Яндекс.Метрика

Зачем и кому нужна эта самая СМД – методология по Г.П. Щедровицкому? Какая от нее  практическая польза?

Зачем и кому нужна эта самая СМД – методология по Г.П. Щедровицкому? Какая от нее  практическая польза?

Идея практики и практичности в традиции  Г.П.Щедровицкого:  Основные тезисы   Зинченко А.П.  на семинаре 25.12.07,  

 «Практика — Деятельность человеческого общества по устроению своей жизни, усилия, прилагаемые им к разрешению выдвигаемых жизнью задач».   

 «Теория»  у греков означало  «зрелище», «инсценировку». Далее приобрело новые значения:  наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение».  (Какие – то энциклопедии).

  А зачем и кому она нужна эта самая СМД – методология по Г.П. Щедровицкому? Какая от нее  практическая польза?

  • Чтобы понимать,  что такое практика, необходимо быть практиком, т.е. деятельным специалистом, который видит проблемы в своей деятельности.   Он  вынужден ее анализировать (рефлектировать),  и творит техническое задание  на методологическую рефлексию.
  •  Г.П.  говорил про учеников (а я считаю себя его учеником) следующее: «Чего вы хотите от учеников? Со времен Христа они есть главные предатели, они больше озабочены тем, чтобы согласовать свои работы с текстами Учителя, чем тем, чтобы помочь понять наследие Учителя в целом».  Это очень точное высказывание, и поэтому всё, что я дальше буду делать с Учением, будет естественно направлено на то, чтобы ту работу, которой я занимаюсь сегодня и сейчас, так или иначе отнести к тому, что делал Учитель. И передо мной не стоит задача помочь вам понять наследие Учителя.  ….. а я такой вот предатель…
  • Георгий Петрович в своих  текстах был очень тщателен, видимо, это шло от традиции подготовки кандидатской диссертации, но когда он работал с людьми в режиме коммуникации и понимания, то, как правило, перевирал тексты, которые  хотел процитировать. Но перевирал в определенной целевой установке – он  пытался  выделить суть и содержание того, что автор, на которого он ссылается, так или иначе затрагивал, чтобы это стало всем понятно. В частности, вводя понятие «практики», именно так  он  перевирал Платона.
  • Приходится  всякий раз отвечать новым людям, заказчикам, которые спрашивают: «А что вообще может методология?»  Так как любил говорить Георгий Петрович – «методология может всё» – мы сегодня уже не говорим, мы понимаем, что есть множество ограничений у этого инструментария  и на  вопрос нужно каждый раз  отвечать.
  •  Платон утверждал, что  деятельность по конструированию нового, условно обозначаемая словом «тэхнэ», если не имеет теоретического контроля, то может вызывать разного рода негативные последствия.  «Тэхнэ» не оснащенное теорией Г.П. вслед за Платоном называл  «поэзисом». Поэт творит, но последствия для него не очень важны, ему важно, чтобы его творение было красиво,  чтобы артефакт уникальный получился.  А что же такое «практика» – это ответственное действие.  Это действие, которое предполагает наличие некоего описания, в рамках которого можно либо спрогнозировать, либо предугадать, возможные  последствия этого действия. В этом плане, «практика» это ответственное действие.
  •  По Платону «ответственность» функция от собственности. Я должен и  могу нести ответственность за то, что является моей собственностью.
  •  Получается, что ответственное действие обязательно предполагает наличие теоретической рамки, а  теоретическая рамка конструируется за счет  работы мысли. И вот всё это связывается в следующую, довольно сложную  схему понятия: у нее три слоя, как вы видите (показывает на доске), и три фазы.
  • Есть деятельность с проблемами, которую нужно остановить и начинать разбирать, что это за проблемы, и что там  не получается.
  • А дальше есть несколько траекторий: первая – осмысление этой деятельности при помощи инструментов, разработанных в методологической рефлексии. Это верхний слой на схеме. Методологическая рефлексия  разрабатывает инструменты и может называться  «чистым мышлением» по Канту.
  • Некоторые малограмотные люди считают, что то,  чем занимается методолог, откладывается и существует только в этом виде – чистых форм мысли. Их не просветили, что это мышление и инструменты,  разработанные в методологической рефлексии, нужны только для того, чтобы захватить деятельность с проблемами (нижний слой на схеме),  и проделать то, что называется «методологизация» – насытить эту деятельность понятиями, схемами, планкартами. И дать возможность тем, кто ее осуществляет, понимать, каким должно быть продолжение, каковы могут быть возможные последствия.
  • Есть еще одна траектория выхода из этой ситуации, ее обязательно нужно изобразить на доске, поскольку она сегодня одна из наиболее авторитетных – называется «технологизация».  «Технологизация» – это когда мы выходим из проблемной ситуации без осмысления, за счет заимствования «зарубежного опыта» или методических норм и предписаний, которые где-то и когда-то  себя оправдали: в Соединенных Штатах, в Японии, в Европе. И  начинаем изменять то, что было зафиксировано как проблемная ситуация  за счет отработанных технологий.  Подход вполне разумный. А зачем париться и ломать голову, разрабатывая средства и экспериментируя с их употреблением. На выходе у нас получается, на третьей фазе – три возможных продукта: по нижнему слою — технологизированная деятельность.  
  • Второй  тип продукта – осмысленная деятельность. Это когда мы приносим мыслительную компоненту в  деятельность с проблемами. Например, проводим проектно-аналитическую сессию и формируем техническое задание на проектирование….
  •  …  методологическая рефлексия, за счет того, что она захватывает практику, и практика определенное время пребывает как бы «внутри» методологического мышления, она оснащает себя инструментами этой практики, тем самым, усиливая себя. Я обозначаю этот факт, рисуя там три кружочка (показывает на доске). Захватывает методологическая мысль, допустим, сферу архитектуры – она ее пытается осмыслить и развить, вставить туда какие-то проекты и программы развития, но и  в своем собственном теле оставляет один, два, три, четыре инструмента, которыми затем пользуется дальше, для того, чтобы методологизировать другие сферы деятельности.
  • Рассказал я про схему, а теперь поверх можно сказать собственно про практику – что же такое «практика» по понятию. «Практика» – это такая деятельность, которая имеет  «мыслительный обвод», мыслительную надстройку.  Точнее говорить «обвод». В этой деятельности  либо присутствуют ответственные люди, те, которые способны провести методологическую рефлексию, либо такие люди приглашаются со стороны, в лице методологов.
  • Кстати, еще одно важное различение.  Теоретики отличаются от методологов тем, что у них объект размышлений всегда положен  вовне, и они должны, прежде всего, представить естественный закон жизни этого объекта в виде схем,  формул, математического описания.  Но себя частью объекта они не мыслят. До широкой публики это понимание довел Джордж Сорос. Он зафиксировал, что в финансовой деятельности, если ты высказываешь, находясь внутри, какие-то рефлексивные соображения по поводу целого, то они тут же начинают менять эту деятельность – изменяются котировки, рушатся технические прогнозы. 
  • «Есть же у нас те, кто размышляет, и те, у кого есть соответствующие инструменты. Давайте выйдем из проблемной ситуации в позицию номер два, где мы  будем иметь встроенную в нашу практику мысль в тех или иных формах: планкарт, схем, понятий.
  • По Г.П. Щедровицкому и вдохновившему его Платону, подлинная практика требует теоретического и мыслительного оснащения, которое обеспечивает деятелю возможность нести ответственность за последствия своих  дел.

        А компетенция  методолога состоит в разработке инструментария познающего и творящего мышления и оснащении этим инструментарием ищущих практиков. 

____________

 ДЛЯ ФИЛОСОФСТВУЮЩИХ КОНФЛИКТОЛОГОВ

Конфликтология и конфликты