Каковы же причины обострения противоречий между поколениями?
Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений.
Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки как от родителей к детям, так и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.
В-третьих, признавая значение обеих выше названных тенденций, необходимо опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики.
Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни «абсолютное обновление», ни «абсолютный разрыв» — и то и другое означало бы социальную катастрофу.
Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, потребительское отношение детей к родителям, эгоцентризм, неспособность к диалогу — эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации. Структура обращений молодежи за помощью к старшему поколению в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями.
Резюме.
Общество оценивается по тому, как оно относится к детям, инвалидам и старикам, а также по тому, в каких формах происходит конфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет по цивилизованному пути, то тогда оно вынуждено создавать социальную систему поддержания стариков — пенсии, дома престарелых и т.д., обсуждать вопросы воспитания милосердия. Именно в конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее разрушительные конфликты и порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать социальный кризис, спровоцированный вечным конфликтом поколений. Отношение общества к старикам — показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние пожилых людей. Конфликт поколений может быть рассмотрен как благо, в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечном конфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностный уровень достигнутой культуры в обществе. Внуки должны видеть увидеть КАК достойно и с почестями уходят из жизни старики (их дедушки и бабушки) и как достойно и уважительно провожают их дети (родители внуков). Ибо это «живая передача знаний» из уст в уста и это конструктивная функция конфликта поколений, эту функцию не может взять на себя государство, так как только сами люди формируют и передают культурные образцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей. Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека. Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздо важнее формировать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого человека за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.
Литература:
1. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х!Х- начала ХХ века: Половозрастной аспект традиционной культуры /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука, 1988.
2. Гордин В.Э. Чем старость обеспечим. М.:1988.С.22.
3. Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого
бытия. Саратов: Сарат.гос. техн. ун-т.1999.
4. Жизненное пространство человека и общества. / Под ред. Устьянцева В.Б. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1996.
5. Кон. И.С. Социология личности. М., 1967.
6. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости. //Социс.2001.№4.
7. Старость: Популярный справочник. Под ред. К.Н. Яцинина. –М.: Большая. Российская. Энциклопедия. 1996.
7. Старшее поколение в России: Современная ситуация. // Россия и современный мир.2000.№2(27).
8. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-политический журнал. 1995. № 4.
10. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука, 1983. 02 февраля 2006 г. Москва
__________
Введение
Возраст и поколение
Специфика конфликта поколений в России
Конфликт поколений: стабильность и изменчивость
Конструктивная функция конфликта поколений. Резюме.
Цой Л.Н. Конфликт поколений: устойчивость и развитие // Адлеровские чтения. Сборник материалов Республиканской конференции.- Альметьевск, 2006