Яндекс.Метрика

Критика в контексте конфликтологии: простые правила для простых людей.

Критика в контексте конфликтологии: простые правила для простых людей.

Цой Л.Н. 

КритикаРекомендации написаны для тех, кто  ценит здоровую критику и  не превращает критикующего в своего врага.

  1.  Прежде всего изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.
  1. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.
  2. Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.
  3. Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.
  4. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Щадите самолюбие собеседника.
  5. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают.   Если с самого начала разговора человек скажет «нет», его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ.
  6. Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.
  7. Используйте критику-«рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.
  8. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.
  9. Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!».   Если у вас возникло желание сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь — сделайте сначала несколько глубоких вдохов и выдохов или молча, посчитайте до 10-30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.
  10. Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Паузы  помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это             трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.
  11. Признайте быстро свою ошибку или неверный шаг, решительно и чистосердечно.
  12. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов, позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие  критикующего оказывается менее уязвленным.
  13. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Очень часто людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти выход.
  14. Говорите только о предмете, проблеме, деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо», не загоняйте критикующего  в угол.
  15. Настоящий критик должен подробнее  останавливаться на преимуществах,  а не на недостатках.

«Критик должен быть готов и способен в любой момент и по первому требованию занять место критикуемого им и выполнять его дело продуктивно и компетентно, в противном случае критика превращается в наглую самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса».             (Й.Пауль).

Что вам не нравится, когда вас критикуют?

Как Вы критикуете то, что вам не нравится, или то, что, на ваш взгляд, является ошибочным?

___________

Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах

Конфликтология и конфликты