Яндекс.Метрика

Конфликтологическая компетенция тьютора

Конфликтологическая компетенция тьютора

Фрагмент дискуссии на тему

«В поисках антропологического типа  человека, в контексте  деятельности тьютора в России»

(Стенограмма семинара в МПГУ «Компетентности тьютора»)

24.04.2010г.

Цой Любовь Николаевна: Сложно сразу с высокого метафизического уровня перейти на конкретику. И не хочется оттуда уходить, а с другой стороны понимаешь влияние, которое оказывает метафизика на тебя. Она тебя поглощает. Но, слушая уважаемого Михаила Константиновича, она меня не только поглощает, она еще вызывает яростное сопротивление. И я заметила, чему я сопротивляюсь. Я сопротивляюсь авторитету. Когда мы ссылаемся на авторитет и говорим, а вот такие-то сказали, я задаю вопрос. А что это значит для меня? Сегодня, какие есть авторитеты у молодежи? И есть ли они, если даже родители не авторитеты, профессора не авторитеты? Я преподаю в трёх вузах, на меня… первый курс, второй, третий, а четвертый так вообще задают вопросы по основаниям, по самоопределению (смеясь) И тогда приходится выбирать. Или вы сидите учитесь или вы уходите, потому что вы всё знаете.

Поэтому первый пункт для меня, если мы говорим о тьюторе как некоторой профессиональной функции, которая отличается от многих-многих, 99.999% профессий тем, что ни одна из них не конструировалась так, как сегодня начинает конструироваться искусственно эта функция. Практически все позиции и функции прописаны до нас. И от нас не требовалось думать, всё прописано. И тут впервые появляется функция и люди, которые хотят её сконструировать с учётом прогноза, с учетом анализа, а в какой же социокультурной ситуации мы находимся. И вот это для меня явилось самым важным. Эта позиция, можно сказать, новаторская. Эта идея – новаторская. А если она новаторская, значит нужно рассматривать её в контексте тех дисциплин, которые смотрели на новацию как на отдельное пространство, не как на традиционное. И когда Андрей пришёл к нам на практику и сказал, что хочет разобраться с конфликтами, может, там что-то интересное. Мы конечно посмотрели на него и стали на нём экспериментировать, моделировать (несколько смешков в зале)

Сергеев С.С.: У нас такой метод.

Цой Л.Н.: Да, у нас такой метод. И мы противостоим многим школам. Мы говорим, что мы не конфликтологи. Это интеллектуальная позиция, не потому что мы не уважаем. Потому что много чего не нравится в том, что сегодня есть. И в преподавании, и в самих исследованиях, и в самих работах в этой области.

Итак, я назвала свой доклад «В поисках…». То есть я свою претензию высказала, свой протест. Потому что если бы я не высказала, то я бы мучилась. Смотрела бы на вас как мышь на крупу (смеется)

Ещё одна вещь меня зацепила. У тьютора сейчас нет образа. А вы знаете, ведь мы уходим, говоря религиозным, верующим, мы уходим от греха. Мы же образ не делаем. А образ, в общем-то уже есть. И вот этом плане, я понимаю, как оберегает Татьяна Михайловна вас, уводя от греха.

В буддизме есть такое выражение. Каким богам веришь, те тобой и управляют. Какому образу поверишь, тот образ и будет тобой управлять.

Сергеев С.С.: Тем и станешь.

Цой Л.Н.: Да, тем и станешь. Итак, вступление сделано. Я познакомилась (улыбаясь)

Все о чём, а заяц о морковке (смеется) Потому что для меня конфликт – это метод и средство, и предмет и объект. Потому что, когда мы говорим о конфликте, мы мало понимаем, о чём мы говорим. Нам кажется, что это что-то негативное. И уже показала практика отрицательное отношение к конфликту.

И всё-таки я социолог, хоть имею философское образование. А социологическое мышление предполагает понимание событий, развивающихся в определенном социокультурном контексте. И я не могу начинать обсуждать какую-нибудь позицию вне контекста. Потому что я предам свою профессиональную область. Я буду тогда своими профессионалами социологами осмеяна и спущена ниже унитаза. Я не хотела бы. Поэтому, в каком всё-таки социокультурном пространстве мы находимся? И я задаю шесть вопросов, на которые я сейчас постараюсь ответить кратко. Я их не буду перечислять (они написаны на слайде)

В каком пространстве мы находимся, в котором формируется новая образовательная функция — тьютор? Вузы России, а я буду брать только вузы, потому что я специалист только в вузах, я не буду другие брать, находятся в эпицентре инновационного потока. Потому что то, что сформируется в образовании, мы же получим эффект через 10 лет. Мы уже будем смотреть на тех, кто управляет нами. Отсюда социологический смысл состоит не в самих технических изобретениях, на которых сейчас центрируется вся наука, а в отношениях между людьми и в изменении ценностных оснований их взаимодействия. То есть будем держать эти отношения и роли, и статусы, которые меняются сегодня. А они меняются. Лапина мы все знаем. У него хорошая книга. И мы хотели бы, чтобы тьюторы знали эти работы.

Итак, социологический аспект. То, что вам придется много знать – мы будем нагружать вас. Мы будем нагружать тьюторов, потому что избыточная среда предполагает – дайте много, а мы выберем. Мы вам дадим столько много…

(В зале смех и оживление)

Ковалёва Т.М. … чтобы было что выбирать.

Сергеев С.С.: Чтобы, когда начали плеваться, понятно было, что хотят выбрать (смеясь)

Цой Л.Н: Пока вы не начнёте сопротивляться, вы будете поглощать всё.

Итак. Мы знаем современного социолога – Гидденса. Он говорил, что социологический аспект инноваций заключается в том, что трансформируются нормы, правила и принципы социального взаимодействия всей статусной ролевой системы. То есть меняются статусы и роли, которые мы начинаем на себя примерять.

И сердцевину социальных инноваций составляет не то, что мы этого хотим. Мы находимся уже в глобальном потоке. И, как вы говорите, вот эта сеть. Да, мы в этой сети. А почему, зная, что происходит глобально, мы должны смотреть на эту глобальность и говорить, что мы подчинены ей. То есть то, что навязывается извне, возможно ли с ним что-то изнутри сделать?

Итак, три закона, под которые мы все попадаем:

  • Закон экономии времени.
  • Закон возвышения потребностей.
  • Закон перемены труда.

Хотите вы, не хотите, мы все с этим сталкиваемся.

И новая функция тьютора, или позиция, появляется в России в период политического курса России на инновационное развитие. Хотим мы, не хотим, а политическая воля нам что-то диктует. И в этом плане, мы что, будем противостоять этому курсу? А он изведан? Да, в общем-то, совершенно нет. Потому что есть очень рациональные вещи. И конкурентоспособность России зависит от того, каких студентов, каких специалистов мы выпустим за пределы вуза. Мы ответили на первый вопрос.

Второй вопрос. Каковы сущностные характеристики инноваций в образовании? Почему это важно? Потому что функция или позиция тьютора – это новая позиция в образовательном процессе. И она подчиняется некоторым сущностным характеристикам. То есть мы должны говорить – если это инновационная позиция, то какие-то сущностные характеристики от инноваций там должны присутствовать. В противном случае, это такая же позиция.

Итак, какие же? Перечисляем. Социальная инновация, как уже отмечено во многих работах классиков, сопровождается следующими процессами: высокая степень неопределённости, риск, обострение конфликтов, сопротивление имеет системный характер, актуализация противоречий, появление новых социальных институтов, а это институт тьюторства появляется, появление сложнопрогнозируемого побочного продукта. И конструирование этой позиции позволяет нам, по крайней мере, предвидеть и спрогнозировать, что же будет, если вдруг. А появление побочного продукта – мы его не сможем увидеть даже сегодня. И переход всей системы образования на новый уровень развития. Вот тогда мы говорим, что здесь инновация. В противном случае – это традиционный процесс. Там нет обострений. Там противоречия так не видны. Но как только в эту устоявшуюся структуру какой-то новый элемент, мы знаем, что это будет.

И объективным фактом является системное сопротивление. Еще есть фундаментальное свойство инновации. Стремясь к максимально безрисковой ситуации, она всё-таки является высокорисковым процессом. Потому что риск большой для людей, которые эти инновации производить. Конечно, если мы говорим о том, что изменения могут быть продуктивными, конечно могут, если они совпадают с глубинными тенденциями развития самого человека, если человек понимает, что в этих процессах он удовлетворяет потребность, которой не было до этого. В том числе и снятие противоречий, и разрешение конфликтов.

Но как это не парадоксально звучит, считал Льюис Козер, именно конфликт способствует созданию наиболее благоприятной среды для внедрения инноваций. И связывает он различные социальные элементы и социальные группы. То есть, если на конфликт мы сегодня смотрим отрицательно, то тьюторам нужно смотреть на конфликт совершенно иначе. Потому что они будут иметь дело с этим процессом, и я. И если вы отрицательно смотрите на конфликт, то вы с ним ничего не сделаете. Если рассматривать конфликт как естественный процесс, как процесс, который пронизывает всю нашу жизнедеятельность, то это позволит нам хоть что-то в нём обнаружить положительного.

Итак, мы ответили на вопрос, что сущностной характеристикой социальных инноваций в вузах являются конфликты. И поэтому мы приближаемся к тьюторству. Тьюторство будет сопровождаться конфликтами.

Третий вопрос. Всё-таки, какая специфика нового образовательного пространства? Потому что перед нашей группой стоит задача, поставленная Татьяной Михайловной, сделать курс, который был бы полезен тьюторам. Пока есть две заявки. Социология для тьюторов и конфликтология для тьюторов. И мы думаем, ведь вас нельзя готовить как управленцев, как педагогов, как психологов, вам нужно дать то, что отличает вас от других позиций. В противном случае, мы говорим – стандарт. А что такое стандарт? Вы также обучаетесь, как и другие. Итак, в новом стандарте третьего поколения упор делается на общекультурные и профессиональные компетенции. Это означает формирование объёмного культурно-смыслового видения социальной реальности, в которой осуществляется новая деятельность. То есть, можем ли мы конструировать позицию вне этого контекста? Для меня очевидно – не можем.

В центре внимания тогда ставится конфликтологический подход. Его невозможно сформировать в рамках академических дисциплин. Это требует функции интерактивных игротехнических форм, это требует совершенно других технологий. И здесь как бы мы не хотели и как бы мы отрицательно не относились к технологиям, гуманитарные технологии должны присутствовать, когда мы формируем компетентность.

Здесь есть, конечно, проблема. Дело в том, что преподавателей вузов никто не учил технологиям. Они сами учатся. Причем нет никакого стимула. Преподаватель сам видит, что ему скучно. Он начинает развивать свои технологии и преподает интересно или неинтересно. Есть большая ниша – обучение педагогов игротехническим и интерактивным формам. И я посмотрела по всем вузам, кто этому учит? Да нет ни одних курсов, все коммерческие. То есть хоть какой-то бы вуз взял. Это же тоже деньги, это потребность, и она необходима. Ко мне обращаются преподаватели. А я не могу научить креативу. Вот эту идею я ношу. Какой вуз возьмётся? Откройте центр по подготовке, так вам все вузы будут готовы заплатить за таких преподавателей. Потому что это показатель конкурентоспособности вуза.

Каждый год Высшая Школа Экономики проводит выездные конференции. Приглашает из всех регионов, из всех столичных вузов тех, кто хотел бы поступить в ВШЭ. Что делает Высшая Школа Экономики? Она презентирует преподавателей, обладающих игротехническими методами. И когда я в этом году прихожу, студентка магистратуры говорит: «я увидела, как Вы работаете, и хотела попасть только на этот факультет, потому что я знаю, что Вы здесь работаете». Но это частное. Но у нас много хороших преподавателей. И когда студент выбирает технологично, а не просто информационно.

Цель компетентностного подхода. Нам предстоит расписать по всем параметрам все дисциплины. Владеть, иметь, быть, знать и уметь. Но, конечно, эта работа еще предстоит. И если мы сейчас хотим строить новую программу для тьюторов, то нам нужно это расписать. В противном случае, Татьяна Михайловна скажет, что таких программ полно, откройте интернет, заходите и всё есть. Мы не хотим быть как все, и все программы должны отличаться.

Тогда для чего эта компетентность? Ясно, что для повышения конкурентоспособности и самого человека и России. В противном случае, если мы не научим наших специалистов будущего разрешать конфликты, то мы скатимся туда, куда говорил уже Вавилов М.К.

Итак, мы ответили еще на один вопрос. Почему нужна конфликтлогическая компетентность? Для того, чтобы российские вузы готовили конкурентоспособных специалистов, могущих вытащить Россию на уровень мировой конкуренции.

Четвёртый вопрос. В какой ситуации сегодня находится вуз? Отвечаем. Вузы сегодня представляют собой конгломерат разных типов конфликтных ситуаций и конфликтов. И мы выявили несколько существенно явных типов:

  • Конфликты внутри вузов
  • Конфликты между отдельным студентом и вузом
  • Конфликты между вузами (конкуренция за студентов)
  • Конфликты вокруг вузов (по поводу того, какие заказы от вузов можно взять)
  • Вузы в зоне военных конфликтов
  • Конфликты между государством и вузами (например, по поводу аттестации)

Но есть содержательные аспекты внутри вузов. Их несколько:

  • Межнациональный
  • Конфликт по поводу вымогательства денег, взятки
  • Межэтнические конфликты
  • Конфликты по поводу выборов ректоров
  • Конфликты по поводу аттестации преподавателей
  • Конфликты по поводу оплаты труда преподавателей
  • Конфликты по поводу увеличения оплаты студентам за обучение

И эти конфликты нарастают. Посмотрите зоны (подходит к экрану и показывает зоны на слайде), мы их расписали между студентом, администрацией, между преподавателями. Они явно видны и они везде есть. Но проблема в том, что формы управления разные и незаметно, казалось бы, ну там стычка, ну раздор, ну поссорились, ну не согласовали. На самом деле, всё это критерии, от которых в критические моменты появляется взрыв. Взрыв протеста, с которым сегодня справляются силовыми методами, административным ресурсом. То есть, профессиональной организации разрешения конфликтов сегодня нет. Профессиональной схемы даже нет, методологической схемы, концептуальной схемы – нет. Схемы как разрешать конфликты в вузах.

И можно констатировать сегодня, что вузы пронизаны конфликтами, и право силы доминирует над бессилием права. Представляете себе, наши студенты, магистранты, которые прожили 5-6 лет в вузах, с такой ментальностью, с такой установкой, что сила сильнее права, сила власти. Они же выходят с этими установками в общество. И что получается, что протестное сознание формируется в вузах, и оно взрывается уже в обществе, когда нет контроля, когда человек остаётся один на один с собой. 

Чем сегодня профессионально не занимаются ни преподаватели, ни администрация вузов? Во-первых, они не занимаются профилактикой конфликтов и оказания профессиональной помощи студентам, которые оказались в конфликтной ситуации. Стихийно, не методично, возникли несколько механизмов. По всей России всего три таких механизма в нескольких городах.

Студенческий телефон доверия, горячая линия. Студенты сами объединились, сделали горячую линию, и студент может позвонить. И там психологи их обучили как минимально, но хотя бы поговорить со студентом, чтобы он не совершил что-то.

Второе – это переход на дистанционное обучение, чтобы минимизировать контакты между агрессивными сторонами, студентами и преподавателями. Представляете, до чего дошло. Дистантное средство является средством снятия конфликта. С одной стороны, это хорошо, а с другой – это же какая неспособность преподавателей наладить нормальные отношения, человеческие. Но я, сам по себе хочу сказать, если вижу агрессивного студента, я говорю, что мы открываем форум специально для тебя, чтобы обучать тебя там и отвечаем на вопросы дистантно. Это позволяет снять хотя бы психологическое напряжение.

И правозащитный совет Петербурга. Он учрежден некоторыми правозащитными организациями, но это, конечно, политический механизм. Для того, чтобы набрать электорат и молодёжь к себе привлекать.

Я уже говорила, что мы выпускаем студентов с протестным состоянием сознания и потом получаем всё, что мы имеем. Вузы способствуют формированию протестных настроений против власти, против тех, кто рядом, против управления, против преподавателей.

Какую задачу можно сегодня поставить перед новой профессиональной позицией и функцией – тьютор в вузе? Если мы, управленцы всех уровней, понимаем, что инновационный путь развития России не возможен без конфликтов, и это сущностная характеристика, то тогда необходимо не только исследовать, потому что вузы должны исследовать, сегодня это такое направление, но и способствовать формированию инновационного климата, коллективных установок на восприятие инноваций, конфликтогенных и рисковых по своей сути. И тогда инновации, которые сегодня есть в вузах, как они воспринимаются, как они живут, как они развиваются? Это именно тот опыт, с которым может столкнуться студент или магистрант или даже преподаватели. Потому что преподавательская среда – протестная при всей своей, иногда, инновационности.

И вот в России открыта первая магистратура для подготовки так называемых тьюторов. И мы посмотрели внимательно сайт вашей ассоциации, изучили все ваши работы, внимательно. Что мы можем там взять?

Вы раскручиваете институт тьюторства. И вот эта сама раскрутка очень сложная. Почему? Да потому что каждый раз, как только мы говорим о тьюторстве, нам приходится говорить о том, что есть тьютор. Ничего нет, не сконструировано, а работы есть, а четкости нет. И мы поставили задачу. Ведь каждый раз, когда тьютор с новой позиции, также как и нам, мы говорим «мы конфликтменедмент», «а кто такие?», «а вы не конфликтологи?», «нет мы не конфликтологи», то есть надо знать, что я есть и что я несу. По крайней мере, в речи, в языке это должно быть. А мы пока не можем сформулировать. Следующая встреча, которая будет, очень важна — семиотика.

Итак, введение в образовательный процесс новой профессиональной позиции, вероятнее всего, необходимо для решения главной задачи – это (я как заяц, который держит свою морковку) (смеется) разрешение конфликтов с целью нахождения баланса между разными субъектами образовательного процесса. Возможно тогда, получив такой опыт, студент магистрант, выйдя за пределы вуза, может нести его на себе. Сейчас он несет на себе нечто иное. Я не говорю о тех вузах, где сложился механизм. Но я не видела, чтобы было уже описано, как работает этот механизм.

Мы знаем работы Мерлина. Развитие и разрешение конфликтов представляет собой острую форму развития личности. И в психологическом конфликте изменяются прежние и формируются новые отношения личности. Изменяется сама структура личности. Более того, психологический конфликт – необходимое условие развития. То есть, как мы можем использовать конфликт как средство? А для этого нужны знания, потому что сейчас мы не можем использовать его как средство. Мы рассматриваем его как патологию, как нечто негативное, разрушающее.

С одной стороны, нам необходимо создавать условия для максимального сглаживания или минимизации индивидуальных устремлений с целью того, чтобы разрушительные тенденции приостановить. А с другой стороны, нам необходимо формировать индивидуальные установки, направленные на достижение индивидуальных, частных целей и интересов образовательных программ. И не в ущерб целостности и стратегического развития и организации Вуза и самого человека или какой-то группы.

Таким образом, можно зафиксировать. Тьютор – это новая новаторская позиция и она конструируется в процессе обучения. И внедрение тьютора как новой формации, то, о чём постоянно говорит Татьяна Михайловна, будет сопровождаться системным сопротивлением в соответствие с сущностными характеристиками инноваций. Это из теории, но это не факт, что так будет и в таких формах будет проявляться. Но системное сопротивление будет. Хотим мы или не хотим. Потому что это неизвестное.

И тьютору предстоит не просто самоопределение, а экзистенциальное самоопределение в социокультурном пространстве, в которое мы хотим выбросить специалистов. Это первый шаг на пути института тьюторства – экзистенциальное самоопределение.

И, конечно, Олег Анисимов, нынешний методолог, много пишет о самоопределении. И он это связывает с вхождением или невхождением в ту или иную деятельность. Но сейчас не стоит вопрос кому входить, кому не входить. Магистратура набрана. Я разговаривала с завкафедрой и говорила о тьюторстве в одном из столичных вузов. Завкафедрой сказала: «я завтра дам задание, и у меня через неделю все станут тьюторами».

Сергеев С.С.: Все преподаватели станут тьюторами (смеется)

Цой Л.Н.: Все преподаватели станут, куда они денутся! Дадут задание, дадут приказ, я выполню. И что наша работа, 10-15 выпускников? И вся страна, покрытая тьюторами.

Жан Поль Сартр, конечно, сформулировал более точно, что такое есть экзистенционально самоопределение и оно мне очень нравится. Оно помогает во многих конфликтах, для студентов в том числе. Важно не то, что из меня сделали, это к вам, уважаемый Вавилов, а то, что я делаю сам с тем, что из меня сделали. Важно не то, куда меня сеть втянула. Важно, что я сделал с тем, куда меня эта сеть тянет. Поэтому вот эта мрачность и давление – оно должно быть, но не ради устрашения. Где страх – там спасение.

Сергеев С.С.: Бояться – полезно (смеется)

Цой Л.Н.: И вот к чему мы пришли в результате маленького исследования. Нам необходимо подготовить программу спецкурса – «Антропология конфликта: человек в конфликте, конфликт в человеке». И это совершенно не социология, не психология и таких книг нет, такого курса нет. Это новый курс, который мы будем для вас разрабатывать.

Маленький экскурс в античность. Итак, я посмотрела и для некоторых авторов, исследователей Аристотель явился прототипом тьютора. Если мы признаём, что Аристотель был прототипом тьютора, а я признаю, потому что он вырастил Александра Македонского и это большая история, красивая, то мы можем выявить протомодель – при каких условиях возможно тьюторство в античности. Почему это протомодель? Да потому что вы увидите, что это настолько сегодня жизненно, реально и современно.

Итак:

  • Приглашение учителя к своему ребёнку мог позволить только богатый человек.
  • Этот человек осознаёт, что учитель обладает теми знаниями, которых у него нет.
  • Он доверяет учителю.
  • Он приглашает его для конкретной задачи. (Филипп пригласил Аристотеля для того, чтобы он научился Александра, как повелевать македонянами.)
  • Чтобы принять приглашение на эту роль, учитель должен быть уверен в том, что влияние может привести к совершенствованию ученика.

Это было более двух тысяч лет назад. Но разве это не современно?

Итак, перейдём модельно через две тысячи лет в наше время. Когда возможен тьютор?

  • Приглашать тьюторов могут только устойчивые, процветающие, богатые и конкурентоспособные вузы. В бедных вузах нечего делать тьютору. Там можно любого преподавателя назначить.
  • Руководство этих вузов осознаёт, что тьюторы обладают теми знаниями и навыками, которые отсутствуют у педагогов в коллективе.
  • У администрации вуза сформировано доверие к институту тьюторства.
  • Тьюторов приглашают на конкретные задачи. И они осознаны заказчиком.
  • И чтобы принять приглашение на роль тьютора, тьютор должен быть уверен, что его деятельность может привести… И вот здесь у меня вопрос. А к чему?

Мы не нашли ответа к чему же всё-таки приведёт. Потому что, когда мы говорим о навигационной функции, то вероятнее всего, тьютор не может привести никуда, он сам должен куда-то прийти. Это вопрос для нас.

От вопроса к вопросу. Что есть и какое должно быть мировоззрение тьютора? Потому что мировоззрение Аристотеля разложено по полочкам и исследовали хорошо. И какие вузы готовы сегодня пригласить тьюторов? Это нужно маркетинговое исследование. Потому что сегодня вузы должны заниматься и исследованием и обучением. Тогда можно, по крайней мере, исследовательское мышление формировать у студентов, а не только транслировать знания.

Здесь список литературы. (Указывает на слайд, см. Приложение) И схема рефлексии (на следующем слайде) Вопросы?

Ковалёва Т.М.: Скажите ещё раз, как будет называться ваш спецкурс.

Цой Л.Н.: «Антропология конфликта: человек в конфликте, конфликт в человеке». Мне кажется это очень красиво.

Ковалёва Т.М.: Да-да.

Цой Л.Н.: Но мы долго не могли сформулировать тему. До тех пор, пока не изучили, чем живёт сегодня ваша ассоциация, Татьяна Михайловна. Все эти два месяца мы с Андреем изучали эти работы. Поэтому большое Вам спасибо за Андрея (смех в зале) и за возможность нам открыть…

_____________

В поисках антропологического типа  человека, в контексте  деятельности тьютора в России

 ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ