Яндекс.Метрика

Кризис профессионального самоопределения

Кризис профессионального самоопределения

 Основные характеристики кризиса профессионального самоопределения

Пряжников Николай Сергеевич - доктор педагогических наук
Пряжников Николай Сергеевич — доктор педагогических наук

Суть кризиса выражается в нарушении гармонии и возникающем на этой основе противоречии между разными составляющими или разными линиями развития. Главная проблема кризиса — осознание противоречий и грамотное управление этими противоречивыми процессами. Таким образом, чем в большей степени эти противоречия осознаются психологом и клиентом, тем в большей степени они становятся управляемыми. Естественно, могут быть ситуации, когда осознание слишком сложной и трудноразрешимой проблемы может еще больше усугубить кризис клиента, и тогда профконсультант должен сориентироваться в данной проблеме сам, выдавая клиенту лишь готовую рекомендацию или решение. Но как уже отмечалось, в этом случае клиент не может рассматриваться как полноценный (со сформированной внутренней активностью) субъект самоопределения.

Кратко можно обозначить следующие варианты противоречий самоопределяющейся личности:

  • противоречие между половым, общеорганическим и социальным развитием человека (по Л. С. Выготскому);
  • противоречие между физическим, интеллектуальным и гражданским, нравственным развитием (по Б. Г. Ананьеву);
  • противоречия между разными ценностями, противоречия несформированной ценностно-смысловой сферы личности (по Л. И. Божович, А. Н. Леонтьеву);
  • проблемы, связанные со сменой ценностных установок во взрослые периоды развития субъекта труда (по Д. Сьюперу, Б. Ливехуду, Г. Шихи);
  • кризисы идентичности (по Э. Эриксону);
  • кризис, возникающий в результате существенного рассогласования между «реальным Я» и «идеальным Я» (по К. Роджерсу);
  • кризисы возрастного развития, основанные на противоречии мотивационной и операциональной линий развития (по Б. Д. Эльконину);
  • кризисы собственно профессионального выбора, основанные на противоречии «хочу», «могу» и «надо» (по Е. А. Климову) и др.

Чтобы более наглядно представить один из возможных вариантов противоречий, возникающих в ходе развития субъекта профессионального самоопределения, можно использовать образную модель (см. рис. 1).

pam-016Рис. 1. Модель противоречивых ориентаций субъекта профессионального самоопределения. Стрелки указывают преимущественные ориентации желаний клиента («хочу»), его возможностей («могу») и его представления о должном («надо»). Величина стрелок указывает степень выраженности этих ориентации.

На данном рисунке показано, например, что, с одной стороны, есть некоторое противоречие (рассогласование) в направленности «хочу» (больше ориентированной на «альтруизм»), с другой — «могу» и «надо», больше ориентированных на «уникальность», которая не всегда может соотноситься с «альтруистической» ориентацией (в нашем примере ориентация на «уникальность» как бы «разрывается» между альтруистической и эгоистической ориентациями, что уже может породить некоторый внутренний конфликт). Кроме того, наблюдается некоторое несоответствие самой величины векторов «могу» и «надо» (в нашем примере «надо» имеет более выраженную ориентацию). И как уже отмечалось ранее, рассогласованность «хочу», «могу» и «надо» неизбежно требует их коррекции и развития, а не просто «учета» при планировании своих перспектив, как это делается при традиционных подходах.

Соответственно, на данной модели (с этими же системами координат) могут быть представлены и другие обозначенные ранее противоречия в линиях развития субъекта профессионального самоопределения, например противоречия между эмоционально-мотивационной, познавательно-интеллектуальной и морально-волевой линиями активизации (это позволило бы лучше осознать противоречия, возникающие в самом процессе профконсультационного взаимодействия между клиентом и психологом). В другом случае можно обозначить противоречия между линиями собственно профессионального, жизненного и личностного развития и т. п.

Для лучшего понимания логики и механизмов развития субъекта профессионального самоопределения можно специально рассмотреть «кризисы разочарования» самоопределяющейся личности. Опыт наблюдений показывает, что человек — это существо, постоянно разочаровывающееся. Начиная с раннего детства человек (ребенок) находится в постоянном поиске все лучших и лучших образцов для восхищения и подражания. Но это неизбежно предполагает и постоянный отказ от исчерпавших свою привлекательность образцов. К таким образцам могут быть отнесены и конкретные образы профессий, и образы жизни тех или представителей социально-профессиональных групп, на что часто и ориентируется самоопределяющийся подросток. Образ самого мира меняется как для самоопределяющегося человека, так и для уже работающих (самоопределившихся) профессионалов [3]. Человек как бы ищет для себя образ наиболее комфортного мира, где он мог бы реализовать свои лучшие помыслы и возможности. Но нередко он вынужден создавать воображаемые образы таких миров, что делает еще более реальными «кризисы разочарования». Да и кто точно знает, какой образ мира является самым правильным?

Такое меняющееся отношение к миру и самому себе неизбежно порождает конфликт самоопределяющегося человека с миром, с окружающими его людьми и с самим собой. Следует заметить, что такое положение дел далеко не всегда негативно. Например, известно, что многие выдающиеся люди находились в конфликте и с обществом, и с собой. Ведь нередко образ идеального мира (и идеального себя) не совпадает с реальными образами, что и порождает активность (особую энергию) по преобразованию окружающего мира и самого себя в этом мире.

Самоопределяющаяся личность не всегда находит для себя подлинные смыслы в настоящем времени, и тогда она вынуждена искать эти смыслы в иных, часто воображаемых мирах, в своей прошлой жизни или в предполагаемом будущем. Некоторые авторы на этой основе выстраивают типологию самоопределения личности [1].

Кризисы разочарования имеют циклическую, спиралевидную форму. Можно даже предположить, что на каждом витке спирали (а не только в период старости) наступает определенная «мудрость», когда субъект как бы соглашается с несовершенством окружающего мира и самого себя, что и дает ему возможность взглянуть на общую ситуации своего самоопределения со стороны, т. е. более объективно, обретая таким образом временную гармонию с собой и миром. Но потом снова наступает разочарование, и все повторяется уже на новом витке развития.

Можно также предположить, что самоопределение имеет несколько векторов развития. Один вектор развития (назовем его развитие «вглубь» или «ввысь») связан с переходом на новый, более творческий уровень отношения к миру, например, переход от целей, связанных с общепринятым пониманием «успешной карьеры», к целям, связанным с поиском более благородных смыслов своей жизни и профессиональной деятельности. Другой вектор (с условным названием «вширь» или «вдоль») предполагает переход на каждом уровне (витке) своего развития сначала от разочарования к более спокойному восприятию несовершенств окружающего мира и самого себя (состояние гармонии и «мудрости»), а затем от гармонии к новому разочарованию.

Следует уточнить, что в данном случае понимается под кризисом. Это ситуации, когда исчерпаны возможности развития «ввысь» или развития «вдоль», т. е. когда субъект вынужден менять свои представления об окружающем мире (в том числе и о мире профессий) или представления о себе и своем месте в этом мире. Напомним при этом, что сам кризис усугубляется, когда он становится менее осознаваемым и, следовательно, неуправляемым.

(Фрагмент из учебного пособия  Пряжникова  Н. С.   —  Активные методы профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 2001)

______________________

Педагогическая конфликтология

Конфликт