Основная задача компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить человека УПРАВЛЯТЬ собственными знаниями, навыками и умениями, то есть уметь самообучаться и саморазвиваться. А рамкой, движущей силой в компетентности оказывается именно ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, которая приводит в действия все остальные элементы компетентности.
Ответственность означает не столько готовность «отвечать» за свои решения и действия, т.е. не только осознанность, но и готовность заплатить соответствующую цену за не выполнение взятых на себя обязательств.
Механизм повышения ответственности именно такой: чем ответишь, если не сделаешь, как сказал?
Компетентностный подход:
- описывает не столько знания и навыки человека, сколько поведение, действия, в котором проявляются (результируются) знания, навыки и способности – это позволяет напрямую связать применяемые знания с конкретными, измеряемыми результатами деятельности специалиста, а значит понимать причины успеха или неуспеха сотрудника, находить меры, которые позволяют усовершенствовать его деятельность;
- указывает не только на способность человека осуществлять требуемую деятельность, но и нести за нее ответственность – понимать каким образом достигается нужный результат, понимать собственные границы и постоянно их расширять – это повышает ответственность сотрудников, их самоуправляемость и самообучаемость.
В чем различие между компетентностным подходом и квалификационным?
Квалификация выражается уровнем подготовки, опыта, знаний, необходимых для выполнения конкретной работы. Квалификацией называют степень пригодности к какому-либо виду труда, а также уровень профессионального мастерства.
Компетентность означает ответственность и автономность (самостоятельность).
«Сотрудника принимают на работу за знания и опыт, а увольняют за отношение к делу».