Яндекс.Метрика

Город в контексте изменений и развития

Город в контексте изменений и развития

умный город

   Город   в   контексте изменений и развития

Цой Л.Н.

Город развивается, а потому исследование  города, а точнее,    анализ идеи «города», корректно проводить с учетом принципа   развития, в результате которого   мы получаем, как минимум,  две интерпретации:

Первая интерпретация:  — «город» должен быть рассмотрен как самостоятельно развивающаяся системная целостность, а внутри нее должны быть выделены элементы и организованности, выступающие в качестве источников и механизмов развития  самого «города».  Эта  интерпретация указывает  на отсутствие специально выраженной проектной составляющей, и проявляется в  развитии  социально — негативных явлениях (преступность,  безработица, хаотичность строительства и пр.) – это естественная составляющая  развития города.

Вторая интерпретация: — «город» должен быть рассмотрен как элемент и организованность более широкого общественного целого и процессов культурно-исторического развития  мыследеятельности, представляет собой искусственную  составляющую развития и  имеет ярко выраженный проектный характер развития инфраструктуры и управления городом. [1]

Как в первом, так и во втором случае, «город» рассматривается как искусственно-естественное образование.

Таким образом, идея города    содержит в себе    идеи развития, управления, организации и политики.

Деятельность управления   постоянно стремится «просчитать» жизнь города, ассимилировать это многообразие за счет мышления и знания, направить городские процессы за счет специальных форм организации и развертывания городских инфраструктур, охватить «город» и сделать его управляемым. Самоорганизация и самоуправление жителей,  с одной стороны, стремится к освобождению от контроля  со стороны городских структур, а с другой стороны, к общественному контролю за деятельностью представителей власти.  Эта борьба и конкуренция между управляемыми и управляющими системами приводит, с одной стороны, к появлению механизмов самоуправления и самоорганизации городских общностей; с другой стороны, к появлению новых, более тонких и рафинированных технологий организации, управления и политики.

С точки зрения решения конкретных задач управления, наличие конкуренции и борьбы,  отсутствие механизмов самоуправления и самоорганизации,  осознается управленцами как разрыв в деятельности и требует изменения,  совершенствования техник управления. С точки зрения развития города,   конфликты в городе  вынуждают управленцев создавать условия для появления   новых свободных зон и свободных площадок для развертывания поисковых форм активности субъектов градостроительной деятельности.

Таким образом, можно выделить два процесса в равной мере специфичные и сущностные для  «города»:

  • деятельность организационных  структур  городского управления;
  • самоорганизация жителей.

В контексте современного управления городом, оба эти процесса ставят перед управленцами два основных вопроса:

  • Какие условия необходимо создать, для того, чтобы   житель города превратился в  горожанина: участника исторического  развития города, как пространства его жизнедеятельности?
  • Как  сохранить  свободное творчество индивидов и групп,  «выкроить»  им свободное пространство, лежащее вне зоны влияния существующих организационных структур.

Дифференциация и усложнение управляющих систем приводят к естественному возникновению дисфункций, рассогласований и «зазоров» между ними, что представляет собой питательную среду для проявления  разного рода конфликтов в городе. Основная опасность градостроительных конфликтов – это их политизация.

Градостроительный конфликт    приобретает понятийный статус  в управленческой деятельности только в   контексте изменений и развития городской жизнедеятельности и мыследеятельности.  Основные элементы базисной структуры изменения и развития:  среда, позиции, стратегии, приоритеты, принципы, образование носителя изменения и развития города, ядро развития представлены на схеме №3.

Схема №3. Основные элементы базовой структуры изменения и  развития. Схема развития

Управление  градостроительным конфликтом  невозможно вне  проектирования  его развития, а потому оно  (управление)  нуждается в идеале как в своей предпосылке.

Можно сформулировать основные ИДЕИ   публичных слушаний:  

  • ИДЕЯ  формирования развитого  правового сознания граждан.
  • ИДЕЯ защиты собственности всех субъектов градостроительной деятельности.
  • ИДЕЯ развития муниципального самоуправления.
  • ИДЕЯ развития города с привлечением творческого потенциала горожан.
  • ИДЕЯ демократизации.
  • ИДЕЯ децентрализации власти.

Таким образом, говорить об управлении градостроительными конфликтами, можно только в случае  ориентации  на  систему идеалов, утверждающих  позитивные ценности города, как естественно-искусственного образования.

[1]  Глазычев В. Л. Социально-экономическая интерпретация городской среды. М., Наука, 1984, с. 180.

______________

Город как пространство развития

Конфликтология и конфликты