Яндекс.Метрика

Интенциональный (мотивационно-целевой) анализ (Т.М.Дридзе)

Интенциональный (мотивационно-целевой) анализ (Т.М.Дридзе)

i_001В рамках семиосоциопсихологии текст рассматривается как целостная иерархическая содержательно-смысловая структура, объединенная авторской интенцией замыслом). Основная задача метода (в ряде работ Т.М. Дридзе он носит также название информативно-целевой) состоит в том, чтобы оценить конкретный текст с точки зрения его первичной и вторичной информативности. Первичная информативность характеризуется не абсолютным количеством информации в тексте, а лишь той ее частью, которая становится достоянием воспринимающего человека. Первичная информативность описывает потенциальную способность конкретного текста донести замысел, основное коммуникативное намерение автора до потребителя. Интенциональный (мотивационно-целевой) анализ ориентирован на свойство их вторичной информативности. Это свойство допускает многофункциональную интерпретацию содержания текста. Обращаясь к тексту, пользователь далеко не всегда извлекает ту информацию, которая отражает коммуникативное намерение автора, в результате возникают т.н. «смысловые ножницы». На основе семиосоциопсихологического подхода к анализу текстов, в той или иной мере содержащих сведения об избранной для изучения сфере образа жизни, мы можем, с одной стороны, получить целостное представление о содержании и структуре нормативного сознания (перечни действующих общих и конкретных правовых, морально-этических, эстетических и прочих норм и общепринятых ценностей) как одном из условий деятельности социальных субъектов. С другой стороны, могут быть получены сведения о распространенных и рекомендуемых моделях деятельности и взаимодействия: перечни функций и признаков, присущих разным социальным субъектам, общих и частных целей деятельности в целом и по частным действиям, а также самих действий, операций. Информативно-целевой анализ текста направлен на выявление основных характеристик текста:

  • точность — способность выразить коммуникативные намерения автора;
  • информативность — способность служить источником информации для реципиента.

В рамках такого анализа документов анализируется цепочка: коммуникатор — сообщение — реципиент. Объект исследования — сообщение, которое концентрирует в себе то, что хотел передать коммуникатор и то, что получил реципиент. Реализация информационно-целевого анализа: I. Внешний анализ текста — автор, время написания/публикации, географическая принадлежность, источник информации. II. Анализ макроструктуры текста — выстраивается иерархия смысловых блоков (предикаций).

  • Предикация 1 порядка — смысловой блок, содержащий коммуникативные намерения автора.
  •  Предикация 2 порядка — содержит аргументацию.
  • Предикация 3 порядка — связана с иллюстрациями, подкреплением коммуникативного намерения.
  • Предикация 4 порядка — второстепенные элементы (описание фона, атмосферы и т. д.). Основная проблема — выявление коммуникативных намерений автора.

Пример: Предикация 1 порядка: «Голосуйте за кандидата Х» Предикация 2 порядка: «О его честности говорит бескомпромиссная борьба с ворами на его родном заводе». Предикация 3 порядка: «Кандидат Х вышел из простой семьи, поэтому он хорошо знает интересы простого народа, а также честен, смел и не замечен в порочащих связях». Предикация 4 порядка: «В наше нелегкое время непрекращающихся кризисов России нужен президент, который выведет страну из тупика». III. Определение микроструктуры текста — наборов внутритекстовых связей, образующих логико-фактологические цепочки смысловых слов. Состоит из опорных смысловых узлов (синтаксем), раскрывает логику развертывания смыслового плана текста (синтаксемы состоят из основного и служебного слова). Требования:

  • Каждая предыдущая синтаксема должна быть логически связана с последующей.
  • Каждое служебное слово должно составлять со смысловым словом полноценный смысловой узел.
  • Каждая новая синтаксема выписывается с заглавной буквы, с новой строки, кодируется порядковым номером.

Дридзе Т.М.

Конфликтология и конфликты