Яндекс.Метрика

Краткое изложение некоторых фактов развития российской экономики в 2000 ‐ 2013 годах.

Краткое изложение некоторых фактов развития российской экономики в 2000 ‐ 2013 годах.

Россия

Краткое изложение некоторых фактов развития российской экономики в 2000 2013 годах.

Почему освещение в СМИ состояния дел в российской экономике является искажённым и ложным?

Цель данного исследования — опровергнуть постоянно повторяемые утверждения о том, что Россия якобы не провела диверсификацию и модернизацию своей экономики. Как показано в нашем отчёте, особенно ложными являются заявления о том, что Правительство России не сделало ничего в этом отношении, что оно полагается на нефтегазовую ренту и что у него нет понимания того, что необходимо сделать гораздо больше.

Как раз, наоборот, под управлением Путина российское государство направляет все свои свободные ресурсы на решение этой задачи. И первые итоги этих усилий весьма впечатляют. В настоящее время в этом направлении реализуется целый ряд проектов, имеющих стратегическое значение.

Естественно, речь не идёт о том, что российская экономика находится в идеальном состоянии, она далека от этого. (Хотя, с другой стороны, возникает вопрос, в какой стране состояние экономики можно охарактеризовать как идеальное?) Речь идёт о том, что российская экономика достигла первичной зрелости, что обеспечивает ей надёжную базу для последующего рывка к дальнейшей индустриализации и созданию развитого промышленного производства, использующего самые передовые технологии. Именно поэтому мы уверены в том, что Россия сможет совершить «настоящий индустриальный рывок», о котором недавно говорил президент Путин. Путин предполагает создание сильных национальных компаний в машиностроительной и обрабатывающих отраслях, способных стать крупными экспортёрами промышленных товаров, конкурентоспособных на мировых рынках. По словам Путина, это также послужит мощным стимулом для новых инвестиций в прикладную науку и НИОКР в областях машино‐ и приборостроения.

Мы твёрдо убеждены в том, что всем будет полезно знать истинное состояние дел в российской экономике, её реальные достижения за прошедшее десятилетие и истинный потенциал. Знать истинное состояние дел в равной степени полезно как друзьям, так и противникам России, инвесторам и российскому населению — и, конечно, российскому правительству, которое не слишком много и часто говорит о реальных экономических достижениях. По нашему мнению, точные данные о России насущно необходимы и лидерам стран, являющихся её геополитическими противниками. Точные данные помогут инвесторам получать прибыль, а политическим деятелям — поддерживать мир. Знание того факта, что Россия не является экономическим инвалидом, как её постоянно изображают, поможет сбить противников с курса, ведущего к столкновению с Россией, на который они встали.

В этом отчёте мы приведем факты, которые должны убедить читателя, заинтересованного в поиске правды о впечатляющих достижениях России за прошедшее десятилетие в области подъёма, реструктуризации, диверсификации и модернизации экономики. Основываясь на этих данных, не остаётся сомнений в том, что индустриальный рывок будет действительно совершён в течение следующих 10 лет.

Нам постоянно говорят о том, что Россия якобы «полагается» на нефтегазовую ренту

Нам постоянно говорят, что в эпоху Путина, начиная с 2000 г. и по сей день, Россия не делала ничего для диверсификации и модернизации своей экономики, якобы полагаясь только на нефтегазовую ренту. Это утверждение повторяется в экономическом анализе настолько часто, что это уже начинает напоминать пропаганду, а не аналитику. Примером этому может служить статья, опубликованная в британской газете Telegraph.

Смехотворные утверждения такого рода занимают центральное место во всех деловых и политических комментариях о России в западных СМИ. Такого рода репортажи выдаются за экономический анализ, например, в работах неутомимого критика Путина Андерса Ослунда. Недавно такого рода комментарии были взяты на вооружение даже лидерами стран – соперниц России. Даже Президент США Барак Обама, который, казалось бы, учитывая огромные разведывательные и аналитические ресурсы своей страны, должен быть лучше информирован о важнейших мировых тенденциях, позволяет себе делать такие необдуманные высказывания, как: «Россия ничего не производит. Иммигранты не стремятся в Москву в поисках возможностей. Численность населения сокращается». Каждое из этих утверждений Обамы ошибочно. В этом отчете мы будем разбираться с первым утверждением на счет промышленного производства и экономической диверсификации России. Бывший государственный секретарь США Хиллари Клинтон тоже думает, что она знает, что: «Россия не диверсифицировала свою экономику. Она в значительной степени зависит от природных ресурсов, в первую очередь от газа и нефти». Лидеры меньших государств западного полушария, как попугаи, повторяют то же самое. Даже Александр Стабб, премьер‐министр Финляндии, крошечного соседа России, упрямо держится этого мнения и распространяет утверждения о якобы бедственном и безнадёжном состоянии российской экономики). Любопытно, откуда они берут эти идеи.

Навёрстывая упущенное время

Больше всего удручает то, что постоянная несправедливая критика ситуации в российской экономике — в действительности всей социально‐политической жизни в России — это полное игнорирование фактора времени. Даже и попытки не делается соотнести состояние российской экономики и достигнутого прогресса со временем, которое было в распоряжении у страны. По нашему мнению, отправная точка, с которой следует начинать отсчёт, — это начало 2000‐х гг. или, если быть точнее, конец 2004 г. Под этим мы понимаем временную точку, когда Россия впервые достигла минимальной социально‐политической стабильности, позволившей сменявшим друг друга правительствам страны под руководством Путина начать думать о таких прозаических вещах, как экономическая стратегия и индустриализация. До того, как Путин стал президентом

страны в 2000 г., речь шла о выживании, формировании элементарных структур и восстановлении управляемости на всей территории страны. Первые несколько лет президентства Путина можно охарактеризовать как оказание реанимационной помощи России, страдавшей от тяжёлых последствий разрушения советской экономики, начавшегося в конце 1980‐х гг., и последовавших за этим анархии и грабительского капитализма 1990‐х гг. Путин воспользовался возможностями позитивного развития, как только они появились. А затем он добился феноменальных результатов в развитии экономики и общества в целом.

Игнорируя фактор времени и состояние хаоса в отправной точке, самозваные эксперты по России стремятся сравнивать Россию с крупными западными странами, которые создавали рыночную экономику в течение нескольких столетий. Но им и этого мало — они не только игнорируют фактор времени, но и искажают сравнительные данные по России. И мы покажем как.

1. Анализируя состояние дел в российской экономике, нельзя, если действовать разумно, ограничиваться — как это делают заблуждающиеся аналитики — изучением вопроса о доле нефти и газа в структуре экспорта, не учитывая при этом все прочие аспекты экономической ситуации в стране. В конце концов, нефтегазовая отрасль никоим образом не отбирает ресурсы у остальных отраслей экономики. Наоборот, она занимает лишь 3% рабочей силы и субсидирует остальные отрасли экономики за счёт доходов от экспорта и высоких налогов. Вопреки тому, что нам говорят, Россия не рискует заразиться «голландской болезнью».

2. В соотвествии с данными Всемирного Банка, доля доходов в ВВП от продажи полезных ископаемых (нефти, газа, угля, минералов и леса) уменьшились более чем в 2 раза с 44,5 % до 18,7 % за 12 лет с 2000 по 2012 гг.. Доля нефтегазовых доходов от продаж (за вычетом доходов от других полезных ископаемых) была 16%.

3. Тезис о том, что российская экономика якобы потерпела неудачу, почти полностью основывается на одном единственном утверждении, повторяемом изо дня в день: «Доля нефти и газа в структуре российского экспорта составляет 70%». Сам по себе этот показатель экспорта верен, но экономический анализ на этом не заканчивается. В этой связи критики стремятся полностью игнорировать впечатляющие результаты развития внутренней промышленности, экономики в целом и социальных структур в частности. Показатели экспорта никоим образом не являются единственной мерой степени диверсификации экономики. Естественно, что в ходе исторического развития любой национальной экономики сначала удовлетворяются внутренние потребности. И именно это никак не могут понять заблуждающиеся самозваные эксперты по России. Они не хотят понять, что за 10 лет Россия полностью модернизировала свою экономику и промышленность, удовлетворив тем самым огромный внутренний спрос. Вполне естественно, что в течение первых 10 лет экономической реструктуризации сначала удовлетворяется спрос на внутреннем рынке, а уже затем развивается деятельность на внешних рынках. За эти 10 лет Россия действительно заполнила вакуум на внутреннем рынке, обеспечив впечатляющий рост промышленного производства на уровне 50%. Поскольку компании как хозяйствующие субъекты стремятся не удовлетворять прихоти экономистов‐аналитиков, а зарабатывать прибыль на российском рынке, во время реиндустриализации страны они сначала удовлетворили спрос на внутреннем рынке. Возможно, очень немногие компании могли бы позволить себе руководителя, который отказывался бы продавать продукцию на внутреннем рынке, но стремился бы поскорее начать её экспортировать лишь для того, чтобы удовлетворить спрос западных и псевдолиберальных аналитиков на диверсификацию российской экономики. Нет, компании не работают на таких аналитиков — они работают на своих акционеров, продавая свою продукцию или услуги там, где они могут получить максимальную прибыль.

4. Но и на этом не заканчивается экономический анализ. Если бы аналитики удосужились вникнуть в суть дела немного глубже, а не удовлетворялись расхожими утверждениями о том, что «доля нефти и газа составляет 70%…», то они смогли бы понять, что в действительности совокупный объём экспорта вырос пятикратно за 2000—2013 гг. (со 103 млрд до 526 млрд долл. США), и поэтому экспорт продукции, не связанной с нефтью и газом, также вырос на колоссальные 250%. Если эти достижения за 12 лет не впечатляют, то чего же тогда они ожидали? Удвоения показателей каждые два года?

5. Кроме того, критики упускают из вида, что, собственно, в самой структуре экспорта нефти и газа наблюдается интересная тенденция диверсификации, связанная с тем, что Россия совершила серьезный переход от экспорта сырой нефти к экспорту продуктов нефтепереработки с более высокой добавленной стоимостью. Экспорт нефтепродуктов вырос на 900% (с 10,9 млрд до 109 млрд долл. США). Доля нефтепродуктов с более высокой добавленной стоимостью выросла относительно сырой нефти в общей структуре экспорта нефти с 30,6% до 38,6%.

6. Несмотря на постоянные обвинения, что России не удалось наладить масштабный экспорт промышленных товаров, игнорируется тот факт, что очень немногие страны в мире смогли наладить такой экспорт. Прошу читателя перечислить 10 стран в дополнение к Китаю, которые смогли это сделать за последние 20 лет. Несмотря на сокращение объёмов экспорта (кроме Германии), свою продукцию продолжают экспортировать те страны, которые и раньше занимали лидирующие позиции в этой области. Как и в случае с Россией, в структуре экспорта двух стран‐членов «группы семи» (G7), Австралии и Канады преимущественную роль играют сырьевые товары.

7. Объём производства продуктов питания в России удвоился в 2000—2013 гг. В то же время экспорт продуктов питания стремительно вырос с нуля до 16 млрд долл. США.

8. В этом отчёте не обсуждается рост объёмов розничной торговли, однако хотелось бы отметить то, что следует знать всем реальным экспертам: российский сектор розничной торговли за эти годы прошёл полную реструктуризацию и модернизацию. На рынок пришли серьёзные российские и иностранные сети розничной торговли, а некогда повсеместные базары и барахолки уступили место современным торговым комплексам и логистическим центрам. Естественно, развитие розничной торговли предшествует развитию производства, а развитие производства — развитию экспорта.

9. Не согласны мы и с утверждением о том, что Россия не диверсифицировала свою экономику. Наверное, это всего лишь ещё одно бессмысленное заявление, которое ничего не означает. Надо понимать, что поскольку Россия — это рыночная экономика, то неверными являются утверждения критиков о том, что овеществлённая «Россия» не диверсифицировалась. В этой связи не существует никакой «России», а существует лишь совокупность компаний, принимающих собственные бизнес‐решения. А насколько нам известно, они приняли правильные решения инвестировать в Россию и удовлетворять внутренний спрос. Может быть, под «Россией» они подразумевают только Правительство России. И в этой связи задают вопрос: достаточно ли сделало Правительство России (читай: Путин) для создания условий для экономического развития, диверсификации и модернизации? На этот вопрос в этом отчёте даётся убедительный ответ: да, достаточно. Вряд ли стоило ожидать более впечатляющих итогов за первые 14 лет этой работы. Кроме создания условий для процветания предприятий, государство также может играть более активную роль в экономике. А разве Правительство России при Путине этого не сделало? Да, сделало. Государство успешно реализовало целевые стратегические программы развития различных отраслей экономики и промышленности.

И наконец, задают вопрос о прямом праве собственности государства на предприятия и инвестиции в промышленность. А разве Правительство России при Путине не сделало достаточно в этом отношении? Нет! Одну минутку. А разве это не то, чего хотят критики? «Никаких государственных инвестиций в промышленность!» — скандируют критики, словно боевой клич. Они хотят иметь и то, и другое. «Нет никакой диверсификации экономики!» — выкрикивают эти же критики. Однако в то же время они насмехаются над всеми инициативами Путина, связанными с инвестициями в промышленность. К счастью, все их глупые утверждения всё чаще и чаще остаются неуслышанными, поскольку, заложив солидную базу для будущего, Россия в настоящее время переходит по программе Путина к следующему этапу развития экономики — совершению индустриального рывка. Однако в то же время они насмехаются над всеми инициативами Путина, связанными с инвестициями в промышленность. К счастью, все их глупые утверждения всё чаще и чаще остаются неуслышанными, поскольку, заложив солидную базу для будущего, Россия в настоящее время переходит по программе Путина к следующему этапу развития экономики — совершению индустриального рывка.

10. Государственный сектор. Утверждается, что в государственном секторе России якобы проявляется диспропорциональность. В этом отчёте будет показано, что этот довод также является ложным и безосновательным. Государственный сектор в России — самый небольшой среди стран с развитой экономикой, если его оценивать по трём ключевым параметрам. Хотя совокупная налоговая ставка в России составляет 29,5%, в странах развитого евросоциализма, таких, как Финляндия, Швеция и Франция, совокупная налоговая ставка — 45%. Это означает, что по сравнению с западными странами Правительство России взимает со своих граждан и компаний налоги по существенно более низким ставкам.

Размер государственного сектора можно также оценить исходя из доли государственных расходов в ВВП. По этому показателю Россия также занимает существенно более низкое место по сравнению с большинством западных стран — прим. на 2/5 меньше, чем в странах Северной Европы. Доля государственного сектора в общей численности рабочей силы в России не высока по сравнению со странами с развитой экономикой. Государственные служащие составляют 17,7% от общей численности рабочей силы в России, что обеспечивает ей среднее положение по сравнению с мировыми экономиками.

11.Доходы на нефть и газ не составляют 50% поступлений в государственный бюджет России, как это обычно утверждается, а всего лишь 27,4%. Таким образом, это даже не самый большой источник государственных доходов. Самый большой источник — поступления от налогов с фонда оплаты труда, составляющие 28,8%. Однако, несмотря на то, что доля налоговых поступлений от продажи нефти и газа не настолько велика, как это обычно утверждается, нефтегазовая отрасль находится под существенным налоговым бременем. И это никоим образом не ущемляет экономику, как критики хотят заставить нас думать. Совсем наоборот, достаточно высокие налоги, взимаемые с нефтегазовой отрасли, в действительности означают, что она субсидирует остальные отрасли экономики, в которых применяются одни из самых низких ставок налогообложения среди всех развитых стран. Совокупная налоговая ставка в России за вычетом налогов на нефтегазовую отрасль составляет всего лишь 24,1% (2012 г.).

12. Прямые иностранные инвестиции. Критики постоянно утверждают, что России якобы не удалось привлечь прямые иностранные инвестиции в свою экономику. Это заявление так же неверно, как и большая часть их, с позволения сказать, анализа. В действительности за последние три года Россия стала третьей страной мира, после США и Китая, по уровню притока прямых иностранных инвестиций. Если измерить отток прямых иностранных инвестиций как процент от ВВПсоответствующей страны, то Россия, а за ней Польша окажутся абсолютными лидерами в 2011—2013 гг.

13.После проведённых Путиным налоговой реформы и других масштабных реформ российского общества, таких, как укрепление судебной системы, создание правового государства и реформирование системы государственного управления, валовый внутренний продукт (ВВП) России в долларовом выражении вырос десятикратно с того момента, как Владимир Путин впервые стал президентом страны в 2000 г. В конце 1999 г. показатель номинального ВВП России составлял 196 млрд долл. США. К концу 2012 г. показатель номинального ВВПвырос до 2 015 млрд долл. США. За 12 лет рост составил свыше 1000%.

14. Производительность труда в России не составляет всего лишь 40% от уровня стран с развитой экономикой, как утверждают критики. В лучшем случае неверна сама используемая ими методика оценки производительности труда исходя из показателей ВВП, а в худшем, что вероятнее, она просто бессмысленна. То же самое относится и к методике международного сравнения показателей производительности труда между компаниями путём соотнесения объёма выручки от продаж с общей численностью рабочей силы

15. По своему обыкновению, критики отказываются признавать заслуги Путина в деле удивительного роста экономики России с того момента, как он возглавил страну. Всё это было якобы достигнуто за счёт неожиданных доходов от экспорта нефти после роста цен на сырую нефть на мировых рынках, который совпал со сроком его президентства. И при этом те же самые критики ставят в вину Путину заключение в тюрьму Михаила Ходорковского. Однако всё дело в том, что тем самым Путин обуздал грабительских олигархов, в частности Ходорковского. И только тогда Путин смог принять законодательство, обеспечившее налогообложение огромных нефтяных активов России во благо российской экономики и её народа.

КОММЕНТАРИЙ

Действительно, мы глубоко поражены отсутствием профессионализма у аналитиков‐экономистов и политологов, занимающихся изучением российской экономики. Возможно ли, чтобы они постоянно упускали из вида основные моменты? Они не только неверно анализируют основополагающие тенденции в экономике, но зачастую даже факты трактуют неверно. Разбираясь во всей этой большой путанице, мы старались следовать старинной пословице: «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить некомпетентностью. Но никогда не исключайте злого умысла, если анализ слаб в интеллектуальном отношении».

Экономические и политические наблюдатели, с пренебрежением рассуждающие на тему российской экономики, по своему обыкновению заявляют, что Россия (читай: Путин) «полагается» исключительно на нефтегазовую ренту. Как написал один из таких аналитиков: «В то время как остальные страны мира пытаются бороться с раздробленностью производственносбытовых цепочек в обрабатывающей промышленности и стремятся перейти к производству товаров с более высокой добавленной стоимостью, Россия попрежнему полагается на модель роста, основанную на преимущественном развитии сырьевого сектора». Суть этого аргумента состоит в том, что президент Путин якобы является безрассудным лидером, который не понимает или не уделяет должного внимания экономическим реалиям и будущим перспективам, у которого преобладают недальновидные иллюзии, что нефтегазовая рента перенесёт Россию из дня сегодняшнего в день завтрашний. Они изображают Путина как беспечного славного малого, транжирящего доходы от продажи нефти и газа и не заботящегося о развитии экономики в целом. Неудивительно, что, как показывает наш анализ, существует много различной чепухи. Совершенно вопреки представлению о том, что Россия якобы прожигает доходы от продажи нефти и газа, в действительности она использует доходы от продажи нефти и газа для субсидирования развития всех остальных секторов экономики. Ещё пример утверждения о том, что «Россия полагается на нефтегазовую ренту», приводится директором Московского Центра Карнеги Дмитрием Трениным. Тренин пишет, что у России «отсутствует реальная экономическая мощь» (интересно, как он определяет этот термин в свете данных, представленных в нашем отчёте), и риторически изрекает: «если она не сумеет устранить этот существенный недостаток», то она обречена. И следует вывод: Путин так и не понял, что экономику нужно укреплять, и ничего для этого якобы так и не было сделано. Тренин заявляет: «России надо работать над…» (однако он не заметил никакой работы, несмотря на то, что такой анализ как раз его же работа) — отслеживать эти вопросы) «…совершенствованием качественных показателей: повышать производительность труда, развивать научный и технологический потенциал, и в целом повышать качество жизни народа». И при отсутствии этого «Россия опустится ещё ниже».

Совершенно понятно, что Тренин мог и упустить из вида достижения в области развития научного и технологического потенциала, учитывая поверхностность его подхода (вероятно, он полагается на данные журнала «Экономист» и другие аналогичные источники), но неспособность Дмитрия Тренина как живущего в России россиянина заметить повышение качества жизни российского народа в целом, к сожалению, мы вынуждены приписать злому умыслу.

Заявление о том, что «Россия не диверсифицировалась», особенно примечательно не только потому, что оно ложно, но и потому, что люди, делающие такие заявления, как правило, либо западные приверженцы теории свободного рынка, либо доморощенные российские псевдолибералы. Можно задаться вопросом: что такое эта овеществлённая «Россия», которая, по их мнению, потерпела неудачу в этой деятельности? Кажется, они имеют в виду государство и в частности Путина и его правительство. Но если это так, то они поступают весьма непоследовательно согласно канонам их собственной идеологии. Ведь именно они утверждают, что государство не должно вмешиваться в экономику. Если так и должно быть, то почему они считают, что государство не провело диверсификацию? Что нужно было государству сделать? Вкладывать больше средств в предприятия? Но разве это не то, против чего они и выступают? Как становится очевидно из этого отчёта, государство сделало многое для диверсификации во всех отношениях: обеспечило благоприятный налоговый режим, улучшило деловой климат, обеспечило поддержку компаниям и целым секторам экономики в их усилиях по диверсификации, модернизировало экономику. И совсем недавно Путин объявил о том, что он осуществит эти пожелания критиков, реализовав новую программу масштабных государственных инвестиций в промышленность для создания новых мощных национальных компаний. Но удовлетворит ли это критиков? Осуществятся ли их мечтания? Нет, вряд ли. Ничто не в состоянии это сделать. В действительности их мало заботит состояние экономики. Их девиз: «Дело не в экономике, глупый! Ведь наше дело — нещадно критиковать Путина» 

Источник   

______

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В КОНТЕКСТЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Конфликтология и конфликты