Яндекс.Метрика

Консциентальное оружие и консциентальные войны.

Консциентальное оружие и консциентальные войны.

Консциентальное оружие и консциентальные войны.

Громыко Юрий Вячеславович
Громыко Юрий Вячеславович

(Юрий Вячеславович Громыко — российский психолог, педагог, методолог, директор Института опережающих исследований имени Е. Л. Шифферса, доктор психологических наук, профессор Британской школы социально-экономических исследований. На основе идей научных школ Г. П. Щедровицкого, Е. Л. Шифферса, В. В. Давыдова развивает основные направления теории мышления, образования применительно к новым историческим условиям России. Лекция, прочитана в Высшей школе экономики 2 ноября 2002 года).

В рамках нашего курса есть ряд сквозных тем, которые необходимо принципиально проработать с точки зрения введения в проблематику политической антропологии. Сегодня я хотел обсудить одну из таких тем. Эта тема называется «Консциентальное оружие и консциентальные войны». Слово «консциентальное» указывает, что речь идет о сознании, то есть это войны, которые развертываются прежде всего с сознанием, можно было бы сказать — в сознании. Это не означает, что где-то там внутри, глубоко. Наоборот, как я буду показывать, речь идет о массе тех феноменов управления общественным сознанием, которые мы наблюдаем все последнее время, где как раз необходимость политической антропологии и методологического анализа становится очевидной и возникает множество достаточно конкретных и жестких задач и проблем, которые приходится решать. В конце обсуждения я хотел бы перед вами поставить ряд практических задач, по которым мы могли бы через две недели провести индивидуальные собеседования и поговорить, чтобы начать переходить к интерактивному жанру.

Для того  чтобы обсуждать природу консциентального оружия и консциентальных войн, необходимо обратить внимание на целый ряд очень важных феноменов, которые, с одной стороны, связаны с проблемами геополитического анализа, с другой стороны, вообще с природой современной войны. В этом вопросе есть несколько ключевых положений, обсуждаемых среди разных аналитиков, которых интересует современная природа власти в обществе, использование средств массовой информации с точки зрения складывания новых типов господства в обществе, проблема передела мира — вот такого типа вопросы.

Впервые на некоторый аспект данной темы обратил внимание Элвин Тоффлер, который после войны в Заливе написал достаточно известную книгу «Война и мир в XXI веке». Это тот самый футуролог, который хорошо известен, благодаря написанной им трилогии — «Третья волна», «Шок от будущего» и «Трансформация власти». В книге «Война и мир в XXI веке» Элвин Тоффлер утверждает, что после войны в Заливе становится очевидным, что на место военно-промышленному комплексу как базовому субъекту и реализатору собственно военных действий: планированию, полаганию, осуществлению военных действий, приходит на смену масс-медийный (то есть связанный со средствами массовой информации) инвайроментальный (связанный с проблемами окружающей среды) военно-промышленный комплекс. Где вопрос отражения войны на телевизионном экране становится системой, которая встроена внутрь самой военной операции, потому что тип обсуждения того, как развертываются военные события, их демонстрация, общественная реакция на то, как эти события показываются и осуществляются, начинает принадлежать самой природе осуществляемого военного действия. То есть, если до этого военная журналистика выступала и рассматривалась как донесение информации до обывателя, где журналист находился в стороне от развертывающихся действий, то начиная с войны в Заливе впервые средства информации оказываются очень глубинно включены внутрь этих действий.

Если кто-то из вас этим вопросом интересовался, то он знает, что после войны в Заливе была создана Ассоциация независимой журналистики, которая стала выступать против того, что ряд материалов был сфальсифицирован. Появилась специальная группа людей, которые стали обсуждать, как вообще возможно демонстрировать, что тот или иной сюжет на экране является симуляционным, не имеет вообще никакого отношения к реальности. Однако этот феномен очень плотно вполз в наш мир, и его, таким как бы общественным выражением является кинофильм, который рядом аналитиков был отмечен как своеобразное событие, — «Хвост виляет собакой». Фильм, на мой взгляд, художественно очень слабый, но в нем демонстрировалась эта возможность создать симуляционное событие. В нем речь идет об Албании, это было накануне всех сербских событий, поэтому это даже воспринималось как такое своеобразное журналистское или эстетическое кино-журналистское пророчество — показывалось, что война может стать симуляционной реальностью, в которую будет включено население и которую оно будет искренне переживать. Это один момент, который, безусловно, надо иметь в виду.

Есть второй момент, который не менее важен и является достаточно принципиальным, — это вообще обсуждение в целом ряде работ феномена, связанного с тем, что собой должна представлять современная война и что собой должны представлять войны будущего, войны XXI века. Эта дискуссия велась с начала 1960-х годов и имеет своих теоретиков. Базовая идея заключалась в том, что войной XXI века будет ядерная война — тогда всем казалось, что это логически вытекает из противостояния двух держав. Как всегда в таком согласованном хоре было несколько диссидентов. Один из них, очень интересный человек — это Фрайхер фон Хейт, который командовал особым парашютным полком у Гитлера, потом ушел в отставку и занимался военным делом. У нас такими аналитиками являются те, кто изучал партизанское движение. Они стали утверждать: нет, основной феномен XXI века это не тотальные войны ядерного противостояния и противодействия, а это так называемые войны «кляйн криг» (так называется книга Фрайхера фон Хейта, которая очень быстро среди военных критиков и аналитиков стала бестселлером с огромным индексом цитируемости, а на английский эту книгу «Klein Krieg» перевели как «Irregular War Fire», то есть неправильная война).

Основное, что утверждал Фрайхер фон Хейт, это что будущее не за глобальными войнами с нанесением огромных ядерных ударов, связанных с мобилизацией всей военной мощи государств, а за совершенно другим типом войн — локальных и маленьких, которые проходят на ограниченной территории и включают в предмет своего действия очень небольшие группы населения, но бездонных, не имеющих никаких ограничений по типу осуществляемого внутри структуры войны насилия. Основная цель подобного типа войн — сломать конвенции и ограничения на осуществление военных действий, которые начинаются еще с Вестфальского договора 1648 года. Имеется масса конвенций и ограничений, что война заканчивается миром, что помимо военных действий существуют конституционные права населения, существует Женевская конвенция, которая утверждает, что действия против мирного населения даже в период военных действий рассматриваются как военные преступления и должны наказываться международным судом (за что ряд, так сказать, бывших наших товарищей из Сербии сейчас эффективно и активно судят). Но этот феномен, когда небольшая группа может захватить какую-то локальную территорию и осуществлять там демонстративный бездонный по жестокости и насилию тип военного действия, — с точки зрения этого теоретика военного дела, Фрайхера фон Хейта, является невероятно перспективным. Почему? Потому что именно такой тип военного действия, если он будет специально демонстрироваться и обсуждаться, может вызывать по последствию устрашения, слома очень диффузные и широкие эффекты в обществе. Это второй феномен, который, на мой взгляд, является очень важным для понимания проблемы консциентального оружия и консциентальных войн, то есть войн и оружия, которые направлены на захват и изменение сознания.

Третий момент, на который обращают внимание многие теоретики, анализирующие феномен современной геополитической реальности и геополитических структур, — это два очень важных наблюдения и утверждения. Первая идея была выдвинута Мануэлем Кастельс — это достаточно известный политолог. Он ввел впервые понятие сетевого государства. Он стал утверждать, что за последние буквально 15 лет произошло кардинальное изменение природы и функции государства. Сейчас во всем мире в связи с процессами глобализации, с точки зрения Мануэля Кастельса, развертывается кризис национальных государств, неважно моноэтнических или полиэтнических, когда идея конституирования нации за счет государства оказывается невозможной, и национальное государство проигрывает. На его место приходит феномен так называемого сетевого государства, где государство начинает выступать как сложная коммуникационная сеть, по отношению к которой очень трудно определить, где ядро, а где периферия, потому что очень часто периферия территориально выползает очень далеко за пределы самого государства, и принятие решений о перемещении финансовых потоков и пр. может осуществляться в разных точках и узлах данной сетевой структуры.

Если мы посмотрим на какие-то классические экономические, политэкономические работы, например, на работы Броделя, и посмотрим, как он обсуждает проблематику государств 200–300 лет назад, то мы увидим, что то, что Мануэль Кастельс связывает с феноменом сетевого государства, присутствует и у Броделя. Это в общем-то широкие коммерческие связи купцов, которые могут отправляться в любого типа страны, и когда он обсуждает так называемые города экономики, то становится понятно, что какой-то тип сетевизации существовал уже и тогда, и 200, и 300 лет назад, и феномен зарубежной дипломатии строится во многом на этом.

В конце XX века к этому моменту впервые подключилось два важнейших эффекта. Первый эффект — особая роль финансового капитала по отношению к промышленному, когда осуществляющиеся перекаты финансовых средств, трансакции, замыкающие совершенно разные точки земного шара, и телекоммуникационные технологии позволили снабдить формирующиеся сетевые структуры такого типа средствами, что феномен государства как сети, проникающей и пронизывающей другие сети, становится масштабным и принципиальным. Это вызывает целый ряд другого типа эффектов. Например, мы начинаем наблюдать очень странный элемент принципиальной слабости государственного политика. В американской политологической литературе это наблюдается сплошь и рядом: развратник и лгун Клинтон сменяется дебильноватым Бушем, который плохо знает географию. И ряд теоретиков сетевого государства утверждает, что это принципиальный момент, который заключается в том, что сеть и демократические механизмы влияния должны быть мощнее авторитарного давящего лидера. Хотя это вопрос спорный. Я считаю, что мы всегда во всех точках развития институциональных структур имеем дело с борьбой личности против возникающего нового институционального механизма, но мы как бы не прошли еще ту точку, где появляется лидер, который может рефлексивно переигрывать, то есть понимать, рассматривать, моделировать то, как организуется сама сетевая структура, и что он может ей противопоставлять.

Но значительно более важным является — с точки зрения проблемы консциентального оружия — совсем другой момент. Чем интересны сетевые структуры? Сетевые структуры осуществляют совершенно другой тип колонизации, чем мононациональные государства. Важнейшим моментом борьбы и колонизации мононационального государства является проблема территориальных захватов и подчинение себе территорий. Для сетевого государства принципиальным является не территориальный захват, а перетягивание, переопределение населения на свою сторону с тем, чтобы население могло пользоваться коммуникационными и сетевыми каналами данной сетевой государственной структуры. И это — важно учитывать — происходит на фоне выхода из глобального противостояния двух держав. А чем характеризовалось глобальное противостояние двух держав? Оно характеризовалось следующим системным эффектом, на который постоянно обращал внимание такой достаточно интересный политолог, сначала советский, потом российский — Гефтер. Он утверждал, что после противостояния двух держав на земном шаре не осталось ни одной «девственной» точки, которая не была бы связана с жестким противопоставлением и проработкой.

То есть, борьба двух идеологических систем привела к тому, что каждая точка земного шара была подвергнута последовательной проработке, где-либо мы поставляли оружие и строили самые крупные в мире и никому не нужные элеваторы, как на Мадагаскаре, либо наши американские друзья тренировали моджахедов, формировали систему особого экономического сотрудничества и финансовой коррупции. Но после того как советский проект закончился, возник ряд очень сложных системных следствий, который заключается в том, что включенные в сети люди, прошедшие специальную подготовку, они все остались. И вот на этом фоне начинается момент проникновения транснационального финансового капитала и включение в действие мощнейших структур так называемого сетевого государства, где основным моментом является, как я уже сказал, не захват территории, а втягивание в данные коммуникационные структуры различных групп людей. И основное, с чем мы здесь сталкиваемся, это на каких основаниях и как люди включаются в эти коммуникационные структуры, и как кто они в них выступают.

И, наконец, последний момент с точки зрения геополитики, который мне представляется очень важным, — это так называемая появившаяся особая теория, автором которой является немецкий политолог Михаэль Либиг, так называемая теория астероидных групп. Данным теоретиком утверждается, что огромное число современных террористических операций самого разного типа осуществляется так называемыми астероидными группами, то есть группами людей, которые в период Холодной войны или в период противостояния выступали на стороне одной или другой системы. Они получали пакет эксвизитных возможностей эксвизитного действия от имени данного государства — США или Советского Союза, — обладая всей мощью данного государства: финансовой, политической, технической. После того, как проект противоборства политических государств исчез, люди с их возможностями, пониманием, знанием механизма использования государственных машин остались. И они по-прежнему могут планировать и осуществлять операции, являясь очень локальной, астероидной группой, то есть где-то затерянной, как далекий небесный астероид, но в случае необходимости они могут мобилизовать достаточно гибко оснащенную и разветвленную сеть.

Вот это основные предпосылки, с одной стороны, чисто военные, с другой стороны — геополитические, которые, собственно, и приводят к формированию такого совершенно особого феномена, который называется консциентальное оружие и консциентальные войны. Что является основным предметом консциентального оружия и консциентальной войны? Их предметом является идентичность, то есть то, как современный человек себя идентифицирует. В какой-то мере это тоже старый феномен, он всегда был известен тем, кто вел религиозные войны (тут мы как бы переходим сразу в период средних веков и к проблематике религиозных войн). И поэтому не случайно одной из наиболее поддерживаемых и обсуждаемых сегодня теорий является теория Хантингтона, которая называется теория столкновения цивилизаций. В ней утверждается, что основной феномен политических реалий конца XX — начала XXI века — это столкновение цивилизаций, где за цивилизацией — по Хантингтону — лежит момент прежде всего этноконфессиональный или этнорелигиозный. Утверждается, что определенность — ценностную определенность, целевую определенность — начинает задавать стиль жизни данного человека и основание того, как он себя определяет, как он себя идентифицирует.

Дальше возникает всего один вопрос: а что на процесс идентификации может влиять, и что это за процесс такой. В принципе, это хорошо известный культурологам и достаточно давно изучавшийся феномен, который по-другому может быть назван как процесс самоопределения данного человека по отношению к традиции и культуре. Куда — в традицию и культуру — включается его религиозная принадлежность, тип языка, на котором он говорит, базовые ценности, которые принадлежат данной традиции и культуре. В основном этот феномен изучался в целом ряде этноантропологических работ по отношению к так называемым примитивным народам.

(Хотя сейчас, когда возникло целое движение, например, в Америке, где в антропологию пришли представители самих коренных народов, их уже не называют примитивными. Я беседовал с рядом таких очень интересных ребят — например, индейцы хопи, которые закончили университет, — которые утверждают, что сейчас пришел период реконкисты, перезавоевания и переписывания всех этноантропологических данных. Они считают что то, что собрали и записали американские этнологи и антропологи про их легенды, про их традиции, как фактологический материал имеет огромную ценность, но должно быть переприсвоено самими носителями культуры, потому что тот оператор сознания, который описывал эти легенды, эти происходящие события, либо настроен неправильно, либо ничего не понимает в том, что происходит, — вот их буквальное утверждение.)

То есть понятие идентификации, идентичности, то есть самоопределенности по отношению к традиции, культуре данного народа, к его языку, оно достаточно давно изучалось. Есть огромное число этноантропологических работ, где этот момент специально рассматривался. Но он оставался отдаленной, интересной узкому кругу специалистов, чисто академической проблемой, пока не возник вопрос, особенно насущный и последовательно обсуждаемый последние 15–20 лет, это вопрос о том, можно ли трансформировать и менять идентичность. И что является средством смены идентичности. И в настоящий момент уже хорошо понятно, что таким средством являются различного типа экранные технологии, то есть телеэкран, экран Интернета, где на идентичность человека можно очень сильно влиять, ее трансформировать. И если мы посмотрим, например, что происходило в Советском Союзе после перестройки, то мы увидим, что наблюдался очень своеобразный феномен, такой своеобразный парад прорывающихся совершенно эксвизитных кошмарных, удивительных букетов идентичностей, где люди могли называть себя кем угодно — неоязычниками и так далее. Но, на мой взгляд, это момент очень своеобразный, потому что после того, как ушло тоталитарное идеологическое господство государства, человек оказался в пустоте, и возникла необходимость себя обозначить, назвать и определить, кто я есть.

Возникает вопрос: а является ли процесс идентификации таким единственно всеобщим, которому ничего не противостоит? Или: что ограничивает процесс идентификации как некоторое своеобразное самозванство? Потому что, в принципе, могло бы так получиться, что человек идентифицирует себя как угодно: может называть себя Наполеоном, Мухаммедом. Но тогда мы попадаем в стандартную ситуацию психопатологии, палаты номер шесть, сумасшедшего дома. Возникает вопрос, а есть ли какие-то ограничения, что этому противостоит? Этому противостоит другой процесс, который называется аутентизация, то есть подлинность, поскольку любая традиция создает специальные защитные механизмы против чисто произвольных идентификаций, обозначений и именований себя. Есть специальные способы выявления и определения того, в какой мере аутентичным является мое самообозначение, которое предполагает, что данный тип идентичности должен быть принят общностью, в которой я нахожусь, должны существовать культурные образцы и прототипы, должны существовать различные санкции. Чем более древней и более естественной является та или другая культура, тем больше кодировок.

Возьмем такой пример: хантыйское общество — это маленький народ, который живет в Ханты-Мансийском округе, у которого существуют и шаманы, и вожди. Так вот для того, чтобы человек получил определенный статус шамана — так называемый шаман седьмого неба, — он должен пройти через достаточно сложный комплекс испытаний, где в результате каждого из этих испытаний он проходит через своеобразный тест. И если мы прочтем тексты традиционных культур — «Веды», различные Книги мертвых, буддистские книги, — то мы обнаружим, что все традиционные культуры иерархичны и строятся на очень жестких принципах тестирования результатов опыта, через который проходит человек. С этой точки зрения современная культура, так называемая массовая культура (тут возникает даже некоторая проблема с языком и с понятиями, потому что она в какой-то мере не является культурой с точки зрения традиционных культур: культуры древнеегипетского общества и так далее, потому что она устроена по совершенно другим принципам) значительно более технологизирована и значительно менее антропологизирована, потому что в традиционной культуре важнейшей характеристикой являются различные тесты и проверки уровня продвижения и развития человека. Но это отдельная область, мы ее вполне возможно тоже будем обсуждать, но сегодня у нас тема, связанная с консциентальным оружием и с проблемой консциентальных войн.

Так вот когда оказывается, что я на телеэкране могу создавать вполне представленные и определенные способы самоопределения и могу их тиражировать, делать достоянием огромных аудиторий, когда люди могут себя соотносить с ними, то возникает возможность своеобразной инженерии, то есть специального конструирования и предъявления идентичности, где одни типы идентичности могут специально критиковаться и убираться из центра анализа, а другого типа идентичности — делаться предметом культивирования, отношения со стороны зрительской аудитории и тем самым занимать все основное сознание наблюдающих этот экран людей.

Отсюда появляется одно из наиболее сейчас распространенных в постмодернизме утверждений, что у современного человека вообще нет идентичности. Постмодернизм утверждает, что для современного общества характерна множественная идентичность, то есть человек не может сказать, кто он, в разной ситуации он разный — здесь для него важно профессиональное самоопределение, там для него важна языковая принадлежность, а там важен момент выбора веры; а в поликонфессиональном мультиэтническом обществе эти все самоопределения оказываются достаточно важными, поэтому какой-то ядерной центральной идентичности, которая бы характеризовала тип самоорганизации сознания человека, ее выделить принципиально невозможно. Либо вводится такая теория, которая получила достаточное распространение, так называемая хайфенизированная идентичность, где хайфен — это черточка (деш) в английском языке, когда утверждается, что сегодня мы имеем дело с идентичностями через черточку. Например, говорится: американец китайского происхождения, получивший программистскую подготовку, являющийся военным экспертом. То есть когда все эти определения оказываются важными для вычленения и выявления бэкграундов данного конкретного человека. И с моей точки зрения, в данном случае идеологи постмодернизма достаточно последовательны, поскольку подобного типа проработка и приводит к вычленению того, что идентичность в организованных сегодня социальных процессах оказывается либо вынесена за скобки, либо смещена и перестает быть той устойчивой характеристикой, которая в традиционном обществе для всякого человека является обязательной и определяет его точку отсчета по отношению к некоторому событию.

Почему это так важно с точки зрения консциентального оружия и консциентальных войн? Потому что в оценке события центральным моментом является точка отсчета. Например, недавние страшные события с «Норд-Остом» вынесли на поверхность именно этот феномен консциентального оружия и консциентальных войн. Сегодня дать журналистскую или просто наблюдательскую оценку и сказать, с чем же все-таки был связан основной акцент в этом событии — с защитой заложников или с ликвидацией террористов, а жизнью заложников пришлось пренебречь, оказывается практически невозможно, если четко не определять, с какой позиции (то есть присваивая какой корпус идентификационных характеристик) данный человек осуществляет трактовку данного события. Потому что по определенному параметру данное событие, являясь ответной реакцией на действия террористов, осуществлялось с нашей стороны с точки зрения двух важнейших корпусов сил — это силовые структуры и масс-медиа. Их позиции имели разный тип понимания этого события, разный способ его объяснения и экспликации, и это задает очень важный момент для человека, который смотрит с какой-то третьей позиции на данное событие.

То есть один из важнейших моментов, с которым мы сталкиваемся при анализе проблемы консциентального оружия и консциентальных войн, заключается в том, что просто наблюдать событие невозможно. Чтобы получить доступ к событию, должна быть задействована специальная огромная информационная машина, потому что то, что наблюдается, оказывается сформировано и сделано. С этой точки зрения, другого типа традиционные механизмы получения информации, как то слухи, возможность обсудить это с каким-то близким набором друзей, оказываются недостаточными по отношению к уже выстроенной специально предъявляемой индустрии. Так вот когда человек начинает воспринимать это событие, то, что оказывается? Что центральным моментом восприятия этого события является вопрос с его идентичностью, или по-другому говоря, вопрос о том, а собственно с какой позиции он наблюдает это явление. Тогда оказывается, что для того, чтобы определить свою идентичность, нужно, например, начинать анализировать, с каких позиций, с точки зрения каких уже имеющихся корпораций рассматривается и анализируется данное событие.

Для того, чтобы подобраться к этому еще с другого конца, можно сказать (если дальше двигаться за Тоффлером), что феномен консциентального оружия и консциентальных войн достаточно отчетливо проявлялся — его почувствовали и наши силовые структуры и весь мир — и после войны в Заливе и во время первой и второй чеченских кампаний, которые характеризовались тем, что это был первый феномен войн, где средства массовой информации данного государства выступали против самого государства.

Третьим моментом, где мы имели дело с феноменом консциентального оружия и консциентальной войны, являлись события в Сербии, которые требуют тоже специальной экспликации и обнаружения. И достаточно четко это проявилось и превращается просто уже в некоторый хрестоматийный пример в событиях 11 сентября 2001 года, потому что они проводят некоторую рубежную черту и позволяют этот феномен рассматривать уже не только как своеобразную экспериментальную технологию, а в ней начинают использоваться какие-то антропологические эффекты. Как я уже сказал, после войны в Заливе возникли семинары психологов в Пентагоне, на которых пытались разобраться, как различить, является ли то, что мы видим и демонстрируем на экране с точки зрения военных действий симуляционным рядом, специально сконструированным под некоторую текстовку, или реальными отснятыми кадрами.

В событиях 11 сентября есть три важнейших момента, которые позволяют утверждать, что мы имеем дело с очень своеобразным феноменом, имеющим отношение к консциентальному оружию и консциентальным войнам, которые направлены на изменение типа идентичности. В чем эти основные моменты? Первый момент состоит в том, что события, которые мы наблюдали через телеэкран и как-то осмысляли помимо телеэкрана, являются символическими событиями, поскольку символичным является выбор структур для поражения — Всемирный торговый центр и отдел Пентагона, занимавшийся международным терроризмом. Потому что Всемирный торговый центр — это как бы символ американского глобального капитализма и империализма и мощи продвинутой, высокотехнологичной, искусной финансовой машины, а соответствующий отдел Пентагона — это есть ни что иное, как цитадель различного типа планируемых и осуществляемых операций по борьбе с международным терроризмом.

Следующий момент. Этот тип войны продемонстрировал абсолютную неэффективность всех традиционных подходов к безопасности, потому что оказалось, что ни международные структуры безопасности (Международный совет при ООН), ни внутристрановая безопасность и все новые идеи, связанные с созданием лазерного защитного пояса вооружений, оказываются в данной ситуации не действующими. Для них в принципе не представилось возможным ни отследить подготовку этой операции, ни проанализировать (до сих пор), каким образом в доступе террористов оказались тройные коды диспетчерских авиационных служб США. Это поставило на повестку дня осмысление того, что же представляет такого типа воздействие, когда вся существующая отлаженная машина государства вдруг оказывается неэффективной.

Третий момент важнейший и уже впрямую имеет отношение и к идентичности, и к воздействию на эту идентичность. В результате событий 11 сентября у американцев была разрушена одна из важнейших и фундаментальных ценностей их существования — чувство безопасности в своей стране и в своем доме. Это вызвало различные очень серьезные неврозы. Для нас, поскольку мы все время живем как бы под падающими сосульками, все это воспринимается немножко не так, но для американцев эта ценность безопасности дома, жилища, страны является одной из кардинальных. Даже в эмигрантской русской прессе появилась такая тема, что вот они выбирались из российских кошмаров, где с тобой может произойти все, что угодно, вроде бы попали на защищенную территорию, а тут вот разверзлось, вся эта небезопасность пришла и сюда.

Это было одним из важнейших результатов взрывов, который планировался. Эта точка — стремление вызвать стресс и усомнить некоторую ценность, на которой строится повседневный стиль жизни, то есть особого типа расслабленность, возможность вообще существовать основной группой среднего класса, это где-то 40 процентов американского общества, — именно эта ценность в результате была сломана и усомнена. И в этом и заключался основной тип воздействия, потому что, как пишет и Бодрийяр (представитель постмодернизма), основная задача террора, которая выносится на телеэкран, заключается в том, чтобы вызвать ужас у наблюдателя. И это имеет прямое отношение к проблеме идентичности, потому что человек традиционной культуры, с которым тоже происходит масса всяких опасностей, он не боится смерти. И это очень важный этноконфессиональный момент, потому что основное, на чем строится терроризм, — вызвать бесконечно паническое и страшное переживание смерти, но очень важно какой смерти — как абсолютно несуразного и реального факта. Этому моменту и подчинена сама перспектива развертывания такого типа технологии.

Здесь бы я остановился и послушал ваши вопросы с тем, чтобы потом перейти в другую плоскость для обсуждения данной темы. Пожалуйста, любого типа вопросы, несогласия, контрутверждения или просто вопросы, что непонятно.

Вопрос: На Ваш взгляд, в России организация власти имеет сейчас черты сетевого государства?

Юрий Громыко: Это очень хороший вопрос, абсолютно правильный. И это такой вопрос, который сейчас очень остро обсуждается.

Но тут есть несколько предварительных утверждений. Есть нормативный вопрос: а надо ли России иметь сетевое государство. Потому что есть же еще один очень важный момент: является ли так называемая возникшая сетевая структура вообще нормативно устойчивой, эффективной, или это некоторый возникший эпифеномен того развития, которое происходило. Это первый вопрос. Второй вопрос: на какой тип государственнической традиции мы можем и должны опираться, чтобы создавать эффективное государство сейчас. Тут очень важно различить государство как государственный аппарат и государственность, чтобы не запутаться. Когда мы говорим «государство», то если мы не проводим эти различения, у нас в голове невольно возникает пирамидка власти: чиновники, ведомства и так далее. Но есть еще другой феномен, который обозначается словом «государственность» и который на английский переводится как «statecraft», то есть как принципы государственного искусства. И здесь я готов утверждать — и на эту тему появился ряд очень интересных работ, — что единственно устойчивый тип государственности в России был имперский. Отдельный вопрос — восстанавливать ли сейчас империю или использовать имперский элемент, поскольку это совершенно разные вещи. Есть интересный историк Каспэ, который написал на эту тему специальную монографию, где он специально пытается это различить. Например, он утверждает, что может существовать либеральное по своей форме государство, которое может опираться на имперский опыт как на имперский элемент.

Теперь очень важен следующий момент. Если мы посмотрим с этой точки зрения на феномен глобализации, который собственно и является тем важнейшим основанием, которое приводит к проблематизации и демонстрации ограниченности структуры так называемого национального государства, то мы должны специально обсуждать место России в этом процессе. Без ответа на этот вопрос ответить, какой тип государственности мы строим, мы не можем. Почему? Потому что в вашем вопросе есть два разных основания. Наша информационная, финансовая, бизнес-элита стремится к тому, чтобы войти в международные сети. Но дальше возникает вопрос: на каких правах. А что является пунктом этих прав? А пунктом является следующий момент: входя в пересечение и взаимодействие с глобальными сетями, сохраняю ли я возможность субъектности, то есть возможности ставить самостоятельные цели, воздействовать, или я начинаю играть по правилам тех сетей, в которые включаюсь. И здесь проходит важнейший очень жесткий водораздел. Он касается проблемы формирования российских, но транснациональных корпораций. Он касается вопросов вхождения в международные бизнес-сообщества, где наши финансовые запасы и западные финансовые запасы просто не сопоставимы. Дальше это вопрос меры открытости и закрытости мембран при этих входах, он является одновременно принципиальным и техническим. И плюс еще есть третий момент — это вопрос о нашем собственном государственностном архетипе, который является имперским. То есть можно попытаться, например, бегемоту изобразить из себя бабочку, но это может очень странно восприниматься другими жителями этого региона. Но в принципе, вопрос абсолютно правильный и очень глубокий, если его начинать дальше продумывать и обсуждать. Какие еще есть вопросы? Тогда, пока вы думаете, мы двигаемся дальше.

Теперь момент, к которому я, собственно, хотел перейти. Как вообще оказываются представлены консциентальное оружие и консциентальные войны? Здесь мы сталкиваемся как бы с другой областью. До этого мы с вами бегло прошли через такие пункты — я просто их проименую. Сначала мы немножко пообсуждали военное дело, где я приводил Тоффлера и Фрайера фон Хейта и обсуждал различного типа теории, в которых выявлялся ряд предпосылок, после которых возникает проблематика консциентального оружия. Потом немножко поговорили про геополитику, про сетевое государство, другие формы взаимодействия и проникновения на территорию. Потом мы начали говорить про основной нерв и центр консциентального оружия, который связан с проблематикой идентичности, и обсудили, как получилось, что какая-то специальная локальная тема, которая существовала где-то в этнографии по изучению дикарей в Амазонии, вдруг превратилась в основной нерв анализа и организации нашей жизни. Я обсуждал проблему так называемой хайфенизированной идентичности в постмодернизме, вообще слом идентичности, переделку идентичности. Дальше я стал обсуждать несколько феноменов, на которых мы наиболее ярко и отчетливо видим, что консциентальное оружие и консциентальная война это реальность, и в частности — события 11 сентября.

Трактуя события 11 сентября, я выделил несколько важнейших моментов, которые связаны с тем, что события 11 сентября были актом, направленным на слом или на демонстрацию нежизнеспособности самой государственности США. Это, кстати, находит очень сильную перекличку с первым пунктом про астероидные группы, то есть когда небольшая группа, вооруженная всей мощью государства и обладающая доступом ко всем его секретам, может осуществлять операцию, которая направлена в том числе и на то государство, которому до этого данная астероидная группа служила. Потому что дискуссия по поводу того, кто же все-таки это организовал, дошла до какого пункта? Масса аналитиков абсолютно сошлись в том, что Усама бен Ладен при всей его невероятной экстравагантности и, возможно, оккультной одаренности, просто не способен иметь доступ к огромному числу финансовых секретов, необходимых для того, чтобы организовать это событие. Для его организации нужно было знать, как делаются эти сделки и как перечисляются деньги. И до сих пор не удалось найти шлейф финансовых операций, которые были осуществлены для того, чтобы задействовать деньги на эту операцию. Второй момент — коды диспетчеров, систем противовоздушной обороны. Чтобы иметь к ним доступ, нужно представлять, как это все устроено. Третий момент, про который сказал Хосни Мубарак — президент Египта, в прошлом пилот: для того, чтобы осуществить те маневры, которые были выполнены летчиками при ударе по башням, пилотам необходимо иметь достаточно серьезный опыт, этим маневрам невозможно научиться на виртуальных тренажерах. И еще ряд моментов, в том числе, например, то, что обсуждала газета «Independent» от 18 сентября, когда оказалось, что после двух ударов по башням Бушу позвонили по секретным кодам и сказали, что следующая цель — он. Это означает, что имело место то, что в американской политологии получило название «cover operation against statecraft», то есть закрытая операция, и привязать к этому Усаму бен Ладена очень сложно.

Но с этой точки зрения дальше возникает очень интересный момент — осуществляется основной смысл консциентального оружия и консциентальных войн. Я имею в виду, что эти войны, прежде всего, развертываются в осознании того, что происходит, — как это понимать, как в это включаться, как с этим идентифицироваться. В зависимости от того, что люди переживают, как они осмысляют, так они дальше и принимают решения, например, наказать Афганистан. В результате реализуется краеугольное звено геополитической концепции Макиндера с его утверждением, что кто владеет Хартлендом, владеет Евразией — владеет миром. Получается странный момент: взорвали две башни, погибли люди, траур, за американцев очень больно, все переживают за них, а на следующем витке вдруг оказывается, что осуществляется очередной шаг к мировому господству. И это и есть консциентальная война, поскольку факт осмысления, факт отождествления оказывается одним из важнейших в том событии, которое осуществляется. Почему? Потому что это событие промысливает и переживает все мировое сообщество. Если мы посмотрим на действия российской стороны — как поступил президент? Он поступил очень просто — он решил разыграть на этом событии своеобразную сделку: если он поддерживает Буша и подключает Чечню к проблематике международного терроризма, то тем самым он закрывает ряд отверстий для международных экспертов, которые без конца говорят про права человека в Чечне. В принципе, произошла своеобразная — на мой взгляд, с точки зрения аналитика — политическая сделка, потому что реакция могла быть и другой. Можно было начать всерьез обсуждать, что же это был за теракт, как он был подготовлен и организован, и что этот теракт указывает на то, что политическая структура, сложившаяся после Ялтинской, Потсдамской и Думбартон-Оксинской конференций, которые привели к созданию ООН, оказывается недействительной, и должен возникнуть новый проект политической структуры.

А теперь самый важный момент. В силу наличия информационных технологий, экранных технологий, которые могут определенным образом трактовать и демонстрировать это событие, мы попадаем в такую ситуацию, где со слоем сознания можно работать специально и отдельно. Обычно у нас как все устроено: есть какое-то событие, мы его осознаем, и слой сознания как бы принадлежит самому плану действия и от него не отделен. Осознание того, что сейчас здесь происходит, принадлежит самому участнику события и сопровождает его действие. Но это нормальный обычный феномен организации самосознания в повседневной жизни. А в случае сложного события, по поводу которого нужно собрать огромный массив фактов — экспертных мнений, анализа последствий, — оказывается, что полагаться на свое собственное самосознание не получается, нужна экранная технология, на которой это все будет монтироваться.

И этот момент имеет кардинальное значение для изменения форм организации сознания. Потому что получаются две принципиально разных картинки. До этого мое сознание функционировало следующим образом. Во-первых, я точно знаю — я же не сумасшедший — я точно знаю, что мое самосознание принадлежит мне. Это я сейчас самоосознаю, что здесь происходит. Я при этом я очень четко различаю, что я что-то осознаю, а есть некоторая реальность того процесса, который происходит и который я осознаю. Я могу в каких-то самоосознаниях ошибаться. Я помню, как на одной из лекций Мераба Константиновича Мамардашвили сидел на первой парте и чему-то стал улыбаться невольно. А он говорит: вот я лектор, читаю вам лекцию, и например человек улыбается, я вижу, что он как-то улыбается, но не могу однозначно сказать, то ли он улыбается надо мной, то ли он просто улыбается. Поэтому и происходит разделенность моего сознания и вообще реальности. Но я при этом совершенно четко знаю, что мое самосознание принадлежит мне, и это сознание противостоит некоторой реальности, которая отличается от сознания, потому что сознание может обладать дефектами, может быть рассредоточенным, может быть пьяным и так далее. И это одна картинка, один круг.

В ситуации событий типа 11 сентября или «Норд-Оста» мы попадаем совершенно в другую очень странную ситуацию, когда сознание нам перестает принадлежать. Почему? Потому что для того, чтобы осознать, что там произошло, нужно иметь доверие к тому планшету, на котором монтируется развертывающееся событие. При этом то, что происходит на планшете, то, что я на нем вижу, имеет кардинальное отношение и к моему самоопределению, и к дальнейшим действиям. Про «Норд-Ост» пока сложно говорить, а про события 11 сентября очень просто уже, поскольку уже проявилось отношение самых разных людей в Америке, от академических до людей попроще. Например, очень интересна позиция моего знакомого из Юты. Он мормон. Кто Америку знает, тот понимает, что Utah State, это совершенно особый феномен. Я ему написал письмо недели через две после взрыва башен: Тони, я тебе сочувствую, как ты ко всему этому относишься? И получил очень интересный ответ, что спасибо за сочувствие, но в результате этих событий вся Америка сплотилась как один и готова всей своей мощью ударить. Я ему после этого пишу: Тони, я с этим согласен, готов вас поддержать, и даже вместе с вами пойти и по кому-то ударить, но по кому вы хотите ударить? И характерно, что в ответ на это он пишет: Юрий, а это совсем не важно. И, на мой взгляд, при всей, казалось бы, поверхностности и особости реакции, например, этого представителя американского сообщества, она демонстрирует, как начинает прорабатываться и развертываться осознание события, которое помещается на особый планшет. Потому что одному человеку осуществить перепроверку всех данных и знаний, переэкспертизу того, как это все подается, в принципе просто невозможно. Это первый момент. На мой взгляд, достаточно существенный и важный.

Но есть и второй момент. Я отнюдь не веду к тому, что существует какая-то особая страшная медиакратия, или что существуют вруны журналисты и так далее. Нет, я, наоборот, с большой симпатией отношусь к средствам массовой информации. Но я утверждаю, что средства массовой информации сами точно также не могут разобраться в возникающей структуре ситуации. Они точно также принадлежат тому, что развертывается. Мы имеем абсолютную дырку в том смысле, что здесь нет отработанных знаний, отработанных приемов, и мы попадаем в ситуацию, когда люди, которые дают сведения, включены в это на таких же основаниях, как и зрители. Они могут лучше понимать технический аспект того, как они подают свою информацию, но это абсолютно не помогает им осмыслить все происходящее в целом при трактовке таких событий, от которых зависит дальше судьба нации и геополитическая доктрина (если мы возьмем события 11 сентября) или политическая структура общества (если мы возьмем «Норд-Ост»). Я здесь согласен с тем, что сказал Дугин, что смысл этого политического акта заключался в возможности государственного переворота, потому что если бы взрывалось здание и начинались переговоры с той стороной в Чечне, это означало бы — что бы там ни происходило — политическую смерть Путина. Поэтому удар наносился очень определенно и точно. Потому что была бы затронута идентичность всех нас с точки зрения отношения к Путину на том кредо, на котором он избирался. В этом состоит расчет такого типа событий — в том, что мы меняемся — хотим мы этого или нет. Мы за период, пока развертывались события в театре «Норд-Ост», все изменились. Как американцы все изменились за счет 11 сентября. То есть изменилось наше осознание. Если происходит трансформация определенного типа ценностей, понимания, отношения, то тем самым трансформируется и меняется ситуация. И это следующий момент.

Мы здесь начинаем затрагивать теорию сознания, поэтому речь и идет собственно о консциентальном оружии и консциентальных войнах. Как я уже сказал, традиционная теория сознания строится на утверждении, что рефлексия сознания принадлежит индивиду, который ее осуществляет, и сознание противопоставлено реальности. В принципе, если человек не сошел с ума, он различает сознание и реальность. Есть особые случаи психопатологические, наркотические, где у людей возникает невозможность различать сознание и реальность, но это особые маргинальные моменты. В структуре же консциентального оружия и консциентальных войн мы сталкиваемся с тем, что сознание некоторого важнейшего для нас процесса нам не принадлежит — это первый момент.

Второй момент, что сам этот ландшафт, на котором развертывается наше сознание и наше переживание, является инженерной конструкцией. Он создается в виде версий событий, он создается в виде аналитико-экспертных оценок. И более того, поскольку появилось слово «создается», то это означает, что сознание является предметом манипулирования, но не в виде каких-то таких черных утверждений, что какой-то злодей манипулирует нашим сознанием, а с точки зрения того, что это важнейшая характеристика самого этого феномена. То есть сознанием манипулируют, но нельзя найти субъекта, который это делает злокозненно. Он в этом участвует в силу того, насколько он в этом может участвовать. Потому что произошедшее событие затрагивает интересы всех включенных людей. Например, по тому, какая будет дана оценка «Норд-Осту», реально изменится положение силовых ведомств в структуре государства, безусловно изменится проблематика ряда свобод печати — что очень важно для журналистов. И поскольку у каждой группы, включенной в это событие, есть свои интересы, они в том числе вынуждены реализовывать эти свои интересы. Это вот следующий момент, связанный с манипулятивностью.

И, наконец, третий и важнейший момент. В этих условиях становится практически невозможно противопоставлять то, что показывается и осознается, и реальность. И здесь мы сталкиваемся со своеобразным феноменом, на который очень много обращали внимание теоретики кино. Это известный, практически классический момент: когда мы при советской власти изучали историю Великой Октябрьской социалистической революции, то там одним из ключевых был пункт про то, как осуществлялся штурм Зимнего. На самом деле этот штурм Зимнего был полностью визуально сфабрикован. Но после многократного просмотра возникает единственная версия этого исторического события. И с тем же самым мы сталкиваемся и в том случае, когда просматриваем визуальные материалы события. Потому что визуальный материал, задавая определенный ракурс восприятия, делает невозможным усомнение той трактовки события, которая представлена в визуальном ряде. То есть то, что мы увидели на экране и что оказалось выложено в определенную версию, для нас и задает собственно версию события, мы считаем, что так оно и есть, а как может быть по-другому? Самолеты врезались в эти башни, вот так оно и было. Было осуществлено действие спецназа, вот так людей выносили. Правда, возникает ряд вопросов по поводу бутылки коньяка в руке у Бараева, но это как бы такой уже очень своеобразный шлейф. Но это говорит о том, что экран сознания и экраны, на которых выкладываются события за счет средств массовой информации, как бы оказываются тождественными. Сознание начинает работать не с точки зрения различения того, что я осознаю, и реальности, а с точки зрения репрезентативности того, что я вижу, и анализа собственных переживаний. Отождествляюсь ли я с этим, выступаю ли я против, наоборот, я с этим разотождествляюсь и этому противостою. Здесь мы сталкиваемся с целым рядом очень важных и интересных совершенно новых феноменов, которые требуют обсуждения и выявления принципов того, как с ними можно работать, и что с этим можно делать. На этом я тоже ставлю некоторую точку и готов послушать ваши замечания и вопросы.

Источник

_______________

Для философствующих конфликтологов

Конфликтология и конфликты