Конфликтоустойчивость как системный фактор сохранения целостности и устойчивого развития человека, общества и государства.
(Цой Любовь Николаевна – канд.соц.наук)
Аннотация. статье раскрывается значимость конфликтоустойчивости, как системного фактора сохранения целостности и устойчивого развития человека, общества и государства; раскрываются специфика формирования конфликтоустойчивости и принципы экологической безопасности, представлена схема конфликтологической компетенции.
Ключевые слова: конфликт как социальный объект, стрессоустойчивость. конфликтоустойчивость, конфликтологическая компетентность,
Преамбула.
Конфликтогенность в мире преодолевает все мыслимые пороги цивилизованной коммуникации, вовлекая в информационное пространство все большее число индивидуальных и коллективных субъектов взаимодействия. Мир оказался под угрозой потери главного завоевания второй половины XX века — локализация конфликтов главных субъектов европейской цивилизации на территории «малозначимых» третьих стран, продолжение глобальной войны за счёт «малоценных» для традиционного европейского расизма народов.[1] Появление новых видов конфликтов разной степени интенсивности и форм, приводят к разрушению сложившихся государств, разрушению международных норм права. Мир стремительно приближается к опасной черте военного противостояния времен второй мировой войны. Агрессивное поведение, физическое насилие и угрозы, психологическое давление, негативные эмоции, стрессы, высокая степень неопределенности, риски и сложно-прогнозируемая ситуация – вот та реальная, в которой приходится осуществлять свою деятельность многим людям, и в этом смысле, перечисленные выше факторы являются уже некоторой нормой жизни и деятельности. Россия поставлена в условия борьбы не только за само свое независимое существование от ядра мировой финансово-экономической системы, но вынуждена бороться за сохранение свое целостности, сохранения своего человеческого потенциала, который находится в зоне риска и разрушения. Психологи разработали понятие «стресса» применительно к организму человека. Но не менее значимым является такое качество системы, как конфликтоустойчивость, защищающая целостность системы (государства, человека, общества) от разрушения, обеспечивая ей устойчивое развитие.
Конфликт как социальный объект: от западной конфликтологии к российскому варианту разрешения конфликтов
Распад СССР обнажил кризис гуманитарных наук, так как в основании их рождения и развития — была положена ИДЕЯ конфликта двух идеологий – отечественной (социалистической/коммунистической) и западноевропейской (буржуазной). После распада СССР – гуманитарные/общественные науки в России были лишены идеологической составляющей, и конфликт ИДЕЙ оказался ничтожным перед открывшимися возможностями развития демократии и рыночных отношений по западному образцу.[2]
Российские исследователи стали искать новые подходы и парадигмы, позволяющие осознать природу конфликтов, вне советской/коммунистической идеологии. Исследование конфликтов выводят нас в более обширную область наук о человеке, в которых проблемы борьбы добра и зла, сущего и должного, автономности и совместности, истины и лжи находятся в центре внимания философов, психологов, историков, политиков, писателей и каждого мыслящего человека.
В Россию конфликтология «пришла» с Запада после 90-х годов ХХ века, но только через 25 лет стало ясно, что направление мысли западной конфликтологии, тщательно уводит в сторону от рефлексии исторических процессов и реального положения дел на глобальном уровне, как предельной рамки рассмотрения конфликтных процессов в мире. Необходимо констатировать, что западная конфликтология – не дает ответы на многие вопросы, а российская конфликтология находится на этапе критического переосмысления конфликтологического инструментария, пришедшего в Россию с Запад. Гуманитарные/социальные знания в странах Запада и США носят сугубо инструментальный характер, видимо, поэтому американские исследователи разрабатывают все социальные концепции как универсальные, чего нельзя сказать про социальные науки в России. Возможно, что этот факт позволяет понять действия США на международной арене, так как они технологично повторяются одинаково, например, при экспорте революций для свержения власти во всех странах. Так, с 1953 года США, как минимум 80 раз организовывали успешные или неудачные перевороты в зарубежных странах.
События в Украине показали, что действия западных стран ЕС и США в конфликтах отличаются от действий России на мировой арене. Есть основание полагать, что между тем, что пишут современные западные конфликтологи о конфликтах и тем, что делают западные страны ЕС и США, не только большая разница, но и большие эпистемологические проблемы познания.
Конфликт как социальный объект в контексте глобальных процессов.
Проблемами познания социальных объектов занимался советский, а затем российский философ Зиновьев А.А. После его многочисленных работ общественному сознанию России и всему Миру стала понятна историческая значимость «советского Проекта», ценность российского государства в мире, а также опасность для России — исчезнуть с лица земли. Методология социального познания Зиновьева А.А. опирается на вполне определённые онтологические предпосылки, касающиеся природы объектов, с которыми имеет дело социальное познание. Зиновьев А.А. называет их социальными объектами, как объединения людей и люди как члены таких объединений. Содержание социальных объектов во многом зависит от процесса и результата публичной коммуникации между всеми субъектами взаимодействия и многочисленными наблюдателями. «О социальных объектах думают почти все нормальные здоровые люди. Причем даже самая примитивная мысль человека о каком-то социальном объекте есть либо его собственно открытие, либо заимствованная у других людей, сделавших это открытие. Та, что всякий человек — в какой-то мере исследователь социальных объектов. Говоря о социальных исследованиях, я буду иметь в виду всю сферу думания о социальных объектах, а не только профессиональные исследования».[3] [3] «Конфликт» как эмпирический объект, относится к социальному объекту, феноменально наблюдаемому, данному в опыте, его «строят»/конструируют объединения людей и люди как члены таких объединений. Но что-то знать о социальных объектах и научно понимать их – не одно и то же. «Научный подход к социальным объектам составляет лишь ничтожную долю в колоссальной продукции сферы профессиональных социальных исследований».[4][4] Социальные объекты, как – объекты эмпирические, возникают, исчезают, претерпевают трансформацию. Социальные объекты, изучаемые логикой, являются результатом деятельности человека в том смысле, что они не даны в готовом виде ни в природе, ни в языке, люди создают их. Так, например, процесс глобализации происходит естественно, а создание сверхобщества конструируется западными политтехнологами и политиками, создается искусственно. Зиновьев А.А. содержательно раскрыл процесс глобализации и выделил в ней две составляющие:
- объективный процесс расширения и углубления связей между государствами, странами, народами, различными сферами жизни общества. Устанавливается мировой порядок, когда в каждой точке, в каждом регионе планеты отражаются общемировые процессы. Сами объективные законы организации больших масс людей детерминируют движение стран, народов навстречу друг другу. В этом смысле глобализация – закономерное явление, противиться ей бессмысленно;
- инструмент экспансии Запада и США, понимаемого как определённая система устройства общества (западнизм) на весь мир. Глобализация выступает как мировая война нового типа, как экспансия политическая, экономическая, социальная, культурная, обеспечивающая Западу и США господствующие позиции в мире.
Формирующееся в ходе глобализации сверхобщество будет представлять собой не горизонтальную сетевую структуру, о которых так любят писать и говорить, а вертикаль с отношениями господства и подчинения, лидерства, управляемых и управляющих. Вполне естественно, что равенства, справедливости, благоденствия для всех стран и народов глобализация с собой не несёт. События мирового развития и факты подтверждает этот логически обоснованный тезис. Глобализация протекает как управляемый процесс, обеспечивающий сохранение доминирования – политического, экономического, социального – для США и стран Запада, в ее рамках рождаются, формируются новые центры силы, идет жестокая борьба за будущее. «Проблема будущего, интересующего нас, есть не просто проблема физического хода времени. Это — проблема социального статуса будущего, отношения к нему людей, их поведения в социальном пространстве. И в этом смысле будущее человечества не валяется, как попало. Оно уже прибрано, в основном захвачено, поделено, упорядочено. Оно уже приготовлено для определенного способа использования».[5] Ключевым в становлении того или иного типа будущего является фактор понимания, так как, чем быстрее развиваются технологии, тем очевидней, становится, что будущее, за которое идет ожесточенная борьба и войны, рассчитать нельзя. В ситуации высокой степени неопределённости, государство и общество должны быть конфликтоустойчивы, чтобы защитить свою целостность от разрушения как извне, так и изнутри. И в этом плане государство и общество, каждый человек нуждаются в технологиях формирования конфликтоустойчивости и стрессоустойчивости.
Конфликтоустойчивость как системный фактор управленческой деятельности в разрешения конфликтов.
Конфликтоустойчивость, как устойчивость к конфликту – требует своего пояснения. О каких конфликтах идет речь. Испокон веков и до наших дней эффекты конфликтофобии, боязни конфликтов, были и остаются очень устойчивыми.
В общественном сознании укоренилось отрицательное отношение к конфликту, потому, что мало кто сомневается в том, что:
- Конфликт вреден и опасен для человека, организации, государства и общества.
- Конфликт показатель плохой работы руководителя (менеджера).
- Конфликтный человек опасен.
- В организации не должно быть конфликтов.
- От конфликта надо уходить и не обсуждать его в коллективе.
- Конфликт — это состязание, в котором победа будет за сильнейшим.
- В конфликте надо обязательно победить.
- Конфликт разъединяет людей.
- Конфликт — это стресс, в конфликте человек теряет здоровье и приобретает психосоматические заболевания.
- Конфликт показатель болезни организации.
- Основной причиной конфликта в организации является плохое управление.
- Причиной конфликтов являются личностные характеристики людей.
- Конфликтный человек — это агрессивный человек.
- Конфликт не бывает без насилия и агрессии.
- Гармонические отношения не совместимы с конфликтными отношениями.
Отрицательное отношение к конфликту является следствием тотального отождествляя конфликта:
- с насилием,
- враждебностью,
- с агрессией,
- с негативными эмоциями,
- с разрушением.
Необходимо отметить, что отрицательное отношение к конфликту, как к ситуации столкновения (конфликт) интересов, ценностей, мнений целей — вполне устраивало советское общество, в котором не признавались конфликты, так как не было почвы для них. СССР »развивалось» по бесконфликтной модели, парткомы и профкомы знали как разрешать конфликты в организациях или в семьях. Разрушение СССР и признание ценности демократии и рынка в российской конституции — вынуждает признать столкновение (конфликты) разных интересов и борьбу за рынки, а также борьбу за власть и влияние на нее — как НОРМУ. Поэтому разрушение сложившихся в советское время общественных стереотипов — это первый шаг к конфликтоустойчивости.
Непрофессиональный взгляд на конфликт заключается в искажении его сути, страхе перед ним, неспособности справиться с последствиями стрессов и нежелании (или неспособности) видеть в конфликте конструктивный потенциал людей и организации. Управленцы – это те, кто управляет конфликтами, те, кто проектирует, прогнозирует и предвидит процесс развития конфликта, ставя в конфликтах свои цели и задачи, достигают их, привлекая дополнительные ресурсы всех конфликтующих сторон.
Таким образом, конфликтоустойчивость – это устойчивость к разрушению целостности системы/организации в конфликте, способность рассматривать конфликт, как возможность развития деятельности, человека/общества/государства. Как важнейшая характеристика системы, она предъявляет определенные требования к институту управления, который может быть защищен только в случае, если специалисты/управленцы развиты как личности, образованы, стрессоустойчивы и знают о том, что происходит в мире, способны занять гражданскую и профессиональную позицию, защищая ценности и интересы российских граждан в правовом поле и в коммуникации. В этом смысле можно говорить о конфликтологической компетентности, как важнейшей компетенции специалистов, ставящих своей задачей сохранения целостности и конфликтоустойчивости системы/организации.
Конфликтологическая компетентность во всех сферах управленческой деятельности.
Профессиональные компетенции опираются на определенные идеи, то есть немыслимы вне идеологии, как совокупности понятий, суждений, идей, учений, концепций, убеждений, мнений и т.п. Специалисты по безопасности должны знать, что в условиях конфликтов и стрессов, является самым важным для осознания человеком самого себя, своих ресурсов, природного и социального окружения. Для этого необходимо описать, какими свойствами должен обладать специалист и какие функции он выполняет в конфликтах и конфликтных ситуациях. Так, например, даже информация в СМИ о специалисте (о любом человеке), которая не соответствен фактам, его личной жизни – может привести человека в состояние дистресса, к инфаркту и инсульту, сократить ему жизнь и даже лишить его жизни.
Существует несколько базовых работ, в которых изложены основные максимы конфликтологической компетентности. Так Л. Козер утверждает, что конфликт – это интегрирующее явление, соединяющее и связывающее, а не отталкивающее, разъединяющее или разобщающее. Понимание интеграционного процесса в конфликте, является самым важным в сохранении целостности системы, в случае, если мы признаем, что любой конфликт амбивалентен. Характеристики конструктивности или деструктивности конфликт приобретает в процессе своего развития в соответствии с установками и отношением конфликтующих сторон.
Конструктивным он становится в том случае, если в самом столкновении или перед ним происходит оформление действия для этого столкновения, удерживается предмет столкновения и цели субъектов в конфликте. Конфликтологическая компетентность – это умение специалиста разобраться, насколько точно в конфликте представлены именно те противоречия, которые в этом процессе могут и должны быть разрешены, то есть умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению, это способность предвидеть ход развития конфликта, его результаты, варианты развития событий конфликта, объективировать их в схемах, знаках и делать «конфликт» темой отдельной специально организованной деятельности.
В психологической литературе конфликтологическая компетентность имеет свою структуру и компоненты, включающие: знаниевую компоненту: знания о причинах появления конфликта, закономерностях его развития и протекания, знания о поведение, общении и деятельности конфликтующих субъектов в конфликтной ситуации, их психических состояниях и прочее.
Гностическая компонента заключена в знаниях психологических характеристик конфликтной личности. Проектировочный компонент предполагает умение предвосхищать действия субъектов конфликта, их поведение в ходе конфликта, применяемые приемы конфликтного взаимодействия, динамику конфликта, его последствия. Конструктивный компонент раскрывается в умении воздействовать на оппонентов, влиять на их отношения, оценки, мотивы и цели конфликтного взаимодействия; умение формировать общественное мнение по отношению к субъектам конфликта (умение осуществлять профилактику конфликта и разрешать его на справедливой основе, выступая в качестве «третейского судьи»). Коммуникативная компонента позволяет осуществлять эффективное общение со сторонами конфликта с учетом не только их личных особенностей, эмоциональных состояний, но и с учетом их стратегических целей и тактических задач, ценностей и правил взаимодействия.
Следует особо подчеркнуть неотъемлемую связь конфликтологической компетентности с коммуникативной. Коммуникативная компетентность – рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия, включающих в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности.
Основные моменты, важные для формирования конфликтоустойчивости системы
В России необходимо разработать методологию формирования конфликтоустойчивости систем/организаций. Предлагается рассмотреть несколько основных направлений в методологии формирования конфликтоустойчивости:
- Защита национального суверенитета.
- Восстановлением личного суверенитета каждого гражданина, общественного объединения, социальных групп и самоконтроля над собственной психикой, состоянием сознания.
- Защита от тотального контроля над поведением и поражением общественного сознания людей
- Запрет на выращивание извне оппозиционных/конфликтующих групп.
- Формирование социального и психологического иммунитета против стресса и манипуляций.
- Формирование такого сознания руководителей и разработка методик работы регуляторов ложных целей и негодных методов позволяет легко ими манипулировать, используя для саморазрушения собственной экономики и подчинения проводимой политики внешним интересам.
- Игнорировать негативный эффект западных санкций и попыток изоляции, используя этот фактор для развития российской экономики и производства.
- Развивать собственные технологии во всех сферах деятельности.
- Многократно увеличить ассигнования на НИОКР в ключевых направлениях роста нового технологического уклада.
- Обеспечить кардинальное повышение ответственности руководителей институтов развития за эффективное использование выделяемых средств.
- Следует разрабатывать стратегически и тактически ясные ориентиры всем социальным группам и общественному мнению по объективному международному и внутреннему положению страны.
- Создавать собственную глобальную систему международных расчетов.
- Ужесточить ответственность за разрушение целостности государства, организаций и сообществ.
- Следует установить целевые показатели работы управленческих структур в контексте конфликтоустойчивости вверенной им организации.
В связи с тем, что роль России в мире как гаранта устойчивости внутреннего социального и экономического порядка возрастает, а целостность России не может быть гарантирована, проблема сохранения целостности российского государства может быть поставлена и решена только в контексте конфликтоустойчивости системы и (в идеале) стрессоустойчивости каждого человека, и уклониться от этой работы Россия не имеет права.
[1] Тимофейцев С.Н. Закат Заката и восход Восхода
[2] Цой Л., Магдеев Д. Конфликт: два знаковых контента понимания и интерпретации/Журнал «Власть» №09.2015. с. 78-83
[3]Зиновьев А.А. Фактор понимания. М.: Агентство «Социальный проект». 2011. С. 162
[4] Там же. С.165
[5] Там же. С. 512.
(Цой Л.Н. Конфликтоустойчивость как системный фактор сохранения целостности и устойчивого развития человека, общества и государства//Материалы XVII международной научно-практической конференции Академии управления МВД России (Москва 26 ноября 2015 г.) -М., 2015 г. С.133-140)
____
ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ
Конфликтология и конфликты