Яндекс.Метрика

Инновации и традиции в подготовке управленческих кадров

Инновации и традиции в подготовке управленческих кадров

ЦойЦой Л.Н.

Инновации и традиции в образовании при подготовке будущих управленцев должны быть рассмотрены, исходя из признания того факта, что кризис в управлении – это кризис узких специалистов в управлении на всех уровнях, имеющих ограниченный кругозор. Тех, которые не умеют распознавать скрытые возможности и предвидеть последствия, тех, кто страдает от дефицита современных знаний и в силу этого принимает решения, которые хотя и обладают высокой локальной эффективностью (“здесь и теперь”), в долгосрочной перспективе  развития являются неоптимальными и зачастую опасными. А поэтому кризис в управлении необходимо признать, как показатель кризиса в образовании. Обратимся к этимологии слова «образование».
Этимологии слова «образование» в русской религиозной философии дается исходя из его смыслового значения, которое раскрывается в суффиксной части слова «-ование», что в русском языке указывает на происходящий процесс, а корень «образ» имеет смысловое значение «лик», «облик»,»икона». Поэтому образование можно понимать как процесс обретения человеком своего собственного образа, отличного от других и одновременно стремящегося к соединению с идеальным Божественным Ликом Иисуса Христа». [1; 3].
Образовать себя – значит сделать себя объектом, поставленным перед собой. Это часто приводит к экзистенции либо результата образования, либо учителя как образца. «Хотя установка образования – сделать всех эрудитами и в этом смысле одинаковыми, но получаются все разные». [3, с.14].
Можно выделить два подхода в образовательном процессе.
Первый, условно назовем его культурно-информационным подходом в образовании, заключается в том, что программы строятся образом, где выделяются центральные понятия и к ним подбираются выдержки из классиков философии».
Второй – проблемно-деятельностный, предполагает, вовлечение участников в решение проблем в знакомство с предметом не извне, а изнутри, используя для начала обычный повседневный язык».
Оба эти подхода различны по целям и качеству подготовки.

Доминантой первого подхода (культурно-информационного)   является  информативное встраивание  учеников  в течение культурно-исторического времени, воспитание  уважения к интеллектуальным героям,   сопоставление  различных концептуальных схем формирования недогматического, исторического мышления. Теория (история) выступает авторитарной властью, сковывающую собственную инициативу человека, язык прошлого каждый раз требует толкования и перевода.

Второй (проблемно-деятельностный) уделяет внимание    воспитанию культурной самоидентичности и научной рефлексии. Научная мысль прошлого предстает здесь не в виде музейных экспонатов, а в виде универсально значимых проблем, имеющих отношение к жизненному опыту, рассуждая о которых человек видит как «работают» знания и   легче понимает ее суть.
В контексте конфликтологии, содержание общественных дисциплин должно быть максимально приближено к анализу реальных событий, в которые  вовлечен нынешний студент и будущий управленец.  Если по отношению к  естественным дисциплинам это требование не должно доминировать, то по отношению к философии, психологии, истории, социологии и сравнительно новых для России дисциплин – политологии, конфликтологии – это должно быть основным требованием, иначе разговоры о конфликтах и приобщение к истории развития конфликтологической мысли останутся лежать «мертвым грузом» в сознании студента. Таким образом, организация образовательного процесса по принципу «сократического диалога», точнее, полилога является наиболее оптимальной формой усвоения знаний в области конфликтологии Целью такого образовательного процесса является не приобретение знания, умений и навыков, не социализация личности, это — его «вторичный результат»,    научить человека учиться в любой ситуации.
Говоря об инновациях в образовательном процессе, необходимо  учитывать сущностные характеристики   социальных инноваций:   [3]
— высокий риск и высокая степень неопределенности;
— актуализация противоречий и обострение конфликтов;
— наличие сложно — прогнозируемого побочного продукта (результата);
— гибкость форм обучения и переход на новый уровень всей статусно –ролевой системы   между участниками образовательного процесса.

Так как конфликты являются сопутствующим процессами и необходимым элементом социальных инноваций, то тогда вполне логично, что практическая конфликтология как учебная дисциплина, должна быть инновационной технологией обучения.
В случае, если управленец не готов конфликтам, заниматься инновационной деятельностью в любой сфере управления, ему   будет очень сложно. Он принесет больше вреда, чем пользы и себе, и  организации, и обществу.
Если мы возьмем сферу высшего образования, где идет подготовка будущих специалистов и управленцев, которым предстоит управлять страной, то преподавателям необходимо осваивать инновационные технологии обучения.
Такие технологии должны свести к минимуму или полностью устранить нерациональные затраты и не продуктивные потери времени, так или иначе связанные с образовательным процессом. Это такой режим обучения, при котором на единицу затраченных интеллектуальных усилий студент получает максимальный объем высококачественных и хорошо усвоенных знаний. Потому что, сегодня следует оценивать систему образования, знания специалистов не по принципу “от достигнутого”, который создает иллюзию ложного благополучия, а с учетом новых, беспредельно жестких требования выживания [4].
Будущие управленцы, которые непосредственно включаются в практику, должны четко осознавать, что их профессиональная деятельность непосредственно связана с  инновациями и конфликтами. Это значит, необходимо подготовить себя к такой ситуации, в которой возможно все, без чего собственно конфликт не состоится. Перечислим закономерные явления, сопровождающие любой конфликт, которые проявляются даже в том случае, если мы признаем, что сам управленец действует идеально, не нарушая этических и других норм:  — это угрозы, психическое нападение с целью выбить из равновесия человека, сплетни, слухи, дезинформация, ложь, подкуп, стычки, негативная информация и т.п. Как показывает опыт общения с большинством нынешних управленцев и руководителей именно к этому они и не готовы. Конфликт начинает их разрушать, они испытывают в нем дискомфорт и стресс, разрушается коммуникация с теми, кто иначе смотрит на конфликт. Хотя известно, что разные взгляды на конфликт заложены как самой природой конфликта, так и задаются рамками научных дисциплин, не говоря уже о практическом уровне интересов конфликтующих сторон.

Но есть еще и проблемы самих преподавателей, большинство из которых  к конфликтам относятся отрицательно, можно сказать агрессивно, так как негативный опыт конфликта имеется практически у каждого, позитивный опыт есть у единиц.
Неполнота и ограниченность конфликтологического образования, можно сказать конфликтологическая некомптетентность преподавательского состава, которая заключается в том, что, обладая обширными научными знаниями в области предметной конфликтологии, собственно профессионально действовать в реальном конфликте они не в состоянии. Поэтому кроме как «передать знания», они не в состоянии научить тому, как применять эти знания в реальном конфликте (исключение — поведенческий уровень), как конструировать и реконструировать конфликт.
Какие задачи должен  решать  управленец в конфликтной ситуации?
1. Вывести конфликтующие стороны на новый уровень рефлексивного осмысления места и роли в том процессе, движении, которое они пытаются осуществить в обществе, организации и т.п.
2. Помочь конфликтующим сторонам в поиске центра равновесия между изменением и стабильностью в обществе.
3. Помочь увидеть конфликтующим сторонам человеческую систему, где изменения могут начаться с самого человека, с перемен в духовных ценностях, отношениях и связях между людьми, человеком и обществом, природой и человеком.
4. Подготовить мышление конфликтующих сторон к изменениям и обучить их методам конструктивного взаимодействия и диалога друг с другом.
5. Способствовать процессу самоопределения конфликтующих сторон в нахождении смысла конфликта в деятельности и жизни.
В процессе обучения в вузах будущие управленцы должны научиться:
— формировать культурные образцы взаимодействия конфликтующих сторон в реальном конфликте;
— переводить социально-негативные конфликты в социально-позитивное русло с помощью социальных технологий, позволяющих разрешать противоречия и решать социальные проблемы;
— способствовать формированию правового сознания у конфликтующих сторон;
— находиться в постоянном, профессиональном развитии и в достижении границы некомпетентности, при одновременном формировании конфликтологической компетенции;
— сохранять независимую позицию и чистое сознание, защищая не интересы какой-либо из конфликтующих сторон, а решение проблем в  деятельности.

Таким образом, инновационная технология обучения должна занять достойное место в системе образования вузов при подготовке управленческих кадров.

Литература:
1. Бондарев П.Б. «Русская идея» в философии образования.//Философские исследования. М. 1993. №2
2. Кудря Д. Сообщение о круглом столе, посвященном философским проблемам образования.// Философские исследования. М. 1993. №2.
3. США: управление наукой и нововведениями. Под ред. М.М. Иванова, С.Р.Колупаевой, Г.Б.Кочеткова. М.:Наука, 1990.
4. Паранджанов В.. Возможна ли новая революция в образовании?Образование будущего.//Журнал «Высшее образование в России». №2.1997. С.9-18.
5. Хасан Б.И..Психотехника и конфликтная компетентность.Красноярск,1996.
6. Сорокина Н.Д. К проблеме критериев эффективности инновационных методов обучения. //В контексте конфликтологии. М.: Институт социологии РАН, 1999. №2
7. Цой Л.Н. Конфликт как существенная характеристика социальных инноваций ..// Сборник «Экстремальные ситуации, конфликты, согласие.М.: Академия управления МВД России, Институт социологии РАН, 1998.
8. Дудченко В.С. Инновационные игры: методология, теория, практика. Ч.1 и П. Таллин: «Валгус»,1989.
9. Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. — М.: Институт социологии РАН. На Воробьевых, 1990.
10. Семенов И.Н. Методологическая концепция рефлексивной интеллектики и философии образования И. С. Ладенко.//Вопросы методологии. М.,1996. №1-2.

_________

Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах

Конфликтология и конфликты