Яндекс.Метрика

Исследование и диагностика

Исследование и диагностика

(Заметки о совместной встречи ОДН   с Национальной Гильдией Профессиональных Консультантов)

Цой Л.Н.

                 Щербина                           Слушали доклад Вячеслава Вячеславовича  Щербины —   д.соц.наук, профессора, специалиста по теории организаций и управлению персоналом, опубликовавший одиннадцать книг, десяток брошюр и более сотни статей.

                      Содержанию доклада более 30 лет.  Вроде бы можно задать вопрос, а для чего современным консультантам по управлению знать то, что  было 30 лет тому назад. Страна другая,  люди другие, представление об управлении и деятельности развиваются.  На мой взгляд, самое главное, что сделал Щербина В.В. в свое время –  он внес различие между «исследованием» и «диагностикой», между  академическим представлением о «диагностике» и представлениями практиков, которые непосредственно принимают участие в  организационных изменениях.

                     Академические исследователи рассматривали «диагностику (в том числе,  социальная),  как универсальный для науки и практики процесс классификации объектов (по разным основаниям), при котором: объект описывается в терминах эмпирически «наблюдаемого поведения», а опознается либо в терминах «ненаблюдаемого поведения», либо в терминах  «промежуточных переменных». (Г. С. Батыгин и ряд его учеников).

                      Взгляд практикующих управленческих консультантов рассматривали «диагностику», как  вид   деятельности, связанный с определением состояния социального объекта, в качестве которого выступала организация.   Диагностика определялась как-  «разновидность комплексного обследования организации», по содержанию же этот процесс описывался в терминах медицинских метафор, как «процесс, направленной на выявление симптомов патологии и болевых точек организации». В качестве же основных методов получения информации рассматривались —  интервью и игровые методы. В качестве же вспомогательных: анализ документов и статистика. (А. И. Пригожин, Б. З. Сазонов, В. Ш. Раппорт, Прохоров и др.).

Практикующие  заводские  социологи (группа В. В. Щербины) рассматривала «диагностику»  как элемент системы управленческих решений, ориентированный на задачи  связанные  оптимизацией функционирования или развития разнотипных соц. объектов (организация, целевая группа, работник) включенных в совместную деятельность.

Сравнительная таблица основных различий между «исследованием» и «диагностикой»

Средства проведения исследования. Средства диагностики.
Сфера применения Академическая наука Преобразующая и корректирующая практика
Объект Группа объектов одного класса Единичный объект
Цель Получение принципиально нового знания об объектах данного класса Получение информации, необходимой для  решения  вопроса о необходимости изменения в состояния (режим работы) конкретного  объекта.
Функция Расширение существующих представлений о природе и поведении объектов данного класса. Прогнозирование поведения конкретного объекта; принятие решения о необходимости вмешательства  в его состояние (режим работы)
Результат Изначально непредсказуем Итоги  диагностики изначально ограничены спецификой данного средства,  заложены в процедуре используемого диагностического средства
Содержание деятельности Выявление общего, типичного или закономерного в природе, строении или поведении объектов данного класса. Выявление специфичного и уникального в конкретном объекте. Того, что отличает его от других объектов данного класса
Специфика взгляда на объект Описание отдельных сторон или черт поведения объекта. Описание объекта как целостности
Ключевая функция Расширение и углубление знаний об объектах данного класса. А) Предсказание поведения (состояния) конкретного объекта.Б) Оценка его поведения, (деятельности, режима   функционирования или  через призму выполняемых им функций)
Отношение к информации Любая новая информация об изучаемых объектах важна и самоценна. Избыточная информация вредна. Информации нужно ровно столько и такой, чтобы решить конкретную практическую задачу.
Требование к процедуре Стремление к полноте описания объекта и  достоверности информации, предполагающее относительную сложность процедуры получения информации Стремление к простоте и удобству эксплуатации
Время, затрачиваемое на получение информации. Чем больше – тем лучше Оперативность получения информации как важнейшее требование (иногда даже ценой снижения  достоверности).
Специфика деятельности Не повторяющаяся, поисковая, сугубо творческая деятельность Повторяющаяся, рутинизированная деятельность
Возможность технологизации процедуры Не поддается алгоритмизации, технологизации и тиражированию Высоко алгоритмизирована,  технологизирована. Процедура изначально ориентирована на  тиражирование
Требования к лицу, получающему информацию Требуется  высокий уровень квалификации,  талант, фантазия. Не требует высокого уровня квалификации, фантазии и особого таланта. но требует к соблюдения технологии.

 

Современная ситуация  в России вынуждает управленцев и менеджеров быстро и безошибочно реагировать изменения. И насколько верно будет проведена диагностика, настолько верно могут быть приняты управленческие решения в целях   повышения конкурентоспособности организации.  Поэтому, такой методический инструмент, как диагностика   требует повышенного внимания и обсуждения.

25 мая 2012 г.

 Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах

Конфликтология и конфликты