Яндекс.Метрика

Гуманитарные технологии в сфере молодежной политики: социологические смыслы и ценности.

Гуманитарные технологии в сфере молодежной политики: социологические смыслы и ценности.

                                                                                          Цой ЦойЛ.Н. 
  Суть гуманитарных технологий в современном образовании.
В сознании большинства людей «гуманное» и «гуманитарное» – ошибочно отождествляемые и сложно различимые термины.
Гуманитарные технологии порождены специалистами в области стратегического и тактического  управления, усталостью от войн и разного рода насилия. Они предполагают применение тонких (негрубых) инструментов управления, которые могут быть использованы в разных целях (мирные, манипулятивно-принуждающие и др.), например, в образовании, воспитании.
Гуманность (лат. humanus – человечный) – любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому, человечность, человеколюбие. Содержание гуманности происходит из представления о самоценности каждой человеческой жизни и каждого индивидуального смысла жизни, соотносимых друг с другом через конвенциональную коммуникацию.
Конвенциональная коммуникация – это соглашение (установление согласия) между участниками социокультурного взаимодействия по поводу  культурного объекта, за которым признается  определенный набор устойчивых характеристик, выделенных в качестве значимых.
В узком смысле гуманность раскрывается в стремление не причинять страданий человеку, насколько это возможно. Только открытые для всех, находящиеся внутри конвенциональной коммуникации гуманитарные технологии, являются гуманными.          Утаиваемые социальные технологии воздействия не являются гуманными, ибо их общее содержание по определению касается всех, хотя вырабатывается отдельными специалистами, но обсуждаться должно публично.
В практическом смысле развитие гуманитарных технологий – это:
— развитие системы открытой обратной связи на всех уровнях жизнедеятельности и деятельности;
— постепенное и постоянное развитие навыков межличностного общения граждан, прежде всего на уровне местного самоуправления и самоорганизации.
В качестве основного результата внедрения гуманитарных технологий можно назвать появление человека культуры, берущего ответственность за будущее детей, за стратегическое усиление мощи своей страны, за развитие конкурентоспособной среды и деятельности, за поддержание постоянного диалога, способного переучиваться, могущего договариваться, вступать в разные коммуникации и кооперироваться.
Таким образом, суть гуманитарных технологий в минимизировании насильственных и антагонистических форм конфликтного взаимодействия.
  Социологические смыслы и ценности гуманитарных технологий, как инновационных в своем содержании.
Известно, что практически любое новшество ведет к малым или большим изменениям в обществе и вынуждает не только прощаться с привычным укладом жизни, но и потерей спокойствия, с высоким с риском. Соответственно, инновации (технические и социальные), с одной стороны, представляют для общества опасность, с другой – без них многие процессы в производстве консервируются и не позволяют развиваться деятельности и обществу. Исследователи отмечают, что социальные инновации вызывают системное сопротивление, обостряют противоречия, разрушают устоявшиеся нормы деятельности. Человек оказывается в центре противоречий и потенциальных конфликтов,  носящих системный характер.  Если мы признаем, что изменение и развитие невозможны вне агрессивной среды, то в этом случае мы должны признать наличие конфликтующих сторон и конфликтов.
Деятельностная концепция инноваций означает, что субъект, осуществляя инновационную деятельность, меняет не только ее предмет, но и ее цели и средства, тем самым – самого себя, развивает себя как инновационную личность. Инновационная личность формирует такие установки и поведенческие реакции, которые  позволяют ему не избегать проблем и конфликтов, а конструктивно и адекватно их разрешать,  что вполне соответствует современному общегуманитарному отношению к конфликтам.
Таким образом, социологический смысл инноваций (гуманитарных технологий), состоит не в самих технических изобретениях и новшествах, а в отношениях между людьми, в изменении ценностных оснований их взаимодействия, разрешения конфликтов. Социологический аспект инноваций состоит в трансформации норм, правил и принципов социального взаимодействия, всей статусно-ролевой системы.
В ситуации трансформации норм, правил и принципов социального взаимодействия, молодому человеку необходимо будет учиться самому, то есть самообразовываться гораздо быстрей и больше, чем его конкуренты для того, чтобы успевать, «быть в зазоре» между новыми знаниями  и новыми задачами. В этой ситуации, в возможны две ориентации, построенные на двух разных базовых принципах: ориентация на индивидуализацию и ориентация на кооперацию.
3. Молодежная политика в контексте инновационных вызовов.
В ситуации трансформации общества и глобальных изменений, молодому человеку необходимо ответить на вопросы:

  • как стать инновационным и конкурентоспособным;
  • как обустроить зоны доверия в обществе тотального недоверия;
  • как стать источником развития деятельности;
  • как разрешить противоречие между потребностью индивидуума в персонализации (быть уникальной личностью) и объективной заинтересованностью референтной группы подчинить себе личность, использовать ее потенциал в интересах стабильности и развития группы.

Каждый раз, попадая в новую ситуацию, молодому человеку придется проделывать очень большой труд (интеллектуальный, эмоционально-психологический, организационный) по самоопределению в новой ситуации и по определению этой ситуации как соответствующей культуре и заложенным в ней принципам. Быть принципиальным – это значит соотносить каждую ситуацию своей жизни с определенными культурными нормами, делать ее культурно значимой на каждом возрастном этапе, при включении  в новую социальную группу, которая становится для него референтной.  Референтная группа – это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Но с какой бы референтной группой не встретился молодой человек, источником развития его личности, выступает противоречие между потребностью  в персонализации (быть уникальной личностью) и объективной заинтересованностью референтной группы подчинить себе личность, использовать ее потенциал в интересах стабильности и развития группы.
С одной стороны, референтная группа  максимально сглаживает  индивидуальные устремления, с целью минимизации разрушительных тенденций для группы. С другой стороны, личность формирует индивидуальные установки, направленные на достижение индивидуальных (частных) целей и интересов, которые могут идти в разрез с интересами референтной группы. Молодому человеку придется в первую очередь научиться разрешать внутриличностные и межличностные конфликты, ибо любой разработанный проект, инновационный и привлекательный,  прибыльный и экономически выверенный, любая идея, без организации эффективно действующей группы специалистов и коллектива, без культуры  разрешения конфликтов и согласования интересов, обречены на провал.
Таким образом:

  • исходя из глобальных проблем, и инновационных вызовов, которые придется решать будущим специалистам, способность к проектированию может быть рассмотрена как антипод к способности приспособления, к адаптации, к определяющим факторам внешнего мира;
  •  молодые специалисты должны быть готовы к защите и реализации своих проектов в ситуации современной конкуренции, как в стране, так и за рубежом;
  • молодые люди  должны научиться распознать потенциальные возможности и предвидеть последствия принимаемых управленческих решений;
  • одним из главных результатов молодежной политики  можно считать  создание условий для самоорганизации и саморазвития молодого человека,  формирование новых правил эффективной организации деятельности, решение назревающих проблем и разрешение конфликтов.

 Цой Л.Н. Гуманитарные технологии в сфере молодежной политики: социологические смыслы и ценности Сборник тезисов по результатам конференции 22-23 ноября 2012 года  «Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития современной молодежи.Молодежь и социальный компьютинг». М., МГГУ им.  М. А.Шолохова . С. 198- 204.

Статьи  и фрагменты из книг
Глоссарий
Список литературы