(Фрагмент из статьи)
Согласие в обществе возможно в двух консенсуальных общественных моделях: в тоталитарном и демократическом вариантах.
Демократический вариант социального согласия, в принципе, основан на добровольности, выборности, плюрализме, разделении властей, примате прав человека, общечеловеческих ценностей, уважении к инакомыслию, на праве каждого человека (группы) открыто защищать свои права и интересы. В этих двух вариантах согласия, самоорганизация будет иметь самые разные формы и направленность. Например, в СССР профсоюзные и партийные собрания выдавались за самоорганизацию людей, энергия которых была направлена на выполнение Постановлений ЦК КПСС. Была сломлена воля миллионов людей, а потому при тоталитарной власти в СССР антагонистических конфликтов не было. Это выморочная форма самоорганизации принуждала людей выполнять чужую волю, что имеет отношение не к самоорганизации, а к процессам адаптации, подчинения и манипуляции.
Тоталитарный вариант социального согласия основан на любви и ненависти, на нарциссизме и репрессивности, которые опираются на единство, сплоченность, высокий уровень фанатизма и конформизма. Бесконфликтная модель общества породила общественные и научные стереотипы, которые являются препятствием для формирования правового сознания гражданин, имеющих конституционное право защищать свои интересы, а значит и право на столкновение (конфликт). Конфликт (столкновение интересов) является необходимым условием развития демократического варианта согласия. В принципе же самоорганизация является результатом протеста субъекта (коллективного или индивидуального), который стремится изменить существующий порядок. В тоталитарном обществе, с тотальным контролем над жизнью людей – конфликтов нет.
Зиммель Г. считает, что конфликт функционально имманентен культуре, т.е. культура и конфликт существуют за счет друг друга и их существование невозможно друг без друга. Ключевой функций конфликта является функция баланса и удержания целостности, гармонизации общества. Назначение конфликта заключено в обнаружении противоречия, конфликт является формой жизненной динамики («конфликт питается энергией жизни»), он и есть сама жизнь, но жизнь человеческая, культурная. Конфликт обнажает, проявляет стереотипы, мифы, слухи, факты и т. д., т. е. позволяет сделать видимым то, что в силу разных обстоятельств в обыденной ситуации недоступно большинству людей, скрыто за завесой политкорректности. Без конфликта может быть только натуральная жизнь (жизнь в природе), поэтому культура, жизнь и конфликт — это нераздельные понятия и конфликт не предназначен для разрешения. Г. Зиммель указывает на признаки конфликта, которые можно рассматривать как: функционально — позитивные (конструктивные): обнаружение противоречий, поддержание и удерживание) баланса интересов и сил, интеграция и объединение, вскрывающие противоречия, устраняющие их или частично разрешающие, тем самым способствующие развитию группы, организации и общества в целом.
Позитивные функции конфликта сформулировал Г. Зиммель:
- конфликт устанавливает новые границы социальной группы путем усиления самосознания ее членов и представлений о собственной идентичности,
- конфликт стабилизирует и регулирует отношения внутри группы, обеспечивая выход враждебным эмоциям, снижая социальное и психологическое напряжение, мобилизуя внутренние ресурсы, развивая личностные качества участников конфликта,
- конфликт делает возможной оценку проявивших себя новых сил в организации и таким образом служит балансирующим механизмом, способствующим укреплению коллектива, в котором конкуренция является нормой корпоративной культуры,
- конфликт заставляет каждую из сторон, при относительном равенстве сил, предпочитать, чтобы соперник имел структуру организации, подобную имеющейся у нее, для того, чтобы достигнуть единых способов борьбы,
- конфликт связывает антагонистов и объединяет противников,
- общество (группа) скреплено своими внутренними конфликтами,
- конфликт сплачивает группу и сохраняет ее,
- конфликт амбивалентный процесс, в нем присутствует и объединяющие (неантагонистические) и антагонистические элементы,
- конфликт НЕ обязательно влечет за собой враждебность и агрессивность,
- конфликт есть показатель стабильных отношений,
- конфликт с внешним миром (группами) группами усиливает внутренние взаимосвязи группы,
- конфликт действует как стимул для создания новых правил, норм и институтов, как социализирующий агент для обеих противоборствующих сторон,
- конфликт устанавливает и поддерживает баланс сил,
- согласие нередко оказывается возможным только после того, как противники померились силами,
- конфликт не предназначен для разрешения в том случае, если он выполняет функцию развития,
- конфликт предназначен для разрешения в том случае, если он выполняет функцию стабильности.
Итак, мирные периоды сосуществования разных социальных страт и групп обнаруживаются в периоды доминирования тоталитарной общественной модели согласия, которую можно обнаружить по следующим факторам:
- запрет на социологические исследования (социологические исследования не нужны власти – так как осознающее себя общество, представляет опасность для власти);
- тотальный контроль над гражданами (тотальный контроль необходим для того, чтобы вовремя ограничить и лишить дееспособности тех, кто представляет угрозу стабильности для ныне существующей власти).
- отсутствие социальных протестов и конфликтов (протестов и конфликтов нет из-за страха за родных и близких).
В демократической модели общественного согласия ценностью является право на протест и на конфликт, в целях защиты своих ценностей, интересов и потребностей. Право граждан на то, чтобы быть услышанными и начать процесс диалога и согласования разных/противоречивых/не совпадающих интересов.
Цой Л.Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 2 (66) – Москва-Воронеж, 2011. С. 96-108.
________