Курс «Конфликтология для старшеклассников»
(Технология курса включает: мини-лекции, игры, тренинги, дискуссии и беседы)
Длительность курса от 24 до 110 ак. часов.
Основные задачи:
- научить старшеклассников конструктивно выстраивать коммуникацию в конфликтах;
- минимизировать агрессивные формы выяснения отношений в конфликтных ситуациях;
- сформировать навыки рефлексивного мышления для самоуправления в конфликтах.
Тема. Введение в конфликтологию.
- Почему люди конфликтуют.
- Причины конфликтов у старшеклассников.
- Можно ли жить без конфликтов.
- Конфликтный человек — это какой человек.
- Взросление, как конфликтогенный фактор.
Тема 2. Самодиагностика. 2-10 ак. часов (1-5 занятий)
- Генеалогическое дерево. Схема.
- Круг моего общения. Друзья и …
- Семья и конфликты в семье.
- Школа и конфликты в школе.
Тема 3. Информация и работа со знаниями
- Что такое информация и чем она отличается от знания
- Критическое мышление
- Знание и понимание в конфликте.
- Сбор, анализ и систематизация информации о конфликте
- Методы диагностики конфликта.
- Виртуальные конфликты.
Тема 4. Самоопределение: взросление, ответственность, риск и выбор
- Виды самоопределения. Самоопределение в конфликтной ситуации.
- Права и ответственность старшеклассника.
- Как сделать правильный выбор.
- Взросление: риски и возможности.
Тема 5. Внутриличностный конфликт .
- Виды внутриличностного конфликта.
- Механизмы, стадии и фазы развития конфликта.
- Место и роль конфликтов в развитии личности.
Тема 6. Межличностный конфликт
- Конфликты с родителями: межпоколенческий конфликт.
- Конфликты с преподавателями.
- Конфликты с одноклассниками.
- Варианты (модели) разрешения конфликтов.
- Методики самоуправлением в конфликтах.
Тема 7. Модели конструктивной коммуникации и рационального поведения в конфликтах
- Критика как конфликтогенный фактор.
- Методы сохранения самоконтроля.
- Стрессоустойчивость и конфликтоустойчивость в конфликте.
- Психосоматика и стресс.
- Рекомендации.
Тема 8. Переговоры.
- Как подготовиться к переговорам.
- Кто такой медиатор и когда он необходим.
- Этапы проведения переговоров.
- Принципы переговоров.
- Завершение переговоров.
9. Рефлексивное управление конфликтом.
- Типы мышления. Схема сознания.
- Рефлексивное и нерефлексивное мышление.
- Методы проектирования развития конфликта.
- Проектирование будущего и управление конфликтом.
По окончанию курса — старшеклассник пишет эссе на 5-7 стр. «Конфликты в моей жизни»
_____________
Педагогическая конфликтология. Конфликтология в школах
Конфликтология и конфликты