать безразличным ко всему и безэмоциональным.

В одном из источников конфликтоустойчивость определили как специфическое проявление психологической устойчивости. Это способность конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, не втягиваться в эскалацию конфликта, которая состоит из нескольких компонентов: эмоционального, волевого, мотивационного и психомоторного. Среди них для моей ситуации, мне кажется, наиболее важны волевой компонент (например, умение регулировать эмоциональное возбуждение) и психомоторный компонент (умение «держать лицо» в том числе). Более конфликтоустойчивы толерантные личности, а значит, в комплексном подходе к развитию устойчивости нужно обратить внимание как на внутреннюю, так и на внешнюю толерантность.

В ходе анализа ситуации возникли некоторые дискуссионные вопросы, которые я учла при формировании конечного результата работы.

Во-первых, стресс во многих источниках рассматривается как нечто продолжительное, влияющее на мысли и здоровье человека. В моём случае, хотя я думала о ситуации за пределами занятий, основное напряжение приходилось только на несколько часов в неделю. Как я уже говорила, фазы стресса проходили очень ускоренно, а значит в ситуациях, где я буду находиться в стрессовом состоянии длительное время, в схему поведения необходимо будет ввести соответствующие изменения.

Во-вторых, рассматриваемое взаимодействие нельзя однозначно идентифицировать как полноценный конфликт. Столкновения с двух сторон как такового не было, была моя установка и реакции происходили внутри меня. В таком случае ситуацию стоит рассматривать как «пилотажную», а схему разрабатывать для реальных конфликтов в будущем.

Проектирование

  Итак, перейдём к этапу воздействия на ситуацию, а именно формирования определённых личностных качеств.

Формирование стрессоустойчивости и конфликтоустойчивости охватывает несколько аспектов.

Во-первых, когнитивный аспект. Это психическая составляющая ситуации. Авторы говорят о необходимости осознания ситуации «здесь и сейчас», не думая о прошлом опыте или о собственных домыслах, а также устранения тревожности путём остановки мыслей и, возможно, разговором с самим собой [4],а также, умения чётко разделять факт и рассказ конкретной ситуации [7]. В то же время нельзя попадать под власть своих внутренних шаблонов, или мемов.

Во-вторых, психофизиологический аспект. Гринберг много говорит о релаксации, медитации и различных способах управления своим телом. На занятиях по курсу мы говорили об умении держать лицо в любой ситуации. Другие авторы также указывают важность управления своей физиологией — например, нужно уметь успокоиться, или наоборот найти нужную энергию [5].

В-третьих, мотивационные факторы. Они характеризуют мотивы и направленность человека в ситуации. Например, негативный опыт можно воспринимать в свете его интегративной функции и использовать как необходимое условие для дальнейшего развития, либо деструктивной функции и оборвать контакт с человеком [7]. Авторы также говорят об избирательном восприятии, позволяющем фокусироваться либо на хорошем, либо на плохом, и об изменении самого восприятия ситуации путём взгляда на неё со стороны других участников [4].

Наконец, социально-психологическая составляющая.  Здесь речь о взаимодействии с окружающими. Я отметила для себя необходимость проявлять настойчивость — как вербальную, так и невербальную (осанка, взгляд, чёткость речи). Также для меня лично важно относиться к ситуации с юмором и, если в ситуации это уместно, можно поделиться этим отношением с другими участниками.

Нужно заметить, что подход к формированию стрессоустойчивости должен быть комплексным. Личностные качества формируются путём как внутренних изменений человека, так и «отработки» новых навыков и установок в стрессовых ситуациях.

Наиболее важными для меня аспектами, на мой взгляд, являются мотивационный и когнитивный. Умение успокоить себя и постоять за себя важны, но, прежде всего, необходимо направить мысли в нужное русло.  То есть, отключив эмоции, нужно конструктивно оценить ситуацию и так же конструктивно в ней себя вести. С другой стороны, физиологические процессы, которые легко контролируемы — например, элементарно несколько глубоких вдохов, зрительный контакт с человеком, осанка — помогают не поддаться первому импульсу отреагировать агрессивно или слишком эмоционально.

Охватив все вышеуказанные аспекты, я построила соответствующую схему действий в ситуациях с негативными характеристиками (схема 1).

Рисунок1

Схема 1. Схема поведения в конфликтном взаимодействии

  Однако самое важное в рассматриваемых ситуациях заставить себя рефлексивно посмотреть на себя и окружающих со стороны. Необходимо мысленно выйти за рамки конфликта, тем самым заняв позицию, комфортную для конструктивного мышления и отделения фактов от переживаний и эмоций (схема 2).

2

Схема 2. Границы взаимодействия и рефлексивное «Я»

Список использованной литературы

1.Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека //СПб.: ВМА. – 1999.

2.Белов Н.В.  Как победить стресс. Москва. АСТ; МН.: Харвест, 2005.

3.Водопьянова Н. Е., Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – Издательский дом» Питер», 2013.

4.Гринберг Д. Управление стрессом/Дж //Гринберг [7-е изд.]–СПб.: Питер. – 2002.

5.Джонс Ф. Стресс: Теории, исследования, мифы. – ОЛМА Медиа Групп, 2003.

6.Селье Г. и др. Стресс без дистресса. – Прогресс, 1979.

7.Цой, Л.Н. Лекции «Организационный конфликтменеджмент»

Москва, 2014 г. Курс Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент», кафедра УЧР, НИУ ВШЭ.

____________

ЭССЕ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ ПО КУРСУ «ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТМЕНЕДЖМЕНТ»

Конфликтология и конфликты