Город в контексте изменений и развития
Город развивается, а потому исследование города, а точнее, анализ идеи «города», корректно проводить с учетом принципа развития, в результате которого мы получаем, как минимум, две интерпретации:
Первая интерпретация: — «город» должен быть рассмотрен как самостоятельно развивающаяся системная целостность, а внутри нее должны быть выделены элементы и организованности, выступающие в качестве источников и механизмов развития самого «города». Эта интерпретация указывает на отсутствие специально выраженной проектной составляющей, и проявляется в развитии социально — негативных явлениях (преступность, безработица, хаотичность строительства и пр.) – это естественная составляющая развития города.
Вторая интерпретация: — «город» должен быть рассмотрен как элемент и организованность более широкого общественного целого и процессов культурно-исторического развития мыследеятельности, представляет собой искусственную составляющую развития и имеет ярко выраженный проектный характер развития инфраструктуры и управления городом. [1]
Как в первом, так и во втором случае, «город» рассматривается как искусственно-естественное образование.
Таким образом, идея города содержит в себе идеи развития, управления, организации и политики.
Деятельность управления постоянно стремится «просчитать» жизнь города, ассимилировать это многообразие за счет мышления и знания, направить городские процессы за счет специальных форм организации и развертывания городских инфраструктур, охватить «город» и сделать его управляемым. Самоорганизация и самоуправление жителей, с одной стороны, стремится к освобождению от контроля со стороны городских структур, а с другой стороны, к общественному контролю за деятельностью представителей власти. Эта борьба и конкуренция между управляемыми и управляющими системами приводит, с одной стороны, к появлению механизмов самоуправления и самоорганизации городских общностей; с другой стороны, к появлению новых, более тонких и рафинированных технологий организации, управления и политики.
С точки зрения решения конкретных задач управления, наличие конкуренции и борьбы, отсутствие механизмов самоуправления и самоорганизации, осознается управленцами как разрыв в деятельности и требует изменения, совершенствования техник управления. С точки зрения развития города, конфликты в городе вынуждают управленцев создавать условия для появления новых свободных зон и свободных площадок для развертывания поисковых форм активности субъектов градостроительной деятельности.
Таким образом, можно выделить два процесса в равной мере специфичные и сущностные для «города»:
- деятельность организационных структур городского управления;
- самоорганизация жителей.
В контексте современного управления городом, оба эти процесса ставят перед управленцами два основных вопроса:
- Какие условия необходимо создать, для того, чтобы житель города превратился в горожанина: участника исторического развития города, как пространства его жизнедеятельности?
- Как сохранить свободное творчество индивидов и групп, «выкроить» им свободное пространство, лежащее вне зоны влияния существующих организационных структур.
Дифференциация и усложнение управляющих систем приводят к естественному возникновению дисфункций, рассогласований и «зазоров» между ними, что представляет собой питательную среду для проявления разного рода конфликтов в городе. Основная опасность градостроительных конфликтов – это их политизация.
Градостроительный конфликт приобретает понятийный статус в управленческой деятельности только в контексте изменений и развития городской жизнедеятельности и мыследеятельности. Основные элементы базисной структуры изменения и развития: среда, позиции, стратегии, приоритеты, принципы, образование носителя изменения и развития города, ядро развития представлены на схеме №3.
Схема №3. Основные элементы базовой структуры изменения и развития.
Управление градостроительным конфликтом невозможно вне проектирования его развития, а потому оно (управление) нуждается в идеале как в своей предпосылке.
Можно сформулировать основные ИДЕИ публичных слушаний:
- ИДЕЯ формирования развитого правового сознания граждан.
- ИДЕЯ защиты собственности всех субъектов градостроительной деятельности.
- ИДЕЯ развития муниципального самоуправления.
- ИДЕЯ развития города с привлечением творческого потенциала горожан.
- ИДЕЯ демократизации.
- ИДЕЯ децентрализации власти.
Таким образом, говорить об управлении градостроительными конфликтами, можно только в случае ориентации на систему идеалов, утверждающих позитивные ценности города, как естественно-искусственного образования.
[1] Глазычев В. Л. Социально-экономическая интерпретация городской среды. М., Наука, 1984, с. 180.
______________
Город как пространство развития
Конфликтология и конфликты