Яндекс.Метрика

Конфликтоустойчивость как системный фактор сохранения целостности и устойчивого развития человека, общества и государства.

Конфликтоустойчивость как системный фактор сохранения целостности и устойчивого развития человека, общества и государства.

Конфликтоустойчивость как системный фактор сохранения целостности и  устойчивого развития человека, общества и государства.

 (Цой Любовь Николаевна – канд.соц.наук)

 Аннотация.  статье раскрывается значимость конфликтоустойчивости, как системного фактора сохранения целостности и устойчивого развития человека, общества и государства; раскрываются  специфика формирования конфликтоустойчивости и    принципы экологической безопасности,  представлена схема конфликтологической компетенции.

Ключевые слова: конфликт как социальный объект, стрессоустойчивость.  конфликтоустойчивость, конфликтологическая компетентность,

Преамбула.

Конфликтогенность в мире преодолевает все мыслимые  пороги цивилизованной коммуникации,  вовлекая    в  информационное пространство    все большее число   индивидуальных и коллективных субъектов   взаимодействия.   Мир оказался под угрозой потери    главного завоевания  второй половины XX века — локализация конфликтов главных субъектов европейской цивилизации на территории «малозначимых» третьих стран, продолжение глобальной войны за счёт «малоценных» для традиционного европейского расизма народов.[1]  Появление новых  видов конфликтов    разной степени интенсивности и форм, приводят к  разрушению сложившихся государств, разрушению международных норм права. Мир стремительно приближается к опасной черте военного противостояния времен второй мировой войны. Агрессивное поведение, физическое насилие и  угрозы, психологическое давление, негативные эмоции, стрессы, высокая степень неопределенности, риски и сложно-прогнозируемая ситуация – вот та реальная, в которой  приходится осуществлять свою деятельность многим людям, и в этом смысле,  перечисленные выше факторы являются уже некоторой нормой жизни и деятельности. Россия поставлена в условия борьбы не только за само свое независимое существование от  ядра мировой финансово-экономической системы,  но   вынуждена бороться  за сохранение свое  целостности, сохранения своего человеческого потенциала, который находится в зоне риска и  разрушения.  Психологи разработали понятие «стресса» применительно к организму человека. Но не менее значимым является такое качество системы, как конфликтоустойчивость, защищающая целостность системы (государства, человека, общества)  от разрушения, обеспечивая ей устойчивое развитие.

Конфликт как социальный объект: от западной конфликтологии к российскому варианту разрешения конфликтов

          Распад СССР обнажил кризис гуманитарных наук, так как в основании их  рождения  и развития — была положена ИДЕЯ  конфликта двух идеологий  – отечественной (социалистической/коммунистической) и западноевропейской (буржуазной). После распада СССР –  гуманитарные/общественные науки в России были лишены идеологической составляющей, и конфликт ИДЕЙ оказался ничтожным перед открывшимися возможностями развития демократии  и рыночных отношений  по западному образцу.[2]

Российские исследователи стали  искать   новые подходы и парадигмы, позволяющие осознать природу конфликтов, вне советской/коммунистической идеологии.   Исследование конфликтов  выводят нас в более обширную область  наук о человеке, в которых проблемы борьбы добра и зла, сущего и должного, автономности  и совместности, истины и лжи находятся в центре внимания   философов, психологов, историков, политиков,  писателей и каждого мыслящего  человека.

В  Россию  конфликтология «пришла» с Запада после 90-х годов ХХ века, но только через 25 лет стало ясно, что направление мысли  западной конфликтологии, тщательно уводит  в сторону от рефлексии исторических процессов и реального положения дел на глобальном уровне, как предельной рамки рассмотрения  конфликтных процессов в мире. Необходимо констатировать, что западная конфликтология – не дает ответы на многие вопросы, а  российская конфликтология находится на этапе критического переосмысления  конфликтологического инструментария, пришедшего в Россию с Запад. Гуманитарные/социальные знания  в странах Запада и США носят сугубо инструментальный характер, видимо, поэтому американские исследователи  разрабатывают все социальные концепции как универсальные, чего нельзя сказать про социальные науки в России. Возможно, что этот факт позволяет понять действия США на международной арене, так как  они технологично повторяются одинаково,  например, при экспорте революций для свержения власти во всех странах. Так, с 1953 года США, как минимум 80 раз организовывали успешные или неудачные перевороты в зарубежных странах.

События в Украине показали, что действия  западных стран ЕС и США в конфликтах  отличаются от действий России на мировой арене. Есть основание полагать, что между тем, что пишут современные западные конфликтологи  о конфликтах и тем, что делают западные   страны ЕС и США, не только большая разница, но и большие эпистемологические проблемы познания.

Конфликт как социальный объект в   контексте глобальных процессов. 

Проблемами  познания социальных объектов  занимался  советский, а затем российский философ Зиновьев А.А. После его    многочисленных работ     общественному сознанию России   и всему Миру стала понятна историческая  значимость   «советского Проекта»,   ценность российского государства в мире, а также опасность для России     —  исчезнуть с лица земли.    Методология социального познания Зиновьева А.А.  опирается на вполне определённые онтологические предпосылки, касающиеся природы объектов, с которыми имеет дело социальное познание. Зиновьев А.А.  называет их социальными объектами, как объединения людей и люди как члены таких объединений.  Содержание  социальных объектов  во многом  зависит      от  процесса  и результата  публичной коммуникации между всеми  субъектами   взаимодействия и многочисленными  наблюдателями.  «О социальных объектах думают почти все нормальные здоровые люди. Причем даже самая примитивная мысль человека о каком-то социальном объекте есть либо его  собственно открытие, либо заимствованная у других людей, сделавших это открытие. Та, что всякий человек  — в какой-то мере исследователь социальных объектов. Говоря о социальных исследованиях, я буду иметь в виду всю сферу думания о социальных объектах, а не только профессиональные исследования».[3] [3]     «Конфликт» как эмпирический  объект, относится  к социальному объекту,  феноменально наблюдаемому,   данному в опыте,  его «строят»/конструируют   объединения  людей и люди как члены таких объединений.   Но что-то знать о социальных объектах и научно понимать их – не одно и то же.   «Научный подход к социальным объектам составляет лишь ничтожную долю в колоссальной продукции сферы профессиональных социальных исследований».[4][4]    Социальные объекты, как  – объекты эмпирические,  возникают, исчезают, претерпевают трансформацию. Социальные объекты,    изучаемые логикой, являются результатом деятельности человека в том смысле, что они не даны в готовом виде ни в природе, ни в языке, люди создают их.   Так, например, процесс  глобализации происходит естественно,  а создание сверхобщества конструируется     западными политтехнологами и политиками, создается искусственно.   Зиновьев А.А.  содержательно раскрыл процесс глобализации и  выделил  в ней две составляющие:

  • объективный процесс расширения и углубления связей между государствами, странами, народами, различными сферами жизни общества.   Устанавливается мировой порядок, когда в каждой точке, в каждом регионе планеты отражаются общемировые процессы. Сами объективные законы организации больших масс людей детерминируют движение стран, народов навстречу друг другу. В этом смысле глобализация – закономерное явление, противиться ей бессмысленно;
  • инструмент экспансии Запада и США, понимаемого как определённая система устройства общества (западнизм) на весь мир.  Глобализация выступает как мировая война нового типа, как экспансия политическая, экономическая, социальная, культурная, обеспечивающая Западу и США господствующие позиции в мире.

Формирующееся в ходе глобализации сверхобщество будет представлять собой не горизонтальную сетевую структуру, о которых так любят писать и говорить, а вертикаль с отношениями господства и подчинения, лидерства, управляемых и управляющих. Вполне естественно, что равенства, справедливости, благоденствия для всех стран и народов глобализация с собой не несёт. События   мирового развития  и факты подтверждает этот логически обоснованный тезис.  Глобализация протекает как управляемый процесс, обеспечивающий сохранение доминирования – политического, экономического, социального – для  США и стран Запада, в ее рамках  рождаются, формируются новые центры силы,  идет жестокая  борьба за будущее.    «Проблема будущего, интересующего нас, есть не просто проблема физического хода времени. Это — проблема социального статуса будущего, отношения к нему людей, их поведения в социальном пространстве. И в этом смысле будущее человечества не валяется, как попало. Оно уже прибрано, в основном захвачено, поделено, упорядочено. Оно уже приготовлено для определенного способа использования».[5]  Ключевым в становлении того или иного типа будущего является фактор понимания, так как, чем   быстрее развиваются технологии, тем очевидней, становится, что будущее, за которое идет ожесточенная борьба и  войны,   рассчитать нельзя. В ситуации высокой степени неопределённости, государство и  общество должны быть конфликтоустойчивы, чтобы защитить свою целостность от разрушения как извне, так и изнутри. И в этом плане   государство и общество, каждый человек нуждаются в технологиях формирования  конфликтоустойчивости и стрессоустойчивости.

Конфликтоустойчивость как системный фактор  управленческой деятельности в разрешения конфликтов.

Конфликтоустойчивость, как устойчивость к конфликту – требует своего пояснения. О каких конфликтах  идет речь. Испокон веков и до наших дней эффекты конфликтофобии, боязни конфликтов, были и остаются очень устойчивыми.

В общественном сознании укоренилось отрицательное отношение к конфликту, потому, что  мало кто сомневается  в том, что:

  • Конфликт вреден и опасен для человека, организации, государства и общества.
  • Конфликт показатель плохой работы руководителя (менеджера).
  • Конфликтный человек опасен.
  • В организации не должно быть конфликтов.
  • От конфликта надо уходить и не обсуждать его в коллективе.
  • Конфликт — это состязание, в котором  победа будет за сильнейшим.
  • В конфликте надо обязательно победить.
  • Конфликт разъединяет людей.
  • Конфликт — это стресс, в конфликте человек теряет здоровье и приобретает  психосоматические заболевания.
  • Конфликт показатель болезни организации.
  • Основной причиной конфликта в организации является плохое управление.
  • Причиной конфликтов являются личностные характеристики людей.
  • Конфликтный человек — это агрессивный человек.
  • Конфликт не бывает  без насилия и агрессии.
  • Гармонические отношения не совместимы с конфликтными отношениями.

Отрицательное отношение к конфликту является следствием тотального  отождествляя  конфликта:

  • с насилием,
  • враждебностью,
  • с агрессией,
  • с негативными  эмоциями,
  • с разрушением.

Необходимо отметить, что отрицательное отношение к  конфликту, как к ситуации столкновения (конфликт)  интересов, ценностей, мнений целей — вполне устраивало   советское общество, в котором не признавались  конфликты, так как не было почвы для них. СССР  »развивалось»  по бесконфликтной модели,  парткомы и профкомы знали  как разрешать  конфликты  в организациях или в семьях.   Разрушение СССР и признание ценности демократии и рынка в российской конституции —  вынуждает признать столкновение (конфликты) разных интересов и  борьбу за рынки, а также борьбу за власть и  влияние на нее — как НОРМУ. Поэтому разрушение сложившихся в советское время общественных стереотипов — это первый шаг к конфликтоустойчивости.

Непрофессиональный взгляд на конфликт заключается в искажении его сути, страхе перед ним, неспособности справиться с последствиями стрессов и нежелании (или неспособности) видеть в конфликте конструктивный потенциал  людей и организации. Управленцы – это   те, кто управляет конфликтами, те, кто   проектирует, прогнозирует и предвидит процесс развития конфликта, ставя в  конфликтах свои цели и задачи, достигают их, привлекая дополнительные ресурсы всех конфликтующих сторон.

Таким образом,  конфликтоустойчивость – это устойчивость к разрушению целостности системы/организации в конфликте, способность  рассматривать конфликт,   как возможность развития деятельности, человека/общества/государства. Как важнейшая характеристика системы,  она предъявляет определенные требования к институту управления, который  может быть защищен только в случае,  если специалисты/управленцы развиты  как личности,  образованы, стрессоустойчивы и   знают о том, что  происходит в мире, способны  занять гражданскую и профессиональную  позицию, защищая   ценности и интересы российских граждан в правовом поле и в коммуникации. В этом смысле можно говорить о конфликтологической компетентности, как важнейшей компетенции специалистов, ставящих своей задачей сохранения целостности и конфликтоустойчивости системы/организации.

Конфликтологическая компетентность   во всех сферах управленческой деятельности.

Профессиональные компетенции опираются на определенные идеи, то есть немыслимы вне идеологии, как совокупности понятий, суждений, идей, учений, концепций, убеждений, мнений и т.п.  Специалисты по безопасности   должны знать, что в   условиях конфликтов и стрессов, является самым  важным для осознания человеком самого себя, своих ресурсов, природного и социального окружения. Для этого необходимо    описать, какими свойствами должен обладать специалист   и какие функции он  выполняет в    конфликтах и конфликтных ситуациях. Так, например, даже информация в СМИ о специалисте (о любом человеке), которая не соответствен фактам,   его личной жизни  –  может привести  человека в состояние дистресса, к инфаркту и инсульту, сократить ему жизнь и даже лишить его жизни.

Существует несколько базовых работ, в которых изложены основные максимы конфликтологической компетентности. Так  Л. Козер утверждает, что конфликт – это интегрирующее явление, соединяющее и связывающее, а не отталкивающее, разъединяющее или разобщающее.  Понимание  интеграционного процесса в конфликте,  является самым важным в   сохранении целостности системы, в случае, если мы признаем, что  любой конфликт амбивалентен. Характеристики конструктивности или деструктивности конфликт приобретает в процессе своего развития в соответствии с установками и отношением конфликтующих сторон.

Конструктивным он становится в том случае, если в самом столкновении или перед ним происходит оформление действия для этого столкновения, удерживается предмет столкновения и цели субъектов в конфликте. Конфликтологическая компетентность – это умение  специалиста разобраться, насколько точно в конфликте представлены именно те противоречия, которые в этом процессе могут и должны быть разрешены, то есть умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению,  это способность предвидеть ход развития конфликта, его результаты,     варианты развития событий конфликта, объективировать их в схемах, знаках и   делать «конфликт» темой отдельной специально организованной деятельности.

В  психологической литературе конфликтологическая компетентность имеет свою структуру и компоненты, включающие: знаниевую компоненту: знания о причинах появления конфликта, закономерностях его развития и протекания, знания о поведение, общении и деятельности конфликтующих субъектов в конфликтной ситуации, их психических состояниях и прочее.

Гностическая компонента  заключена в  знаниях психологических характеристик конфликтной личности.  Проектировочный компонент предполагает умение предвосхищать действия субъектов конфликта, их поведение в ходе конфликта, применяемые приемы конфликтного взаимодействия, динамику конфликта, его последствия. Конструктивный компонент раскрывается в  умении  воздействовать на оппонентов, влиять на их отношения, оценки, мотивы и цели конфликтного взаимодействия; умение формировать общественное мнение по отношению к субъектам конфликта (умение осуществлять профилактику конфликта и разрешать его на справедливой основе, выступая в качестве «третейского судьи»). Коммуникативная компонента позволяет осуществлять эффективное общение со сторонами конфликта с учетом не только их личных особенностей, эмоциональных состояний, но и с учетом их стратегических целей и тактических задач, ценностей и правил взаимодействия.

Следует особо подчеркнуть неотъемлемую связь конфликтологической компетентности с коммуникативной. Коммуникативная компетентность – рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия, включающих в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности.

Основные  моменты, важные для формирования  конфликтоустойчивости системы

В России необходимо разработать методологию формирования конфликтоустойчивости  систем/организаций.   Предлагается рассмотреть несколько основных направлений в методологии формирования конфликтоустойчивости:

  • Защита национального суверенитета.
  • Восстановлением личного суверенитета каждого гражданина, общественного объединения, социальных групп  и самоконтроля над собственной психикой, состоянием сознания.
  • Защита от тотального контроля над поведением и поражением общественного сознания  людей
  • Запрет на выращивание извне оппозиционных/конфликтующих групп.
  • Формирование социального и психологического  иммунитета против стресса и манипуляций.
  • Формирование такого сознания руководителей и разработка методик работы регуляторов ложных целей и негодных методов позволяет легко ими манипулировать, используя для саморазрушения собственной экономики и подчинения проводимой политики внешним интересам.
  • Игнорировать негативный эффект западных санкций и попыток изоляции, используя этот фактор  для развития российской экономики и  производства.
  • Развивать собственные технологии    во всех сферах деятельности.
  • Многократно увеличить ассигнования на НИОКР в ключевых направлениях роста нового технологического уклада.
  • Обеспечить кардинальное повышение ответственности руководителей институтов развития за эффективное использование выделяемых средств.
  • Следует разрабатывать стратегически и тактически  ясные ориентиры всем социальным группам и общественному мнению по объективному международному и внутреннему положению страны.
  • Создавать собственную глобальную  систему международных расчетов.
  • Ужесточить ответственность за разрушение целостности государства, организаций и сообществ.
  • Следует   установить целевые показатели работы управленческих структур в контексте конфликтоустойчивости  вверенной им организации.

В связи с тем, что роль России в мире  как гаранта устойчивости внутреннего социального и экономического порядка возрастает, а целостность России не может быть  гарантирована, проблема сохранения  целостности российского государства   может быть поставлена и решена только в   контексте конфликтоустойчивости системы и (в идеале)  стрессоустойчивости каждого человека, и  уклониться от этой работы Россия не имеет права.


[2]   Цой Л., Магдеев Д. Конфликт: два знаковых контента понимания и интерпретации/Журнал «Власть» №09.2015. с. 78-83

[3]Зиновьев А.А. Фактор понимания.  М.: Агентство  «Социальный проект». 2011. С. 162

[4] Там же.  С.165

[5]  Там же. С. 512.

(Цой Л.Н. Конфликтоустойчивость как системный фактор сохранения целостности и  устойчивого развития человека, общества и государства//Материалы XVII международной  научно-практической конференции Академии управления МВД России (Москва 26 ноября 2015 г.) -М., 2015 г. С.133-140)

____

ЦОЙ Л.Н. СТАТЬИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ

Конфликтология и конфликты