Фрагмент из книги Ф.Глазла
При горячих конфликтах, стороны, как правило, убеждены в честности и чистоте своих помыслов и мотивов. Они и в мыслях не допускают того, что к их «чистым мотивам» иногда примешиваются «нечистые мотивы». Для горячих конфликтов характерно то, что собственные мотивы не ставятся на обсуждение. Они – табу. Имеет тенденцию к его излишней персонификации. Поэтому работа необходима с лидерами, с отдельными лицами.
Горячие конфликты становятся «перегрузкой активности», каждая сторона в удобное время для не время стремится вызвать противную сторону на дискуссию и готова вести ее до бесконечности.
Основная установка – это экспансия: стремление к расширению поля деятельности и увеличению числа сторонников.
При горячих конфликтах гораздо труднее мотивировать оппонентов к работе над орг. аспектами и условиями протекания конфликта. Хорошие предпосылки дает прояснение установившихся взаимоотношений.
Холодные конфликты — Глубокое разочарование и потеря иллюзий, партии не обманываются относительно мотивов и часто с поразительной откровенностью – саркастической или циничной – говорят о своих не слишком благородных побуждениях.
При холодном конфликте партиям не хватает позитивного видения самих себя. Такой образ себя часто ведет к стрессам и психосоматическим болезням, из-за безысходности. Помощь нужна в моральной стойкости, надежности, вере в конструктивность,
Пока конфликт публично отрицается, мало что можно сделать.
В холодных конфликтах отношения парализуются, происходит уклонение от контактов и это ведет к распаду существовавшего ранее единства. Социальная эрозия ведет к образованию множества маленьких, в себе аутентичных замкнутых единиц. Социальные страхи и негативные ожидания быстро распространяются посредством «социального заражения».
Переход в очень горячую форму проявления может произойти, прежде всего, тогда, когда стороны, несмотря на дальнейшую эскалацию – некоторое время находятся в патовом положении, которое препятствует реализации перевеса или шансов на выигрыш той ил и иной стороны.
Подтаивание и подогревание холодного конфликта необходимо, чтобы рассеять иллюзию отсутствия конфликта. Перевод в теплое состояние позволит выполнить демонстративные и сигнальные функции.
Стороны должны взаимно признать наличие трений и напряженности..
Итак, первая отправная точка для лечения конфликта – это работа над чувством самооценки отдельных акторов, лиц, групп.
Вторым пунктом – в холодном конфликте является изменение установившихся процедур обхода и уклонения. Доверие к третьей стороне об изменении процедур, передача консультанту функции или роли разделяющей инстанции.
Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта /Пер.с нем.- Калуга, «Духовное познание», 2002.
______